22 (09) ноября 1915 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
Западный фронт
На фронте рижского района местами возобновилась сильная артиллерийская перестрелка.
Западнее Двинска германцы были принуждены податься назад в районе Поневежской железной дороги. В захваченных нами окопах вновь найдено оружие, снаряжение и не погребенные трупы германцев.
На всех остальных участках фронта от Рижского залива до реки Припяти без перемен.
На левом берегу Стыри противник не мог удержаться на занятых им местах, и 6 ноября город Чарторийск и деревня Козлиничи на левом берегу Стыри, ниже Чарторийска, вновь заняты нами.
Кавказский фронт
От Черного моря до северного берега Ванского озера стычки передовых частей и перестрелка.
С наших аэропланов сброшены бомбы в турецкие войска, расположенные в районе селений Кеприкиоя и Хоросана.
На юго-западном берегу Урмийского озера столкновения с курдскими скопищами.
Северный фронт
9-го ноября.
В районе д. Пулкарн, юго-восточнее Риги противник был потеснен. Землянки и окопы его частью разрушены.
Западный фронт
9-го ноября.
На всем фронте боевых столкновений не происходило.
Юго-западный фронт
9-го ноября.
На левом берегу реки Стыри, перед переправами на участке Рафаловка — Чарторийск, было несколько столкновений, не повлекших за собою изменений общего положения.
В Галиции, на восточном берегу Стрыри, также было несколько столкновений с передовыми частями противника, перешедшими через реку. Части противника, наступавшие от Бенявы (южная оконечность озера Пшкув) были встречены дружным огнем и отброшены. Западнее дер. Хмелевка бой еще продолжается; северо-восточнее Бучача противник был выброшен из д. Петликовце Н. Несколько южнее им занята д. Яновка.
Боевые эпизоды
В ночь на 5 ноября разведчики проникли в районе Баусского шоссе за проволочные заграждения противника, где обнаружили сильную заставу. Противник открыл огонь и пытался окружить разведчиков, но последние штыковым ударом опрокинули немцев, часть которых запуталась в своей же проволоке и была переколота.
5 ноября, около 11 часов вечера, значительная партия немецких разведчиков пыталась проникнуть за наше сторожевое охранение на одном участке шлокского района, но была разогнана огнем.
В двинском районе противник вынужден был на некоторых участках бросить свои окопы, в ночь на 4 ноября занятые нашими войсками. В немецких укреплениях подобрано около 150 винтовок, 4 пулеметных ящика с лентами и много патронов и снаряжения. Здесь же нами погребено свыше 100 немецких трупов, брошенных противником при поспешном отходе.
Немецкий нижний чин, убитый в двинском районе, в своем дневнике, между прочим, пишет:
«7 сентября (старого стиля) часть нашего полка, назначенного на усиление войск, действующих в двинском районе, прибыла в м. Купишки, и расположилась у большой новой церкви, разрушенной артиллерией. Был жестокий холод. Утром 7 сентября местные жители пришли в церковь молиться. Я бранил товарищей за то, что они мешали жителям совершать религиозные обряды; поведение некоторых моих друзей могло бы быть гораздо лучше. В 4 часа 10 сентября мы достигли м. Абели, состоящего из ряда деревянных домов. Население здесь, как вообще обычно, исключительно свойское, все остальное бежало. Вечером встретил огромную партию наших раневых и из разговоров выяснил, что они уже 3 дня в пути пешком от Двинска и направляются на сборный пункт. По их словам, молодые русские солдаты оказали храброе сопротивление нашему наступлению, и мы понесли большие потери убитыми и ранеными».
На фронте .... армейского корпуса противник весь день 3 ноября стрелял исключительно разрывными пулями.
4 ноября в районе Тарнополя шел густой снег.
Пленные австрийцы, захваченные в районе Танабора, высказывали жалобы на недостаток продовольствия и отсутствие теплой одежды. Все их показания свидетельствуют также о подавленном настроении в Австрии, возрастающем при приближении зимней кампании, и том, что в народе и армии не прекращаются слухи о близком мире. Эти слухи поддерживаются, главным образом, немецкими и австрийскими офицерами.
Бежавшие за последние дни из плена наши нижние чины подтверждают сведения об остроте положения в вопросе о продовольствии в Австро-Венгрии; например, стоимость коровы возросла до 500 рублей. Наши имевшие несчастье попасть в плен нижние чины и офицеры буквально голодают, так как и за деньги нельзя ничего купить.
Показания пленных, взятых в другом районе, говорят об общем недовольстве в стране затяжкой войны; особенно остро проявляется это в Венгрии.
Из дневника одного австрийца, взятого в плен, видно, что тыл австрийской армии обслуживается очень плохо, особенно снабжение продовольствием. Эшелон, с которым ехал этот австриец, не получал никакой пищи в течение 34 часов.
Общий тон дневника отмечает крайне плохую организацию тыла, управление войсками в боях и отношение к нижним чинам.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 18 (05) ноября 1915 года
Первая мировая война. 19 (06) ноября 1915 года
Первая мировая война. 20 (07) ноября 1915 года
Первая мировая война. 21 (08) ноября 1915 года
Первая мировая война. 22 (09) ноября 1915 года
Первая мировая война. 23 (10) ноября 1915 года
|