nik191 Суббота, 27.07.2024, 03:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2015 » Май » 21 » Первая мировая война. 22 (09) мая 1915 года
06:23
Первая мировая война. 22 (09) мая 1915 года

 

 

22 (09) мая 1915 года

 

От штаба Верховного Главнокомандующего

 

9 мая.

Наши войска овладели 6-го мая неприятельской позицией у села Куршаны, где захватили несколько сот пленных и пулеметы.

К западу от города Шавли неприятель на значительном фронте отступает.

В районе Россиен неприятель несколько усилился и частью переправился на левый берег Дубиссы.

На левом берегу Вислы мы продолжаем успешно теснить неприятеля в районе к югу от железной дороги Радом—Кельцы, при чем от Опатова неприятель отброшен на фронт Слупя-Нове—Лагов.

На галицийском фронте сражение продолжалось 6-го мая с большим ожесточением.

Между Вислой и Перемышлем неприятель несколько распространился на правом берегу Сана в центре, в районе Сенявы, но на обоих флангах со стороны Вислы, между Тарнобжегом и Улановом, и со стороны Перемышля, у Тыченны, нами одержаны значительные успехи в упорном бою на левом берегу Сана.

Между Перемышлем и Большим Днестровским болотом напряжение неприятельских атак достигло 6-го мая высшаго предела. Особенно большие потери понес неприятель при повторных попытках прорыва участка Гусакув—Крукеница.

На стрыйском направлении 6-го и на рассвете 7-го мая развивались горячие бои, результат коих еще не определился. Однако, к северу от города Болехова, у Бании, за эти сутки успешной контратакой мы вернули несколько утраченных накануне окопов.

У Коломыи неприятель, получив подкрепления, продолжает удерживаться.


От штаба Кавказской армии
9 мая

6-го мая на приморском направлении—обычная перестрелка и столкновения разведывательных частей.
Наш миноносец потопил 10 груженых турецких фелюг.

На мелазгертском направлении турки отброшены к западу от селения Копа.

Южнее Мелазгерта происходило столкновение между нашей и курдской конницей. Курды рассеяны.

На ванском направлении наши части заняли Коршульский перевал. Турки оттеснены к Башкале.

На прочих направлениях без перемен.

 

С театров военных действий

 

Германский театр военных действий

9-го мая.

В шавельском районе неприятель продолжал еще удерживаться на сильно укрепленной им позиции у Бубье. Значительные силы, перешедшие в районе Россиен на левый берег Дубиссы были вновь оттеснены нами за эту реку.

На наревском фронте, в долине Ниссы мы отразили попытку неприятеля нас атаковать.

На левом берегу Вислы неприятель в последние дни, при поддержке сильного артиллерийского огня, безуспешно пытался оттеснить наши сторожевые части, удерживающиеся на левом берегу Равки.

К югу от Пилицы в раионе Климонтова неприятель пытался перейти в наступление. Энергичной контратакой в ночь на 9-е мая мы отбросили его и захватили свыше 1,000 пленных и 4 пулемета.


Австро-венгерский театр военных действий

9-го мая.

В Галиции неприятель, в общем, перешел к обороне. Предпринимаемые им активные действия имели преимущественно характер контратак.

Между Вислой и Перемышлем мы несколько продвинулись на левом берегу Нижнего Сана и отбили 4 неприятельских контратаки в районе Рудника. К северо-востоку от Сенявы мы вытеснили неприятеля из селения Добри.
Контратака германцев, произведенная ими в ночь на 9-е мая на фронте Маковиско-Ветлин, была нами успешно отражена.

Между Перемышлем и Большим Днестровским болотом неприятель продолжал безуспешные попытки прорвать наш фронт между сел. Гусакув и Крукеница.

В ночь на 9-е мая наши войска перешли в наступление в ближайшем к Днестру районе, и, потеснив неприятеля, захватили до 900 пленных и 4 пулемета. На фронте правого берега Днестра в районе Слоньско в течение 8-го мая продолжался упорный бой. Неприятель несколько раз достигал наших окопов, но огнем и контратаками мы его каждый раз отбрасывали. При этом нами взято в плен 17 офицеров, 640 нижних чинов и захвачены пулеметы.

От Долины до Коломеи велся сильный артиллерийский огонь.


Франко-Бельгийский театр военных действий

9-го мая.

Во всем районе к северу от Арраса после целого ряда неудач, испытанных германцами, бои продолжались в течение всей ночи на 9-е мая, имея в некоторых пунктах особенно ожесточенный характер.
Британская армия продвинулась вперед на востоке от Фестюбера.

К северо-востоку от часовни Нотр-Дам-де-Лоретт французы продвинулись на несколько сот метров и взяли пленных.

К северу от Невилль-Сент-Вааст они выбили неприятеля из целого ряда траншей и достигли перекреста дорог к северу от деревни. Кроме того они заняли новую группу в самом селении.

 

Дневник военных действий
К. Шумскаго


Либава и Западная Галиция

Первый период весенней кампании ознаменовался двумя операциями наших противников, предпринятых не на главной „берлинской дороге", а по бокам ее. Один немецкий отряд двинулся в Прибалтийский край, а другая группа противника, уже более крупная, состоящая из австро-немецких корпусов, предприняла наступление вдоль Галиции.

Прибалтийский район всегда был до известной степени открыт, как одинаково и был открыт у немцев прибрежный район Восточной Пруссии, на фронте Мемель—Тильзит. Однако за все 9 месяцев войны немцы ни разу не сунулись в этот район, что вполне понятно из того, что район этот удален от главной „берлинской дороги": Берлин—Варшава и представляет собою один из отдаленных второстепенных театров, который всегда бывает на всякой войне. Это, так сказать, „германская Буковина", и все, что происходит здесь, абсолютно не имеет никакого влияния на положение, сторон на главном театре, где стоят друг против друга главные армии. Здесь, как и в Буковине, обширное поле для всяких политических диверсий, демонстраций, фуражировок и т. п.

Поэтому наши противники повели наступление в Прибалтийский край только на 10-й месяц войны, когда над ними нависла весьма реальная новая угроза в виде итальянского выступления. В эти дни Берлин и Вена переживали самые тяжелые минуты, и германская стратегия, обессиленная уже теми задачами, которые перед ней неразрешимо стоят с самого начала войны, отчетливо сознавала, что борьба с новым крупным врагом ей совершенно не под силу. Посланец кайзера, Бюлов, выбивавшийся из сил в Риме, ведя бесплодные переговоры с итальянским министром иностранных дел, в последнюю критическую минуту призвал на помощь стратегическую мудрость „великого" Гинденбурга. Одни слова и обещания не помогали, нужно было показать военный успех, и это была единственная надежда, что итальянцы уверуют в силу германского оружия и откажутся от выступления.

Во исполнение этого и была задумана диверсия в Прибалтийский край. Но так как итальянские стратеги грамотны и понимают, что Либава есть нечто весьма несерьезное и незначительное с точки зрения стратегической, то, очевидно, Прибалтийская диверсия годилась только для воздействия на итальянское общественное мнение, на широкие круги итальянского общества, а для итальянских стратегов нужно было придумать что-либо иное, более серьезное.

Поэтому для них было придумано наступление большими силами по Западной Галиции, т.-е. вправо от „берлинской дороги". Конечно, и это наступление не вело к решительному сражению, ибо оно производилось только на одном небольшом участке всего восточного фронта, а следовательно, бой здесь был частным, и одинаково частным был бы успех в случае, если бы он был достигнут. Но все же это давало вид, что австро-немцы намерены вернуть обратно Галицию.

Австро-немецкое наступление по Западной Галиции сначала подготовлялось при помощи долгих настойчивых атак, по-видимому, демонстративного характера, которые велись на совершенно другом конце, — а именно в Карпатских проходах. Затем немцы понемногу стали устанавливать в Западной Галиции, в районе Дунайца, против города Тарнова тяжелую артиллерию. Эта тяжелая артиллерия от времени до времени постреливала большими бомбами, и в такой вялой перестрелке велось дело на Дунайце в течение около месяца. За это время, как, мы видели, пока пушки стреляли на Дунайце, австрийцы лезли в другом конце—на Ужокском перевале и на Стрыйском направлении.

Затем австро-немцы сразу повели наступление крупными силами через реку Дунаец и развили при этом большой силы огонь из тяжелых пушек. Появление значительных сил противника и огонь тяжелой артиллерии дали ему возможность переправиться на правый берег Дунайца.

Необходимо иметь в виду, что река Дунаец являлась оборонительной линией, перегораживавшей Западную Галицию. Как оборонительная линия, река Дунаец невысокого достоинства, ибо недостаточно глубока и широка.
Сзади Дунайца находилась другая, еще более слабая оборонительная линия, перегораживающая Западную Галицию — линия реки Вислоки. Наконец еще сзади находилась уже самая сильная оборонительная линия Западной Галиции—река Сан с крепостями Перемышлем и Ярославом.

Таким образом, по существу, сколько-нибудь серьезных оборонительных линий было немного: всего лишь одна река Сан с крепостями на ней. Можно было еще обороняться впереди Сана, за рекой Дунайцем, но позиция эта была временная, ибо оборонительная линия реки Дунайца слаба. В силу этого после Галицийской битвы обозначилось: во-первых, что мы владеем Галицией до реки Сана весьма прочно и, во-вторых, что пространство впереди реки Сана, до Кракова, не имеет оборонительных линий, за исключением ничтожных Дунайца и Вислоки, и потому непрерывно оспаривается обеими сторонами. То мы отходим на реку Сан, и австрийцы занимают район Западной Галиции от Кракова до Сана, то австрийцы оттесняются обратно, и мы выдвигаемся перед Сан и доходим — когда до реки Дунайца с городом Тарновом, когда до города Бохнии и Велички, а когда и до самых Краковских фортов.
Следовательно, вполне уже выяснилось, что в нашем прочном владении находится вся Галиция до Сана, включая Ярослав, а теперь и Перемышль. Спорный же участок впереди Сана, до Кракова, должен был оставаться спорным до общего нашего перехода в наступление по всему восточному фронту.

Это видно из того, что, если обратить внимание на карту, то основная линия нашего расположения на восточном фронте—река Висла—имеет своим продолжением в Галиции реку Сан: река Висла с рекой Саном составляет меридиональную линию обороны, которая обозначает расположение нашего главного фронта. Поэтому все, что впереди этой линии, представляет собою нечто в роде „частных приобретений". Это—выступы впереди главной линии, и временно они находятся у нас, а временно срезываются наступлением противника. Окончательное овладение ими зависит от общего перехода в наступление по всему фронту, когда мы вообще выдвинемся вперед и займем некоторую территорию впереди меридиональной линии Вислы —Сана. Тогда и район впереди Сана очутится в нашем владении, и тогда будет выровнен общий фронт.

В силу такого спорного характера части Западной Галиции впереди Сана до Кракова, успех генерала Макензена, который повел здесь наступление смешанной австро-германской армией, не представляется по существу сколько-нибудь значительным успехом. Мы просто отошли на нашу главную оборонительную линию Вислу—Сан, выровняв таким образом свой фронт.

Возможно, конечно, что это будет некоторым разочарованием для тех, которые упорно и наивно верили в какое-то наступление через Венгрию к Берлину, в какой-то обход Германии через Австро-Венгрию, как будто можно ехать из Петрограда в Одессу через Казань. Смысл нашей операции на Карпатах, когда мы заняли главные Карпатские проходы, был настолько прост и ясен, что не нужно было выдумывать какого-то обхода Германии через Австро-Венгрию для того, чтобы понять значение занятия нами Карпатских проходов. Карпатские проходы нами были заняты для того, чтобы обеспечить владение территорией Галиции, и в этом смысле занятие нами Карпатских проходов преследовало чисто-оборонительные задачи, при чем мы вели эту оборону активно.

Главный путь всегда был, есть и будет: путь Варшава— Берлин, и именно потому, что он всегда был, есть и будет главным, наша задача на австрийском фронте носит активно оборонительный характер.

Мы наступали всегда на Германию и всегда имели ее в виду, а против Австрии всегда был заслон, и судьба этого заслона была решена в Галицийской битве. Когда, одержав победу в этой битве, мы заняли Галицию, мы этим самим естественно дошли до оборонительной линии—Карпатского хребта.

Поэтому, заняв горные проходы Карпат с одной стороны и линию реки Сана с другой стороны, мы остановились в активно-оборонительном положении, которое естественно занимает всякий заслон на то время, пока подготовляется и разрабатывается главная операция по главной „берлинской дороге", против главного врага—Германии.

Вот в чем смысл событий, и нужно помнить всегда, что высшие стратегические соображения доминируют над всем. Все — в основной идее плана, а эта основная идея всегда подразумевала победу над главным врагом — Германией и заслон против более слабого противника — Австро-Венгрии. Работа заслона выполнена в течение 9 месяцев войны. Австро-немцы еще топорщатся, еще пытаются нажать на этот заслон, но кроме „стратегической кадрили" от Сана к Кракову и обратно ничего не в состоянии предпринять.

Поэтому мы в праве сказать, что наш отход от линии реки Дунайца к линии Висла — Сан есть всего лишь выполнение нами той заслонной задачи, которую мы определенно наметили на австрийском фронте.

Наше положение ни на йоту не изменилось ни от движения Макензена по Западной Галиции ни от появления германских отрядов в Прибалтийском крае. Первое, что многим кажется очень важным, не имеет абсолютно никакого значения. Второе занятие Либавы—быть может, несколько и неприятно, но нужно помнить, что раз немцы меняют Варшаву на Либаву, то это только свидетельствует об их бессилии предпринять что-либо серьезное. Нужно помнить, что стратегия требует от военных деятелей сплошь да рядом примеров такого гражданского мужества, какое проявил, например, в начале войны генерал Жоффр, отойдя за Париж и отдав северо-восточную Францию временно немцам, ибо стратегия над всем повелевает, и нет ничего хуже, когда стратегические расчеты нарушаются под влиянием криков толпы.

Смеяться будет хорошо тот, кто будет смеяться последний.

 

В австрийской армии

(4 мая) „Армейский Вестник" сообщает:

"Офицеры одного из гонведных полков, взятые в плен в последних боях, показали, что между австрийскими офицерами открыто говорят о происходящем наступлении в Карпатах австро-германцев, как о последнем усилии сломать русское сопротивление и принудить Россию заключить мир. Австрия все равно больше вести войны не в состоянии.

Пленные поляки-австрийцы говорят, что во время боя за ними наступали германцы, которые их подгоняли и кричали: „Вперед, польские свиньи!"

На стрыйском направлении взятые нами в плен нижние чины принадлежат к 15 батальону ландштурма, составленному из нестроевых различных тыловых учреждений.Пленные румыны 32 гонведного полка, захваченные нами в районе Вполоки, говорят, что настроение в их полку угнетенное, румыны хотят перейти к русским, но офицеры и капралы немедленно расстреливают не желающих идти вперед.

 

 

Еще по теме:

Первая мировая. Сараевское убийство.

Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии

.............

Первая мировая война. 18 (05) мая 1915 года

Первая мировая война. 19 (06) мая 1915 года

Первая мировая война. 20 (07) мая 1915 года

Первая мировая война. 21 (08) мая 1915 года

Первая мировая война. 22 (09) мая 1915 года

Первая мировая война. 23 (10) мая 1915 года

..........

Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия

..........

Первая мировая война. Крепости. Германия

..........

Первая мировая война. Оружие.

.........

Первая мировая война. Техника

.........

Первая мировая война. Хроника первых семи месяцев войны

.........

 

 

Категория: 1-я мировая война | Просмотров: 1152 | Добавил: nik191 | Теги: Май, 1915 г, война | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь
«  Май 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz