nik191 Суббота, 27.07.2024, 06:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2015 » Ноябрь » 20 » Первая мировая война. 20 (07) ноября 1915 года
06:43
Первая мировая война. 20 (07) ноября 1915 года

 

 

 

20 (07) ноября 1915 года

 

 

От штаба Верховного Главнокомандующего

 

Западный фронт

На всем фронте без перемен.

В районе митавского шоссе, юго-западнее Олая, в ночь на 4 ноября германцы переходили в наступление, но были отброшены нашим артиллерийским и пулеметным огнем.

В районе брошенных германцами окопов у озера Свентен (западнее Двинска) оставлено непогребенными много трупов германских солдат.

На фронте озер Дрисвяты—Богинское артиллерия противника развивала местами очень сильный огонь.

На левом берегу Стыри, в районе железной дороги Ковель- Сарпы, противник 3 ноября переходил в наступление от Медвежье на Н. Подчеревичи, но был остановлен огнем. Кавказский фронт. Без перемен.


Северный фронт

7-го ноября.

Нашими миноносцами после короткого боя потоплено вблизи Виндавы германское сторожевое судно, один офицер и 19 нижних чинов взято в плен. У нас потерь нет.

Кавказский фронт

7-го ноября.

Боевых столкновений не было.

 


Дневник военных действий
К. Шумского

Борьба в Сербии

Центральным стратегическим событием последних дней была, конечно, сербская операция. Как известно, сербский театр военных действий представляет собою два района: главный район, где действуют австро-германские и болгарские войска, а именно—район прежней Сербии, и второстепенный район -район Македонии, где действуют войска англо-французского десанта и небольшая группа сербских войск.

С развитием наступления австро-германцев стало известно, что австро-германския силы значительно больше того, что можно было ожидать. Австро-германцы, пользуясь тем, что фронт их на русском театре сократился, благодаря тому, что достиг линии труднопроходимых Пинских болот, смогли, в общем, сосредоточить против Сербии до шестнадцати дивизий, значительные силы ландштурма и особую австрийскую конную массу. Все эти войска, общей численностью до 350 тысяч, были разделены на две армии: армию венгерского генерала Кевесса фон-Кевешхаза и армию германского генерала Гальвица,—того самого, который в свое время на нашем фронте переправился через реку Нарев и стремился закрыть, крайне неудачно, выход из "варшавского мешка".

Армия Кевесса состояла из четырех германских и двух австрийских дивизий, двух дивизий германского ополчения-ландштурма и австрийской конницы. Всего около 120 тысяч человек при 450 орудиях. Армия генерала Гальвица состояла из десяти дивизий германских войск, всего свыше 200 тысяч человек и до 650 орудий.

Эти две армии, переправившись с боем через Дунай, растянулись вдоль всей сербской территории, от западной границы до восточной, на фронте, примерно, в 250 верст, и наступали: армия Кевесса—через западную половину Сербии, а армия Гальвица—через восточную половину Сербии. Посредине между ними пролегала долина реки Моравы, по которой проходил главный железнодорожный путь, соединяющий Австрию с Болгарией, а именно путь—Белград - Ниш-София.

В то время, когда австро-германцы наступали таким широким фронтом с севера на юг, с востока на запад наступали на сербов две болгарские армии—Бояджева и Тончева,-всего до шести дивизий, общей численностью до 18 тысяч человек.

Наконец с юга наступала македонская группа болгарских войск, занявшая с боем Куманово и Ускюб и повернувшая отсюда с частью своих войск к северу, стремясь охватить сербскую армию у Ниша с юга.

Таким образом на сербскую армию, расположенную в центре прежней Сербии, а именно у Крагуеваца и Ниша, наступали с трех сторон свыше 500 тысяч австро-немцев и болгар, стремясь при помощи этого двойного превосходства сил раздавить сербов.

В течение около двух недель сербы геройски оказывали сопротивление на всех трех фронтах, но вслед затем, по-видимому, по заранее определенному плану, стали отходить в общем направлении к западу, т.-е. к Новобазарскому санджаку и к границам Черногории и северной Албании.

В то время, когда происходили вышеупомянутые события на главном театре, высаженный в Салониках англо-французский десант, пройдя территорию Новой Греции, вышел в сербскую Македонию и стал наступать на находившиеся у Ускюба, Велеса и Струмицы болгарские войска. Как известно, всякая десантная операция представляется, вообще, длительной, и нам уже приходилось указывать, что англичане в начале войны высаживали свою 150-тысячную армию во Франции в течение трех недель. В силу таких особых условий десанта, первые высадившиеся войска были относительно немногочисленны и исчислялись, примерно, тысяч в 50-60 англо-французов.

Эти войска, имея перед собою третью болгарскую армию в составе не менее трех дивизий, часть которой вторглась в сербскую Македонию, а другая часть обороняла южную Болгарию, продвигались хотя и успешно, но относительно медленно, в виду численного превосходства болгарских сил. Поэтому главное значение первого десанта англо-французов заключалось в том, что они отвлекли на себя до 100 тысяч болгарских сил, которые, в противном случае, должны были бы обрушиться все на ту же сербскую армию. Далее, при таких условиях, как нетрудно видеть, создалось положение, при котором: во-первых, сербские войска отходили под натиском двойных сил австро-германцев и болгар к западу от района Ниш-Крагуевац и, во-вторых, англо-французский десант приковал к себе до 100 тысяч болгарских войск, но более решительные действия этого десанта могли иметь место только в случае прибытия новых подкреплений, которые бы могли дать превосходство десанту над третьей болгарской армией,—что и ожидается.

В силу всего этого настоящий стратегический момент обязывает как сербов, так и союзников к некоторому выжиданию, впредь до того, когда силы союзников на Балканском полуострове возрастут настолько, что можно будет рассчитывать перейти в наступление и иметь успех против соединенных сил австро-германцев, болгар и турок. Это, в свою очередь, создает отдельный, крайне запутанный, стратегический узел на Балканах, ибо ни одна сторона не пожелает уступить другой на этом театре, и вследствие этого на Балканах могут постепенно накопляться войска той и другой стороны, что, в свою очередь, поведет к ослаблению войск на главных фронтах европейской войны.

Вместе с тем выжидательное положение представлялось наилучшим для сербской армии потому, что решительное сражение с превосходными силами австро-германцев и болгар было бы для сербов слишком рискованным. Однако, так как при выжидательном положении сербам приходилось отходить под натиском превосходных сил, возникал вопрос, до какого именно предела может продолжаться это отступление.

Практически этот вопрос, конечно, разрешался в зависимости от австро-германскаго и болгарского наступления. 350 тысяч австро-германцев, наступающих с севера на юг, дошли до района Крагуеваца и заняли таким образом северную половину Сербии, понеся однако при этом громадные потери. Еще большие потери понесли болгары, наступавшие в состав двух армий с востока на запад и достигшие при этом Ниша. У Ниша завязался бой.

Из этого можно видеть, что, так как в северной и восточной части Сербии находился противник, то сербское сопротивление сосредоточилось в юго-западном углу Сербии.

Какое же значение имело это сопротивление доблестных сербских войск?

Кроме того выжидания прибытия союзных войск, о котором мы говорили выше, сербы, отказываясь от решительного сражения и отходя к западу, к границам бывшего Новобазарского санджака, в Черногорию и северную Албанию, притягивали на себя австро-германские и болгарские армии.

В этом именно и заключалась вся идея сербского отхода к западу. Если бы сербы дали решительное сражение, то, в виду двойного превосходства сил противника, они могли бы его проиграть, и тогда австро-германские армии вернулись бы туда, откуда они были взяты, т.-е. на наш фронт, и, сверх того, в распоряжении немцев могли оказаться и турецкие и болгарские силы, которыми бы они воспользовались для главного фронта.

Совершенно иное дело при отходе сербов к западу. В этом случае австро-немцы хотя и имели сообщение через Сербию с Болгарией и Турцией, но путь этот всегда находился под угрозой сербских войск. Вследствие этого германский штаб не мог снять австро-германских армий из Сербии, как и не мог воспользоваться турецкими и болгарскими войсками для главных фронтов. В этом заключалась серьезная услуга, которая оказывалась сербами союзной стратегии, и жертва наших доблестных союзников, как мы видели, была далеко не бесцельна.

В этом же заключался и смысл тех новых подкреплений, которые было решено, согласно сообщениям английского министра в парламенте, послать на Балканы. Все эти союзные войска, которые уже прибыли и которые должны были прибыть, а также и сербские войска должны были не только бороться за судьбу Сербии, но должны были оттягивать на себя все те силы противника, которые находились на Балканах и которые, в противном случае, могли бы хлынуть на главные фронты европейской войны и этим поколебать установившееся ныне равновесие.

Вот почему, хотя и значительная часть сербской территории занята противником, но борьба на Балканах далека от своего конца. Допустить полное торжество противника на Балканах признается неправильным, так как в составе австро-германской коалиции может, в таком случае, войти новая боевая сила, представляемая контингентами балканских государств. Это станет еще более понятным, если обратить внимание, что позиция Румынии и Греции еще не определилась, и что она находится всецело в зависимости от результатов борьбы на Балканах.

Из всего вышеизложенного можно видеть, что в течение зимнего периода, который является подготовительным к решительной борьбе на главных фронтах— нашем и французском, происходит вспомогательная операция на Балканах, которая должна, в зависимости от тех или иных результатов, увеличить силы той или иной стороны к предстоящей решительной весенней и летней кампании.

На Балканах в настоящее время борются за те силы и контингенты, которыми каждая сторона хочет воспользоваться для того, чтобы быть сильнее тогда, когда весною будут происходить самые решительные моменты войны, самые решительные операции на главных фронтах. При том равновесии, которое установилось на главных фронтах войны, эти новые силы взятые с Балкан, могут сразу дать успех какой-либо одной из сторон.

И в этом стратегический смысл всех важных событий, происходящих на Балканах, и то упорство, с которым обе стороны цепляются за свои "политические и стратегические позиции" на этом полуострове.

 

 

Еще по теме:

 

Первая мировая. Сараевское убийство.

Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии

.............

Первая мировая война. 16 (03) ноября 1915 года

Первая мировая война. 17 (04) ноября 1915 года

Первая мировая война. 18 (05) ноября 1915 года

Первая мировая война. 19 (06) ноября 1915 года

Первая мировая война. 20 (07) ноября 1915 года

Первая мировая война. 21 (08) ноября 1915 года

 

 

Категория: 1-я мировая война | Просмотров: 630 | Добавил: nik191 | Теги: война, 1915 г., ноябрь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz