16 (03) сентября 1915 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
Бои на фронте западнее Двинска продолжаются с прежним упорством. С большими потерями отбиты атаки немцев севернее Иллукста. Нашей контратакой здесь взято около 100 пленных, и после боя убрано большое число германских трупов. На проволочных заграждениях остались груды немецких тел. Атака немцев у железнодорожной станции Еловка, западнее Иллукста, была отбита также с большими потерями. Немцы бежали. Вторичной атакой немцам удалось здесь занять мызу Штейдерн, где наши окопы были совершенно разрушены немецкой тяжелой артиллерией.
Нашим артиллерийским огнем отогнаны в свои окопы немецкие части, атаковавшие некоторые участки между озерами Ониле и Самана. При атаках наших позиций в районе озер юго-западнее и южнее Двинска немцы вынуждены прибегать к сапным работам вследствие губительного нашего огня. Настойчивые атаки противника здесь не прекращаются.
Отряды немцев появились южнее Двинска, в районе северней Дисенки. Селение Видны занято противником. Передовые части противника заняли станцию Вилейки. На левом берегу Вилии, западнее Вилейки, на многих переправах идут упорные бои.
Напряженно протекают бои на средней Вилии, в ближайшем районе города Вильны. Противник настойчиво стремится порваться в город.
Юго-восточнее Оран немцы после упорных атак потеснила наши части в районе селения Радун и деревни Смольчики. У деревни Заречье, западнее Щучина, идет бой. Перед нашим фронтом лежит много немецких трупов.
В районе западнее реки Лебеды (правый приток верхнего Немана) неприятель развивал сильный артиллерийский огонь у деревень Малевичи и Дуброва. Наше охранение здесь было несколько потеснено противником.
На фронте реки Шары германцы под прикрытием тумана на понтонах переправились через названную реку у Рыщица, южнее Слонима.
Передовые части противника, наступавшего между Ясельдой и Припятью, появились в районе правого берега нижней Ясельцы и города Пинска.
От штаба кавказской армии
за 2 сентября
В приморском районе перестрелка.
На ольтинском направлении столкновение наших разведчиков с турками у Тева и Ашмешен.
На ванском направлении столкновение нашего отряда у селения Анг с турками.
На остальном фронте без перемен.
Юго-западный фронт
4-го сентября.
На среднем Стоходе мелкие кавалерийские столкновения и бои частного характера происходили у дд. Боровно и Гулевичи. При преследовании в районе юго-западнее Колки наша конница атаковала противника в конном строю у дер. Рудники, обратила его в бегство, многих изрубила и захватила пленных.
Дер. Журавичи, южнее д. Рудники, взята нами с бою. Общим ударом на ровно-ковельском направлении нам удалось сбить противника, который отходил в беспорядке, теряя много пленных. Восточнее Городище (северо-западнее Деражно) противник был выбит из окопов, причем захвачены знамя и командир 8-го имперского полка и свыше 800 пленных. Остатки противника рассеялись в лесах. Вместе с тем, после прорыва фронта противника у деревни Руда-Красная, южнее Деражно, наши войска продолжали наступление и, разбив его в лесу, южнее деревни Цуман, захватили снова до 1,800 пленных.
В районе западнее Вишневец были отбиты атаки противника у д. Лопушно и д. Волица.
В районе, непосредственно примыкающем к правому берегу Серета, во многих местах противнику были нанесены чувствительные удары местного значения.
Западный фронт
4-го сентября.
Бои на фронте западнее Двинска продолжались с прежним упорством.
С большими потерями были отбиты атаки немцев севернее Иллукста.
Атака немцев у железнодорожной станции Еловка, западнее Иллукста, была отбита также с большими потерями, немцы бежали. Вторичной атакой немцам удалось здесь занять мз. Штейдерн, где наши окопы были совершенно разрушены немецкой тяжелой артиллерией. Нашим артиллерийским огнем отогнаны в свои окопы немецкие части, атаковавшие некоторые участки между озерами Овиле и Самава.
При атаках наших позиций в районе озер юго-западнее и южнее Двинска немцы вынуждены были прибегнуть к сапным работам вследствие губительности нашего огня, но продолжали настойчивые атаки. Отряды немцев появились южнее Двинска в районе верхней Дисенки. Селение Видзы занято противником. Передовые части противника заняли станцию Вилейки.
На левом берегу Вилии, западнее Вилейки, на многих переправах завязались упорные бои. Столь же напряженно велись бои на средней Вилии, в ближайшем районе города Вильны. Противник настойчиво стремился ворваться в город.
Юго восточнее Оран немцы после упорных атак потеснили наши части в районе с. Радунь и д. Смильчини. У дер. Заречье, западнее Щучина, начался бой.
В районе западнее р. Лебеды (правый приток верхнего Немана) неприятель развивал сильный артиллерийский огонь у деревень Малевичи и Дуброва; наше охранение здесь было несколько потеснено противником.
На фронте реки Шари германцы под прикрытием тумана, на понтонах переправились через названную реку у фл. Рыщица, южнее Слонима. Передовые части противника, наступавшего между Ясельдой и Припятью, появились в районе правого берега нижней Ясельды и гор. Пинска.
Кавказский фронт
4-го сентября.
В приморском, ольтинском и дутахском направлениях удачные действия наших разведывательных частей.
В ванском районе столкновения нашей конницы с бродячими шайками курдов к востоку от Бегри-Кала.
На остальном фронте без перемен.
Наступление германцев летом и осенью
Дождливая осень вступила в свои права, пишет Н. В. в „Речи", и явилась той важнейшей стратегической данной, без учета которой никакое движение германцев вперед становится невозможным.
Фон-Ягов выразился, что быстрота—есть преимущество Германии, а неистощимые резервы составляют преимущество России. Добавим, что неизмеримые пространства и доблесть русской армии, многократно предпринимавшей отчаянные атаки при полном отсутствии патронов и наличии одного снаряда на орудие, составляют могущество русской армии. Нужно ли подчеркивать, что та быстрота, на которой базировался весь успех операции германцев после переброски их армии с запада на восток, потеряна для них безвозвратно.
Могущество же наших армий и неисчерпаемые резервы остались по-прежнему нашим преимуществом. Чтобы разрешить вопрос о вероятном рубеже или районе, где должно приостановиться германское наступление, на киевском, московском и петроградском операционных направлениях, необходимо отметить ту скорость, с какой наступала германская армия в самое лучшее время.
В самое лучшее время года, при полной оборудованности тыла, густой железнодорожной сети и при наличии коротких баз, германцы делали в среднем 2—4 версты в сутки. При этом с приближением к северу сопротивление наступлению германцев со стороны наших войск значительно возрастало.
Таким образом, глубокая зима могла бы заставить германцев по самой средине Пинских болот, а не по близости Киева и даже Березины и Двинска, как мечтают германцы. Но здесь не учтено то важное обстоятельство, что при своем дальнейшем движении вперед германцы, благодаря наличию многочисленных притоков Припяти и Пины, протекающих в меридианальном направлении, совершенно лишаются возможности производить обходы наши флангов, которыми они, собственно, и ускоряли наш отход.
Наконец, не говоря уже об уменьшении числа операционных линий, затруднительности подвоза всякого рода снабжения к армии и эвакуации из нее, германцы, как наступающая сторона, должны встретиться со страшным бичом скопления громадных сил—болезнями, а, следовательно, и отсталыми в армии от изнурения.
Как ни стараются германцы скрыть появление в тылу их армий азиатской гостьи, холеры, однако, всем известно, что она свирепствует как в Венгрии, так и в Германии. Нельзя не принять во внимание также и громадные потери, понесенные как в германской, так и в австрийской Армиях за весь период войны. В одной германской армии потери только за последнее время достигли до 108,227 офицеров и нижних чинов, составляющих вместе с прежними 1.724,988 человек.
Что же касается потерь австрийцев, то они значительно превышают германские. На одном только восточном театре, по сведениям из Будапешта, до 1 августа австрийцев было убито 481,800, ранено 1.741,500, в плену 580.000, а всего 2.653,300 чел. Прибавляя сюда цифру потерь на сербском фронте—224,800, итальянском — 105,300 и бельгийском—6.200, получим громадную цифру потерь в 3.179,100 чел. При таких условиях невозможность серьезного наступления вперед понятно, что все стремление австро-германцев направлено к тому, чтобы до начала зимней кампании продвинуться вперед, сколько позволяет этому обстановка. Игнорируя свой северный фронт у Вильны, за невозможностью сбить нас в этом районе, они намереваются это сделать обходом нашего левого фланга со стороны Гродны на восток и юго-восток, цель которого заключается в выходе на лидский узел дорог. Энергичной атакой у Волковыска и к югу от него до шоссе Пружаны — Слоним германцы надеются, выравняв фронт армий Гальвица и группы Леопольда с левым флангом группы Макензена, успеть до разлива болотистой долины реки Шары дойти до этой оборонительной линии и р. Ясельды.
Упорные бои, завязавшиеся с армией Ботмера в районе Радзивилова, имела целью осадить наш центр на линию флангов, так как обход нас справа был невозможен из-за лесисто-болотистого пространства между реками Стырью и Горынью, а слева—наткнулся на сильнейшее сопротивление у Тарнополя.
Таким образом, не очищая наших позиций на правом берегу Стыри до тех пор, пока противник не предпринял крайне невыгодную для него фронтальную атаку, мы, по нанесению ему тягчайших потерь, заняли 6олее выгодное для нас тактическое положение на реках Горыни, Стубеде с Икве.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 13 сентября (31 августа) 1915 года
Первая мировая война. 14 (01) сентября 1915 года
Первая мировая война. 15 (02) сентября 1915 года
Первая мировая война. 16 (03) сентября 1915 года
Первая мировая война. 17 (04) сентября 1915 года
Первая мировая война. 18 (05) сентября 1915 года
|