
17 (04) июля 1915 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
4 июля.
После боев с нашими передовыми частями неприятель 2-го июля занял правый берег Виндавы и Венты и на некоторых участках продолжал движение на восток.
На занеманском фронте неприятель в ночь на 2-е июля вел атаку к северо-востоку от г. Сувалки, у селения Глубокий-Ров, где захватил часть наших окопов, но контратакой был нами из них выбит.
На наревском фронте наши войска в ночь на 3-е июля между Писсой и Оржицем были оттянуты для занятия более сосредоточенного положения на правом берегу Царева. На указанном участке неприятель вел частичные атаки между Писсой и Шквой.
К западу от Оржиц значительные силы неприятеля атакуют нас на фронте сел. Подосье—Цеханов. Утром 2-го июля две стремительные атаки германцев на правом фланге указанного участка на селения Плоняны и Брамура-Священная отражены нами с огромными потерями для неприятеля. В центре, в районе селений Збики, неприятель несколько продвинулся вперед, но дальнейшее его наступление было остановлено, а на левом фланге германцы, безуспешно атаковавшие в предшествовавшую ночь участок Грабово—Опиногура, залегли 400 шагов перед нашим фронтом.
Между Цехановом и Вымгородом— столкновения передовых частей.
На левом берегу Вислы, к северу от Пилицы,—перестрелка. К югу от Пилицы неприятель 2-го июля пытался наступать по обоим шоссе, идущим к Радому с северо-запада и запада, но был отброшен нашими контратаками.
В других районах—столкновения в сторожевом охранении.
Между Вислой и Вепржем—без перемен.
Между Вепржем и Бугом, а также на участке последнего ниже Кристинополя — оживленные столкновения передовых частей.
В районе селения Грабовец, а также к югу Грубешова и на Буге ниже Сокаля завязались бои.
На нижнем течении Золотой Липы— сильный артиллерийский и ружейный огонь, а близ ея устья нами отбита неприятельская атака.
Бои на Днестре продолжаются. Наши войска атакуют обе группы неприятеля, переправившиеся через Днестр у Ивани—Жожава и Гродек— Синьков. Нами захвачено несколько сот пленных.
В Черном море наши миноносцы вели бой со вновь установленными батареями Зунгулдака и уничтожили два парохода и несколько барж с углем.
Подводная лодка „Морж” в устье Босфора потопила груженый пароход. Эта же лодка уничтожила несколько парусных судов.
От штаба Кавказской армии
4 июля.
За 1-е июля.
В приморском районе попытка турок сбить наших разведчиков с горы Магари-Даг не имела успеха, а днем велась безрезультатная перестрелка.
На ольтинском направлении в ночь на 1-е июля наши разведчики атаковали турецкое сторожевое охранение: часть перекололи, а часть взяли в плен.
На фронте Коп — Кармудж идет упорный бой.
На остальном фронте — без перемен.
Северо-западный фронт
4-го июля.
В Риго-Шавельском районе наступление неприятеля на Тукум и Альт-Ауц продолжалось. На этих направлениях велись бои, в которых кроме многочисленной конницы принимала участие с обеих сторон и пехота. К востоку от сел. Попеляны мы во время удачной атаки захватили в плен 500 немцев с 9 офицерами и 7 пулеметов. Неприятельская атака к северу от Шавлей была отбита.
Наступление неприятеля на праснышском направлении, веденное им на широком фронте, вынудило нас стянуться на более близкие в Цареву позиции. В связи с этим явилась необходимость произвести перегруппировку наших сил на левом берегу Вислы, которая совершается беспрепятственно.
Юго-западный фронт
4-го июля.
Сражение между Вислой и Западным Бугом достигло крайнего напряжения.
На направлениях к Люблину неприятель вел атаки по всему фронту, сосредоточивая свои усилия, главным образом, в районе Вильколаза, где нами за сутки отбито свыше десяти атак.
В течение дня большие массы германских войск обрушились на наши войска на левом берегу Вепржа. Здесь они успели продвинуться на север в районе Издебно у Красностава.
На правом берегу Вепржа неприятель понес очень большие потери при атаке наших позиций на реке Волице. На участке фронта сел. Грабовец — Берестье неприятель вел упорные атаки; после повторных штыковых схваток в его руках остались окопы двух наших рот.
Между Гучвой и Бугом мы отбили многочисленные атаки неприятеля и выбили его из Метелинского леса.
На Буге у Ильковице, Целонце, Конотопы неприятель пытался переправиться на правый берег реки, но мы отбрасывали его успешными контратаками.
На Днестре нами одержан довольно значительный успех против переправившихся через реку неприятельских войск. За сутки нами захвачено здесь до 2,000 пленных австрийцев с 7 пулеметами.
Турецкий театр военных действий
4-го июля.
В приморском районе велась артиллерийская перестрелка. Наша моторная лодка потопила турецкую вооруженную фелюгу.
На ольтинском направлении турецкие разведчики наткнулись на наш пост, который огнем рассеял их, причем многие перебиты.
В районе Аргоста турецкие разведчики пытались напасть на наши посты, употребляя ручные гранаты, но всюду были отбиты нами и понесли потери.
В севричайском направлении в ночь на 4-е июля турки, встревоженные нашими разведчиками, открыли беспорядочную стрельбу, выпустив огромное количество патронов, не причинивших нам никакого вреда.
На мушском направлении бои развиваются. Одна из наших частей заняла Лиз и продолжает преследование турок.
Франко-Бельгийский театр военных действий
4-го июля.
В Бельгии германцы в течение ночи довольно ожесточенно бомбардировали траншеи у Сен-Жоржа, а также деревню и церковь Бусинге.
В Артуа они около полуночи произвели к западу и юго-западу от Сушэ на фронте 1,200 метров атаку, которая была отражена.
В Аргоннах отражена атака германцев в раионе Сент-Юбер.
В Лотарингии в Ману-сюр-Селль и на юго-восточных опушках Парруаскаго леса происходило несколько успешных для французов столкновений передовых постов.
Дневник военных действии.
К. Шумского
Наступление Макензена на Люблин—Холм.
Два с лишним миллиона австро-германцев, продвинувшись по Западной Галиции до Львова и пройдя Львов, совершили стратегический маневр-поворот к северу и развернулись против нашей государственной границы, — против границ Люблинской, Холмской и Волынской губерний. Таким образом австро-германцы проникли наконец на правый берег Вислы после трех неудачных попыток проникнуть туда в течение целой зимы: двух наступлений Гинденбурга к Варшаве и третьего наступления Гинденбурга из Восточной Пруссии, с явным намерением проникнуть тогда в тыл Варшаве.
К этому времени, к середине июня, положение на восточном фронте сложилось следующим образом.

Прежде всего ближайшей целью немецких операций являлась Варшава и связанное с занятием Варшавы овладение важнейшей „перегородкой" на Востоке, важнейшей оборонительной линией на нашей территории—линией реки Вислы.
Во исполнение этого намерения противник наметил наступление к Варшаве с трех сторон: одна группа германских войск должна была вести наступление к Варшаве с фронта; это та группа, которую Гинденбург в свое время привел к Бзуре, и которая к середине июня продолжала занимать позиции на Бзуре, Равке и Пилице уже в качестве исходных позиций для фронтального наступления к Варшаве.
Это фронтальное наступление должно было быть поддержано двумя „стратегическими охватами", произведенными обоими флангами противника: правым- группой Макензена и левым—группой германских войск, объединенных, по-видимому, под начальством генерала Фалькенгайна и стоявших на Нареве, в Праснышском районе, на Немане и в Прибалтике.
Таким образом, противник после ряда неудачных попыток в течение зимы овладеть линией реки Вислы и Варшавой, примирился с теми позициями, которые он занял на Бзуре, Немане и в Прибалтике, как с исходными для атаки с фронта и охвата левым крылом, и, выдвигая группу Макензена, наметил такой же охват правым крылом.
Вначале вся эта грандиозная операция еще не обнаружила себя на всех трех направлениях, и во второй половине июня наступление продолжал вести один Макензен, продвигавшийся в южной части Люблинской, Холмской и Волынской губерний. По-видимому, задачей Макензена было привлечь на себя возможно большее число войск с тем, чтобы облегчить впоследствии операции Прибалтийской, Неманской и Наревской групп немцев к югу, в тыл Варшаве.
Для выполнения этой задачи массы Макензена развернулись следующим образом.
На левом крыле, вдоль правого берега Вислы, в Люблинской губернии, наступала австрийская армия эрцгерцога Иосифа-Фердинанда, имея конечной отдаленной задачей дойти до Ивангорода на Висле. Правее армии эрцгерцога, район которой ограничился с востока —справа рекой Вепржем, двигалась германская армия Макензена. Эта масса войск вклинилась в промежуток между параллельными реками Вепржем и Западным Бугом и двигалась, имея ближайшим объектом наступления Люблин. Правее армии Макензена двигалась австрийская армия Бем-Ермоли, только что с большой претензией вошедшая первой в оставленный нами Львов. Эта армия двигалась на Сокаль и Холм, имея отдаленной конечной задачей выйти к Брест-Литовску.
Эти три армии и определяли собою фронт главного наступления Макензена, армии которого, как видно из вышеизложенного, шли широким фронтом между Вислой с одной стороны (слева) и Западным Бугом с другой стороны (справа). При дальнейшем продвижении правое крыло армии Макензена, а именно армия Бем-Ермоли, попадало в соприкасающийся с Западным Бугом район Влодавских болот, которые далее переходили в район Брестских болот, а с последними соприкасались Пинские болота. Беловежская пуща — в общем громадный, совершенно непроходимый район, ограничивавший какое-либо распространение австро-немцев на восток от Бреста.
Таким образом впереди трем австро-германским армиям Макензена предстояло вступить в широкую полосу, в 150 верст шириною, ограниченную слева Вислой, а справа — Брестскими и Пинскими болотами. Вполне понятно, что при таком продвижении никакие обходы для австро-немцев, невозможны, так как слева обходу мешает Висла, а справа — Пинские и Брестские болота. Кроме того, слева находится такая опорная точка, как Ивангород, дающая прочную опору нашему правому крылу, а с противоположной стороны находится не менее солидная опорная точка — Брест, придающая особую прочность нашему левому крылу, в особенности в связи с теми болотами, которые соприкасаются с Брестом.
Итак, противнику, в случае, если бы ему удалось продвинуться по Люблинской и Холмской губерниям, пришлось бы в конце концов упереться в весьма стойкий фронт, ограниченный с одной стороны Вислой и Ивангородом, а с другой стороны — Брестом, Брестскими и Пинскими болотами. Следовательно, противнику предстояло бы снова вести фронтальныя атаки, снова пробиваться лбом, пробиваться тупым, прямым маневром, без всяких охватов и обходов.
Однако прежде чем противнику достигнуть до основного фронта,—Ивангород с Вислой—Брест с болотами,—ему предстояло пройти весьма значительное пространство от государственной границы по Люблинской и Холмской губерниям. Между тем местность, по которой предстояло двигаться противнику; являлась невыгодной для такого наступательного движения во всех отношениях.
Прежде всего от государственной границы до линии Люблин— Холм не было никаких параллельных германскому фронту железных дорог, которые бы связывали германские войска между собою по фронту. Были только перпендикулярные германскому фронту дороги, т.-е. связывающие передовые германские войска с их тылом. Однако эти дороги прежде всего не годились, вследствие широкой колеи, для подвижного состава германских и австрийских железных дорог, которые приспособлены для колеи более узкой. Кроме того, эти дороги, конечно, были разрушены нашими войсками при отступлении, ибо наш отход совершался вполне планомерно размеренно, и эвакуировалось все, чего нельзя было оставлять противнику.
При таких условиях противник с места попадал в совершенно бездорожный район, где немцам нельзя было перебрасывать войска с одного участка на другой и попеременно усиливать наступление то в одном месте, то в другом, в зависимости от того, где это нужно, что они всегда делают. Если к этому прибавить то, что австро-немцы имели отвратительное сообщение со своим тылом по испорченным дорогам, то станет ясно, что противник, вступив на нашу территорию, будет вынужден отказаться от своего главного сродства борьбы — беспрерывного маневрирования и беспрерывного вливания в передовую линию новых войск и массы снарядов.
В то же время наши войска, развернувшись в расстоянии одного перехода впереди фронта Люблин-Холм, на позициях, известных еще по августовским боям с австрийцами, имели в тылу прекрасную железную дорогу Ивангород— Люблин Холм- Влодава—Брест, которая давала возможность беспрерывно маневрировать, беспрерывно перевозить войска вдоль фронта к тому участку, где наступление противника было более серьезным. Далее наши войска приближались к своим базам, источникам снабжения снарядами, техническими средствами, подкреплениями, продовольствием и всем прочим необходимым для полного развития боеспособности армии.
Поэтому после первых шагов на нашей территории австро-немцы неминуемо должны были приостановиться, и операция Макензена приняла крайне медленный характер. Стало ясно, что прежде, чем противник дойдет до фронта Ивангород — Брест, ему предстоит еще выдержать серьезный арьергардный бой на линии более южной, а именно, на линии Люблин—Холм.
Наиболее замедлилось наступление правого австро-немецкаго фланга, а именно, армии Бем-Ермоли, которой предстояло движение на Холм, затем на Влодаву, и далее на Брест. Это правое крыло австро-немцев почти совсем приостановилось.
Гораздо более интенсивно наступало левое крыло противника -австрийская армия эрцгерцога Иосифа-Фердинанда и армия Макензена, двигавшиеся в двух направлениях—на Ивангород и на Люблин.
Это продвижение объяснялось тем, что австро-немцы на своем левом крыле, при каждом шаге вперед, усиливались: сначала к ним присоединились войска генерала Войерша, действовавшие в Келецкой губернии, а затем войска, действовавшие в Радомской губернии.
Таким образом, предпринимая наступление к Варшаве с трех сторон,—с фронта от Бзуры, с леваго крыла от Нарева и Прибалтики и с правого крыла от Галиции, — австро-немцы должны были предварительно еще выполнить грандиозную операцию, а именно, привести свое правое крыло—армию Макензена к фронту Ивангород — Брест, преодолеть этот фронт и тогда только действительно иметь возможность выполнить свой охват Варшавы справа.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 14 (01) июля 1915 года
Первая мировая война. 15 (02) июля 1915 года
Первая мировая война. 16 (03) июля 1915 года
Первая мировая война. 17 (04) июля 1915 года
Первая мировая война. 18 (05) июля 1915 года
|