16 (03) сентября 1917 года
Сообщение из ставки
2 сентября 1917 года
Западный фронт
На Рижском направлении в районе псковского шоссе наши части с боя заняли важный участок позиции противника, у мызы Кромберг, но контратакой были вытеснены.
На Ковельском направлении оживленная перестрелка. Противник ведет огонь химическими снарядами по району Рудка Миринская.
Северо-западнее Гусятина наши части захватили лес у Езержиска, выбив оттуда передовые части противника, пехота противника отошла на высоты по линии Мышковце-Васильковце.
Румынский фронт
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 сентября.
Противник обстрелял ночью в Фокшанском районе Пояна и Марашешти и на рассвете повел атаки против русско-румынских позиций. Пять атак противника отбито артиллерийским заградительным огнем. На остальном фронте артиллерийская перестрелка.
Ближний Восток
ВОЕННЫЯ ДЕЙСТВИЯ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
Неприятельская артиллерия ночью проявила некоторую деятельность в долине Вардара. День 3 сентября прошел спокойно на всем протяжении фронта. Небольшая неприятельская колонна подверглась обстрелу нашей артиллерии на высотах к западу от озера Малик.
Кавказский фронт
В ночь на 31 августа турки повели наступление на наши части, занимавшие позиции по пограничному турецко-персидскому горному хребту по линии гор Шива-Реш к Буба-Реш, что около 50 верст восточнее Ревендуза. Несмотря на сопротивление наших рот, турки оттеснили нас за линию этих гор.
Действия летчиков
30 августа произошел ряд воздушных боев. Ротмистр Казаков в районе восточнее Гусятина сбил семнадцатый по счету неприятельский самолет; летчики противника взяты в плен. Кроме того, нами снижен один самолет противника, спустившийся в неприятельском расположении.
В нашей авиации потерь не было.
31 августа нашими летчиками удачно сброшено 37 пудов бомб, вызвавших пожар в районе Хоросткова (между Гусятином и Трембовлею). По дополнительному донесению 28 августа в районе Диаконешти (долина р. Тротуш) нашей артиллерией сбит самолет противника. Летчики взяты в плен.
Русский фронт
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 сентября. — Высланные Корниловым на западный фронт агитаторы—офицеры, для поддержки мятежа, все арестованы. Многие, по указанию офицеров, переданы в руки армейских комитетов, остальные предаются военно-революционному суду.
— Подпольной и неизвестной комиссариату флота организацией, именующей себя комитетом спасения революции, свободы и родины, выпущено воззвание с призывом тайно избрать из солдат и некоторых офицеров, достойных доверия народа, лиц, для замены командного состава и смещения всех генералов. Производится расследование для устранения всяких эксцессов.
— В интересах согласования деятельности всех демократических организации состоялось объединение двинского совета рабочих и солдатских депутатов и армейского комитета. Президиумы этих организаций, под председательством армейского комиссара, регулируют жизнь армейских организаций.
— В виду последних событий комиссар, армейский комитет и двинский совет рабочих и солдатских депутатов обратились к армии с призывом к взаимному доверию. Необходимо сплотиться всем в одну дружную семью и грудью встретить и отразить готовящегося к удару противника.
— Комиссаром, председателем армейского комитета и председателем двинского совета рабочих и солдатских депутатов издано воззвание к армии с призывом не слушаться нашептываний подпольных организаций, стремящихся обратить во зло горячую любовь армии к делу революции, и воздерживаться от неорганизованных выступлений.
МИНСК. 1 сентября.—Сейчас получены сведения, что Ставка перешла в ведение генерала Алексеева. Из Орши выехали в Могилев комиссар западного фронта Жданов, сопровождавшие его члены революционного комитета, следственная комиссия и военный прокурор Шаблинский. Двинутые в Ставку войска, оставленные в 15 верстах от Могилева, продолжают там оставаться до окончательного успокоения.
На русском фронте
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. (2 сентября). На румынском фронте затишье. Противник в Черновицком направлении выпустил около 1000 снарядов около деревни Дублово.
Получено сообщение из Бухареста о том, что германцы заочно обложили большим налогом всех отсутствующих румын и продают для уплаты этого налога оставленное ими имущество.
Между Рущукои и Журжево установлены паромы, перевозящие вагоны железной дороги, вследствие чего сообщение между Болгарией и Румынией производится без перегрузки.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. (3 сентября). В дни тяжелого внутреннего кризиса войска румынского фронта дают родине новые доказательства доблестного исполнения долга.
Противник на западном берегу Серета пытался перейти в наступление у деревни Солько, но отброшен батальоном смерти. Части двух полков блестящей атакой овладели высотой в том же районе. Контратака отбита. Наши части окружили и захватили в плен две роты австрийцев и взяли 4 пулемета. Ночные контратаки противника отбиты. Неприятельские части, пытавшиеся наступать западнее озера Мансинесчи, рассеяны.
Появившиеся южнее Галаца 2 неприятельских судна отогнаны нашим огнем.
Действия союзников
Французский фронт
ЛОНДОН. 3 сентября.—Офиц. сообщ. британской главной квартиры от 3 сент.:
„Сегодня днем мы выполнили успешную местную операцию в лесу Инвернесс, сильно укрепленном германцами, причем, захватили 30 пленных. Наши потери очень незначительны.
Кроме того, днем мы совершили удачную рукопашную атаку на неприятельские окопы к западу от Шеризи, при чем наши потери очень невелики. Неприятельская рукопашная атака, предпринятая сегодня рано утром в районе Невшапелль отбита португальскими войсками, причем германцы оставили на поле сражения некоторое число убитых и раненых. Другая рукопашная атака на наши линии к югу от Армантьера окончилась полной неудачей: германцы отступили, не нанеся никаких потерь нашим войскам"
На итальянском фронте
РИМ. (2 сентября). Официальное сообщение гласит:
«Деятельность неприятельской артиллерии особенно сильна на некоторых участках трентинского и юлийского фронтов.
Вблизи Лога, в северной части плоскогорья Байнсиццами, мы подвинулись и выпрямили линию, занятую нами недавно, и захватили пленных.
Наши летчики на Карсо сбросили над неприятельскими ходами сообщения три тонны бомб. В воздушном бою сбит неприятельский аэроплан; летчики убиты».
РИМ. 3 сентября,—Официальное сообщение итальянской, главной квартиры от 2 сентября:
„Деятельность неприятельской артиллерии была особенно сильна в некоторых участках трентинского и юлийского фронтов. Вблизи Лога, в северной части плоскогорий Баинсицца мы, продвинувшись вперед, выпрямили нашу линию, занятую нами недавно, и захватили пленных.
На Карсо наши летчики сбросили над неприятельскими ходами сообщения три тонны бомб. Во время воздушного боя неприятельский аэроплан, охваченный огнем, был сбит. Аэроплан упал в поток Ауцца. Летчики убиты".
Радиограмма противника
16/3 сентября 1917 года
Западный театр
На фронте кронпринца Рупрехта:
на фландрском фронте огневая деятельность была переменна как по объему, так и силе. Сильные огневые волны, главным образом, были направлены на нашу боевую полосу у дороги Менин-Ипр. Здесь наступало несколько английских батальонов, натиск которых почти повсюду потерпел неудачу. Севернее дороги противник проник в наши передовые линии на протяжении одной роты.
Юго-восточнее Арраса, после полудня, неприятельский огонь внезапно усилился до величайшего напряжения. Вскоре после этого, под искусственным туманом, англичане атаковали по фронту в 1600 метр. у Шереви.
На фронте кронпринца:
помимо стычек разведчиков и местами оживленного огня, препятствующего передвижению на некоторых участках, боевая деятельность была ограничена.
Восточный театр и Македонский фронт
Никаких значительных боевых столкновений.
В 12-ой армии
(Донесение пом. ком. Минца)
Положение на фронте становится значительно устойчивее. Настроение в большинстве частей наступательное. Корпуса медленно продвигаются вперед. Одни части местами с боем, другие без сопротивления со стороны противника. Дух наступающих войск бодрый. Каков он будет в больших боях—определить трудно.
Противник, оставляя селения, уничтожает их, предавая строения огню, уводя мужское население, предварительно ограбив его. Население встречает наши войска, как спасителей.
На горизонте Бендена зарево пожаров,—месть немцев перед уходом. Во многих частях в связи с авантюрой Корнилова крепнет вера во Временное Правительство, стоящее на страже революции и завоеванных свобод. Затея Корнилова рассматривается, как мятеж и встречает резко отрицательное отношение с требованием мятежников предать суду.
Положение армейского комитета в сознании солдатских масс прочное. Произведенная им огромная работа еще более укрепила положение войсковых организаций в глазах солдат и командного состава. Доверие к командному составу значительно пошатнулось в сравнении с тем, каковое было до Корниловского выступления. К приказам ответственных руководителей солдаты относятся подозрительно. Такое явление считаю весьма опасным для армии в настоящий момент боев. Был случай требования одной дивизией скрепы приказа начальника дивизии представителем Искосола. С таковым явлением приходится усиленно бороться.
Дневник военных действий
Г. Клерже
Рижский фронт
Немецкие позиции, перед началом августовского наступлении под Ригою, располагались на левом берегу реки Западной Двины, приближаясь к руслу последней в районе острова Далена, Икскюльского предмостного укрепления, Линдена и Фридрихштадта.
Далее, у местечка Олай и озера Бабит, они были удалены от района Риги на расстояние около 25—30 верст, что вполне обеспечивало город от дальнего обстрела артиллерийским огнем.
Имея в виду названную выше линию фронта, немцы постоянно стремились к форсированию реки Западной Двины путем выхода на левый фланг нашего расположения в направлении через Икскюльское предмостное укрепление.
Ознакомившись с расположением наших частей и приняв во внимание моральное настроение последних, фельдмаршал Гинденбург приказал восьмой армии генерала фон-Гутьера атаковать наши предмостные Икскюльские позиции. Эта операция началась артиллерийской подготовкой германских батарей, при чем уже на рассвете 10-го августа Двина была перейдена противником, и в течение первых часов боя им была захвачена деревня Купфергаммер, находящаяся по середине между течением рек Западной Двины и Малаго Эгеля.
Переправившиеся германские части были встречены нашими атаками, не позволявшими им распространяться в северном направлении.
Наши атакующие войска, направленные со стороны Линденберга и Куртенгофа, стремились взять в клещи правобережные германские полки, подходившие в это время к среднему течению Малого Эгеля. Но продвижение противника в северном направлении, а также влево и вправо, по линии деревень Огер, Лаусин, Скрипте, Мельмугер и Куртенгоф, продолжалась с тою же энергией, несмотря на все усилия наших частей. Район прорыва, достигший перед этим двух-трех верст по фронту и в глубину, развернулся здесь более чем на пол перехода, захватив собою и среднее течение Малого Эгеля.
Действующие к западу от города Риги наши левобережные корпуса, под влиянием этих обстоятельств и не желая быть отрезанными с восточной стороны, начали свой отход от Шлока и Олая в направлении железной дороги Рига—Венден и к вечеру 20-го августа заняли положение: Бальфермансгоф— Бебербек-Модем—остров Дален. На правом берегу Двины положение наших частей базировалось уже на нижнее и среднее течение реки Эгеля.
Таким образом, к концу второго дня боя, линия боевого фронта, перекинутая через остров Дален по обоим берегам реки Западной Двины, получила сильно изогнутую форму.
В ночь на 21-е августа противнику снова удалось прорвать наше расположение на Малом Эгеле в районе деревни Мельмугер и выдвинуться на половину расстояния между Большим и Малым Эгелем. Этот прорывной удар окончательно решил судьбу города Риги, оставленного нами 21-го августа, и эвакуацию всего прилегающего к нему района. К полудню того же числа линия боевого фронта противника достигла нижнего течения Большого Эгеля и озер Эгель и Киш.
Таким образом, в течение двух суток наступления под Ригою, противник завладел обоими берегами реки Западной Двины, на протяжении около 60 верст, от нижнего течения реки Огера (деревня Шубарэд) до Рижского залива.
Наибольший скачок, который удалось проделать противнику в течение минувших нескольких дней операции, приходится на 22-е августа, когда он, развивая свой успех на берегах реки Большого Эгеля, перекинулся с линии последнего до железнодорожной станции Хинценберг.
Вслед за сим движение противника в северо-восточном направлении вдоль железной дороги на Вейден значительно задержалось, в то время как крылья армии Гутьера стали продвигаться вперед, стремясь подравняться по вырвавшемуся к северо-востоку от Риги центру.
За счет этого движения немецкие войска распространились в течение 23-го августа на правом берегу Двины от нижнего течения правого притока последней, Огера, до Фридрихштадта и от низовьев реки Лифляндской Аа до района озера Дун и речки Мелюпе, впадающей в воды Рижского залива.
Общая глубина, на которую германцам удалось с линии Шлокских и Олайских наших позиций проникнуть к северо-востоку от Риги, выражается, примерно, от 75 до 90 верст, что в среднем за пять дней боя дает величину суточного перехода около 15—17 верст.
Пути к ближайшему крупному центру Лифляндии—к городу Бендену — остались в наших руках, и фланги наступающей германской армии не выиграли при этом никакого пространства.
Очутившись в районе к востоку от города Риги, германцы немедленно принялись за восстановление разрушенных нами мостовых переправ через реку Западную Двину, а также за возведение новых понтонов и переправ на нижнем течении реки Лифляндской Аа.
Так как времени для укрепления новых немецких позиции под Ригой прошло еще не много, то легко себе представить, насколько встревожены были ряды противника, когда узнали, что армия генерала Парского начала проявлять неожиданную активность. Слабые конные части, поддержанные небольшим количеством германской артиллерии, начали сразу подаваться назад, как только наши передовые части обнаружили свое движение.
В общей сложности, в течение трех-четырех дней первых чисел сентября мы продвинулись между Рижским заливом и средним течением реки Западной Двины (примерно, в районе несколько восточнее города Фридрихштадта) на глубину около полу перехода и тем выиграли целый ряд более или менее важных тактических пунктов, прикрывавших собою с южной и юго-западной стороны возвышенные Зегевольдския позиции.
Вторая половина сентября далеко не благоприятствует развитию германского наступления в лесисто-болотистой полосе нашего северного фронта, однако, германский генеральный штаб не останавливается над последовательным развитием очередных задач по форсированию Западной Двины между Двинском и Ригою.
До настоящего времени немецкие войска овладели обоими берегами упомянутой реки между Фридрихштадтом и Ригою на протяжении около ста верст. От последнего пункта до Царьграда (на полупути между Якобштадтом и Двинском) германцам удалось уже вплотную подойти к левому берегу Западной Двины, тогда как на участке двинских укрепленных позиций они находятся от поименованного водного рубежа еще на расстоянии в среднем около полу перехода.
Действуя под Якобштадтом и подготавливая удар под Двинском, куда подтягиваются за последние дни по Поневежской железной дороге освободившиеся из-под Риги резервы, фельдмаршал Гинденбург, по-видимому, задался целью обеспечить германской армии более теплые зимние квартиры. Вместо болотистых долин левого берега Западной Двины, где немецкая пехота провела две зимы в промерзлых окопах, он обещает им теплые квартиры в Риге, Фридрихштадте, Якобштадте и Двинске.
Эти четыре крупнейших и к тому же важнейших в стратегическом отношении пункта северного фронта позволят противнику с более легким сердцем провести новую русскую зиму, если до наступления таковой не нагрянут условия, могущие внезапно прекратить войну.
Все попытки германского флота прорваться в Рижский залив построены на основании указанных нами соображений. Устроиться в водах Рижского залива до наступления зимы немцам так же необходимо, как и обеспечить себе теплые квартиры на берегах Двины.
Нет сомнения, что никаких серьезных намерений наступать к северной русской столице настоящей осенью у противника нет, и если он готовится к этой грандиозной операции, то отнюдь только не теперь. Возможно, что эти мечты возлагаются на весну, если таковой вообще будет суждено видеть еще воюющую Европу.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 12 сентября (30 августа) 1917 года
Первая мировая война. 13 сентября (31 августа) 1917 года
Первая мировая война. 14 (01) сентября 1917 года
Первая мировая война. 15 (02) сентября 1917 года
Первая мировая война. 16 (03) сентября 1917 года
Первая мировая война. 17 (04) сентября 1917 года
|