nik191 Суббота, 27.07.2024, 03:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2016 » Май » 13 » Первая мировая война. 13 мая (30 апреля) 1916 года
06:20
Первая мировая война. 13 мая (30 апреля) 1916 года

 

 

 

13 мая (30 апреля) 1916 года

 

От штаба Верховного Главнокомандующего

 

30-го апреля 1916 года.

Западный фронт

Значительных боевых столкновений не было.

На Огинском канале неприятельская артиллерия обстреливала сильным огнем участок нашей позиции против м. Телеханы.

В районе к югу от Припяти партии противника проявили большую деятельность, причем местами дело доходило до штыков.

В районе к юго-востоку от Колки и в районе Н. Почаева отбиты попытки противника приблизиться к нашим окопам.

Юго-западный фронт

В районе к юго-западу от Олыка нашим огнем произведен взрыв на батарее противника.

На Средней Стрыпе неприятельские партии пытались приближаться к нашим окопам, но были рассеяны нашим огнем.

Кавказский фронт

На Эрзинджанском направлении наши полевые части войск, совместно с дружинами ополчения, лихой ночной атакой овладели высоким горным массивом, командующим над прилежащей к нему местностью и сильно укрепленным противником. В этом деле нами взято в плен 30 офицеров и 365 аскеров.

На байбуртскон направлении атаки турок были нами повсюду отбиты, с большими для неприятеля потерями.

На эрзинджанском направлении, в районе Ашкалы, турки, сосредоточив большие силы, перешли в наступление и, после упорного боя, длившегося целый день, местами потеснили наши передовые части, после чего наступление врага, понесшего жестокие потери от нашего огня, прекратилось.

На моссульском направлении наши войска заняли в Месопотамии район Ревандуза. Разбитые части противника, при поспешном отступлении, бросили 3 орудия, много ружей, патронов, неиспользованных снарядов и канцелярию одного из отрядов.

Наступление турок в Мамахатунском районе легко отражено нашими передовыми войсками.

На левом фланге армии одна из наших колонн, разбив в двухдневном бою турок, взяла пленных и захватила одно исправное орудие, более 2.000 винтовок, несколько десятков тысяч патронов, много пороха и военного снаряжения.

 

Франко - англо - бельгийский фронт

 

ГАВР, 20-го апреля (9-го мая). Бельгийское официальное сообщение:

«В различных пунктах фронта бельгийской армии происходил слабый артиллерийский бой».

ЛОНДОН, 26-го апреля (9-го мая). Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции:

«Вчера ночью происходила минная борьба близ Невиль-Сэнт-Вааста и Сушэ, а также к северо-востоку от Армантьера и к востоку от Ипра, не внесшая никаких изменений в положение. Происходила также весьма незначительная артиллерийская перестрелка».

ПАРИЖ, 26-го апреля (9-го мая). Официальное сообщение от 26-го апреля, 3 ч. дня:

«Между реками Уазой и Элн отразили внезапное нападение, произведенное на одно из наших укреплений к юго-востоку от Отрешь. В Аргоннах на участке Волант мы овладели двумя небольшими постами и перебили их защитников, а также заняли несколько находившихся поблизости воронок. На левом берегу реки Мааса неприятель в течение ночи ожесточенно бомбардировал наши траншеи у высоты «304». Атака, произведенная германцами около 3 ч. утра, была вполне отражена.

На правом берегу Мааса произведенные нами контратаки дали нам возможность выбить неприятеля из частей траншей нашей первой линии, которые он еще занимал к северо-западу от фермы Тиокола. Между Дуомоном и Во происходил сильный обстрел наших линий, распространявшийся также на участок Эйкс и Шатильон-в-Вевре. В Апремонском лесу и долине Фехты происходил бой ручными гранатами. На остальном протяжении фронта ночь прошла сравнительно спокойно».

ПАРИЖ, 26-го апреля (9-го мая). Официальное сообщение от 26-го апреля, 11 часов вечера:

«В Шампани наша артиллерия подвергла обстрелу германские траншеи и батареи к северу от Билль-сюр-Турб, а также неприятельские пути сообщения в участке Соммпи. На левом берегу реки Маас бомбардировка в течение дня имела менее оживленный характер. Попытка неприятеля произвести атаку против наших траншей, к западу от высоты «304», была тотчас же остановлена нашей огневой завесой, лишившей неприятеля возможности развернуться. На правом берегу реки Маас и в Вевре происходил с перерывами артиллерийский бой.

На основании последних полученных сведений устанавливается, что в ночь с 25-го по 26-е апреля, германцы произвели в районе высоты «304» три весьма ожесточенные атаки большими силами, одна из этих атак, упомянутая в сегодняшнем утреннем сообщении, произведена на наши позиции у высоты «287», другая атака—на наши траншеи к северо-востоку от высоты «304» и, наконец, последняя—против леса, расположенного на западе от упомянутой высоты. Все эти атаки были отбиты нашим огнем и стоили весьма серьезных потерь противнику. Наши батареи подвергли обстрелу неприятельские обозы с провиантом и отдельные неприятельские части, передвигавшиеся по дороге от Ессэ к Пэйонвилль, на северо-запад от Понт-е-Муссона».

ПАРИЖ, 27-го апреля (10-го мая). Агентство Гаваса сообщает:

«Усиленное наступление германцев на Верден беспрерывно продолжается с 21-го апреля с неслыханным ожесточением. Целью германцев на левом берегу Мааса по-прежнему остается захват высоты «304». В ночь на 25-е апреля бои приняли особенно напряженный характер вокруг позиций, которую неприятель старается окружить. Три атаки германцев были отражены с огромными для них потерями. Днем новая их попытка была остановлена нашим заградительным огнем. В общем, говорят, у германцев три дивизии свежих войск были почти совершенно уничтожены, но эти колоссальные усилия и чрезвычайно тяжелые потери не дали неприятелю ничего.

На правом берегу наша пехота в бешеной рукопашной схватке окончательно лишила германцев тех временных выгод, которых они добились 24-го апреля, проникнув в наши передовые траншеи. После 5-дневных ожесточенных атак, стоивших неприятелю огромных жертв, он находится на той же точке, как и в начале, и несомненно удвоит свои усилия, но упорная энергия нашего сопротивления и возрастающая сила наших контратак позволяют нам с доверием взирать на будущее».

Итальянский фронт

РИМ, 26-го апреля (9-го мая). Официальное сообщение итальянской главной квартиры от 26-го апреля:

«Вдоль всего фронта продолжалась артиллерийская перестрелка, несмотря на мешавшую ей дурную погоду. В районе Тофана к северо-востоку от третьей вершины, один из наших отрядов занял важную позицию на высоте 2.835 метров над уровнем моря. На Монтенеро наши смелые патрули, спустившись с Врата, по склону долины потока Лепенье, забросали неприятельские позиции ручными гранатами.

В окрестностях Эглис на Карсо в ночь на 25-е апреля неприятель взорвал мины, причинившие некоторое повреждение нашим передовым траншеям и вызвавшие обвал части неприятельских траншей. Со своей стороны мы к юго-западу от Сан-Мартино взорвали мины, разрушившие неприятельские линии, причем разрушение было совершено сильным и метким огнем нашей артиллерии».

 

Дневникъ военных действий

К. Шумскаго


Трапезунд


Одним из крупнейших событий, закончивших зимние подготовительные второстепенные операции, явилось взятие нашими доблестными кавказскими войсками важнейшего турецкого порта и крупного стратегического и политического центра—Трапезунда.

Этот новый успех кавказской армии логически вытекал, как непосредственное следствие двух наших главнейших побед на кавказском театре: победы под Сарыкамышем в декабре 1914 года и штурма Эрзерума 3-го февраля 1916 года.

В этих последних сражениях была окончательно надломлена сила сопротивления третьей турецкой армии, почему уже после падения Эрзерума следовало ожидать постепенного, автоматического падения ряда важнейших пунктов в Армении. Вопрос только сводился к тому, насколько условия погоды и местности позволят овладеть всеми этими пунктами более быстро или менее быстро, но самое падение как Муша, как Битлиса, так и порта Визе и порта Трапезунда представлялось во всяком случае неизбежным.
Эрзерум пал 3-го февраля 1916 года, и с того времени нам в наших обзорах приходилось неоднократно подчеркивать все важное значение этого крупного события, так как почти каждую неделю весьма конкретно обозначался успех наших войск, выражавшийся в овладении то тем, то другим значительным административным или военным пунктом в Армении. Однако можно было еще предполагать, что овладение Мушом, Битлисом и портом Ризе объясняется лишь той растерянностью, которая должна была наблюдаться непосредственно после падения Эрзерума, а в дальнейшем, когда турки опомнятся, можно было ожидать уже более серьезного сопротивления.

 

 

Поэтому, независимо от других данных, падение Эрзерума важно в том отношении, что оно показывает, что наши войска овладевали различными пунктами в Армении не потому, что турки растерялись после Эрзерума, а именно потому, что турки действительно совершенно неспособны оказать какое-либо сопротивление победоносному движению наших войск. У Муша и Битлиса еще можно было предполагать, что наши войска воспользовались непосредственно результатами паники, охватившей турок после Эрзерума, но уже через два месяца после Эрзерума, когда был взят Трапезунд, турки имели полную возможность организовать сопротивление и не отдать этого важного пункта, и если они этого не сделали, то лишь исключительно потому, что они этого сделать не могли, что турецкая армия разбита, и война для турок на кавказском фронте безвозвратно проиграна.
Единственно, что спасает турок от окончательного разгрома—это громадные размеры театра военных действий в Армении и дальнейшие тысячеверстные операционные направления, ведущие с одной стороны к Константинополю, с другой—к Персидскому заливу. Все расчеты турецкой стратегии основываются на том, что нужны долгое время и тщательная подготовительная работа для того, чтобы дотолкать турок до Константинопольского района, а за это время турки рассчитывают на успех Германии на главных фронтах в Европе.

При таких условиях совершенно не приходится говорить о том, что турки могут когда-либо вернуть хотя часть утерянного ими. Об этом можно было бы еще говорить, если бы существенную помощь туркам могли оказать немцы, но последние, как мы знаем, заняты теми серьезными важнейшими задачами, которые у них имеются на нашем и французском фронтах, и совершенно бессильны уделить какие-либо войска для поддержания ослабевшей турецкой армии. Несомненно, немцы знали о том, что Трапезунд должен пасть, так как туркам приходилось оборонять одновременно три операционные направления — на Трапезунд, на Эрзинджан (Константинопольское направление) и на Месопотамию, и такая оборона на длиннейшем фронте представляется совершенно невыполнимой задачей, в особенности при отсутствии сколько-нибудь сносных дорог к тылу. Поэтому немцы не могли не знать о том, что одним из этих трех направлений в конце концов придется пожертвовать, а немецко-турецкой стратегии приходилось решать вопрос, на каких направлениях сосредоточить наибольшую силу сопротивления, а каким именно направлением пожертвовать.

Прежде всего немецко-турецкие стратеги, по-видимому, решили, что безусловно следует сосредоточить главные силы сопротивления на Эрзинджанском направлении. Это диктовалось тем, что Эрзинджанское направление представляется наиболее важным (Константинопольское направление), и, сверх того, успех наших войск в этом направлении ведет к прорыву всего фронта третьей турецкой армии, после какового прорыва приморская группа оказалась бы совершенно отрезанной, как и южная, месопотамская группа. Наконец здесь же лежал важнейший путь на Сивас и Ангору, откуда ожидались подкрепления из Константинополя, и где проходила Багдадская дорога.

 

 

Затем из двух остальных направлений, — одного на Трапезунд, а другого на Месопотамию, — по-видимому, противник признал наиболее важным Месопотамское направление, а на Трапезундском направлении было сосредоточено наименьшее количество войск. Это, вероятно, объясняется тем, что немцы, для которых районы Месопотамии и Багдадской железной дороги представляют наибольший интерес, сумели вынудить турок пожертвовать серьезной обороной Трапезундского района во имя сосредоточения войск на Месопотамском направлении.

Самая операция наших войск в направлении на Трапезунд, как мы видели, развивалась довольно медленно и методично, — всего около двух месяцев. Это вызывалось трудными условиями местности и неблагоприятной погодой, так как нашим войскам приходилось преодолевать горы, достигавшие высоты 10.000 футов и притом покрытые глубоким снегом. Хотя силы турок в районе Трапезунда, по-видимому, не превышали полутора корпусов, тем не менее эти войска в столь выгодном районе, как район Понтийского Тавра, могли оказывать очень долгое сопротивление, пользуясь удобными и почти недоступными горными позициями.
От Эрзерума до Трапезунда свыше 200 верст, и, если наши войска прошли это расстояние в течение двух месяцев, то нужно считать такую скорость движения с боем безусловно выдающейся. Очевидно, турки были непрерывно сбиваемы с каждой горной позиции, за которую они цеплялись, и успех наших войск развивался безостановочно.

Значительное содействие, как видно из официальных сообщений, оказал Трапезундской операции наш Черноморский флот. Это видно из того, что столь быстрый успех оказался возможным, главным образом, благодаря смелому десанту, произведенному в тыл турецких войск, оборонявших Трапезунд. Кроме того, Черноморский флот оказывал непрерывное содействие обстрелом побережья и ряда турецких позиций во фланг, что также значительно облегчило продвижение наших войск.

Как известно, десантная операция, подобная той, которая была произведена у Трапезунда, была произведена нами ранее и у Ризе, где наши войска также высадились в тылу турецких войск и этим облегчили наступление главных сил, двигавшихся по побережью.
Такого рода десантные операции мы называем „смелыми" потому, что по своему характеру эти операции представляются весьма опасными. Высадившийся отряд должен с места иметь значительный успех, так как положение такого отряда, оторванного от главных сил и находящегося в тылу неприятельского расположения, весьма серьезно. Правда, в данном случае высадившийся в тылу турок десант поддерживал связь с главными силами, наступавшими с фронта, при помощи флота, но такая связь не всегда является достаточно удобной, и при бурном состоянии моря небольшой десант может быть предоставлен лишь своим собственным силам, что может грозить очень серьезными последствиями. Однако, по-видимому, турецкие войска все еще находятся под впечатлением тех поражений, которые они испытали, и, очевидно, достаточно небольшому смелому отряду появиться в тылу турецких войск, чтобы вынудить турок к поспешному бегству.

Как бы то ни было, смелая десантная операция удалась, частью благодаря энергичному содействию Черноморского флота, и Трапезунд был быстро очищен турками, бежавшими в юго-западном направлении, т.-е. в направлении на Эрзинджан, являющийся ныне штаб-квартирой третьей турецкой армии. О значении Трапезунда мы в свое время уже писали и отметим, что в данном случае наши кавказские войска приобрели весьма выгодную опорную точку, в которую упирается правое крыло кавказской армии. От Трапезунда идут пути на Эрзерум через Байбурт, и таким образом на этом пути Трапезунд Эрзерум в наших руках находятся Трапезунд и Эрзерум, т.-е. крайние пункты этого пути, а находящийся в центре узловой пункт Байбурт еще занят турецкими войсками и упорно ими обороняется.

Это последнее обстоятельство имеет весьма существенное значение, так как через Байбуртский проход открывается также путь на Эрзинджан, и, очевидно, теперь все главное сопротивление турок сосредоточено в Эрзинджано - Байбуртском районе, где противник рассчитывает удержаться до прибытия подкрепления. Между тем овладение всем путем Трапезунд-Байбурт—Эрзерум представляется весьма существенным, так как дало бы в наши руки одно из лучших шоссе в Армении, „Трапезунд — Байбурт — Эрзерум", при чем это шоссе прилегало бы параллельно к фронту и связывало бы наши войска в районе Трапезунда с эрзерумской группой наших войск, а также и с той южной группой, которая действует в районе Битлиса и Муша в Харпутском направлении.
В районе Байбурта, или, как у нас он называется в сообщениях, в „районе верхнего Чороха", горная местность носит крайне хаотический характер, и, очевидно, турки здесь рассчитывают оказать весьма длительное сопротивление. Так как в то же время овладение дорогой Трапезунд—Байбурт— Эрзерум представляется для нас весьма существенным, то следует ожидать развития большого сражения как на путях к Трапезунду, так и на путях к Эрзинджану.

 

 

Еще по теме:

 

Первая мировая. Сараевское убийство.

Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии

.............

Первая мировая война. 09 мая (26 апреля) 1916 года

Первая мировая война. 10 мая (27 апреля) 1916 года

Первая мировая война. 11 мая (28 апреля) 1916 года

Первая мировая война. 12 мая (29 апреля) 1916 года

Первая мировая война. 13 мая (30 апреля) 1916 года

Первая мировая война. 14 (01) мая 1916 года

 

 

Категория: 1-я мировая война | Просмотров: 1180 | Добавил: nik191 | Теги: 1916 г, война, апрель, Газеты | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь
«  Май 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz