08 мая (25 апреля) 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
25-го апреля.
Северный фронт
Германцы открывали артиллерийский огонь по икскюльскому предмостному укреплению.
На Двине, выше Якобштадта, наша артиллерия удачно разгоняла партии рабочих неприятеля.
Западный фронт
В ночь на 25-е апреля германцы взорвали горн в районе д. Новоселки, южнее м. Крево, после чего, усилив огонь, пошли на штурм для захвата воронки. Отбив германскую атаку, мы заняли край воронки.
К юго-востоку от Пинска неприятельская артиллерия развивала сильный огонь по участку наших позиций западнее дер. Плещицы.
Юго-западный фронт
Боевых столкновений не было.
Кавказский фронт
На эрзинджанском направлении турки в течение дня безрезультатно вели упорные атаки на наши позиции; противник, понесший большие потери, к вечеру прекратил наступление.
На диарбекирском направлении наши войска сбили турок с горного хребта к югу от мушского района.
На багдадском направлении противник, выбитый нами из укрепленных позиций, отброшен далеко на запад; при преследовании врага мы захватили одно горное орудие.
Франко - англо - бельгийский фронт
ГАВР, 21-го апреля (4-го мая). Бельгийское официальное сообщение:
«Возобновилась сильная артиллерийская перестрелка на участке Диксмюда и севернее. Наша артиллерия обстреляла батареи германских минометов, а также неприятельские шаланды, которые были замечены в канале Хандзаме».
ЛОНДОН, 22-го апреля (5-го мая). Официальное сообщение британской главной квартиры:
«Вчера ночью возобновилась артиллерийская деятельность на различных пунктах фронта. Неприятель после сильной бомбардировки произвел внезапное нападение на наши окопы близ Монши, причинив некоторые потери. Близ Невилля неприятель без всякого результата взорвал несколько мин. Взорвав мину близ Красье, мы произвели небольшой успешный набег на неприятельские окопы, забросав их ручными бомбами и причинив потери. Мы взорвали также мину у Хооджа, повредив неприятельские подземные работы. Сегодня, за исключением артиллерийской перестрелки, не произошло ничего существенного».
ПАРИЖ, 21-го апреля (4-го мая). Официальное сообщение от 21-го апреля, 3 час. дня:
«В Бельгии огнем нашей артиллерии разрушены неприятельские сооружения у большой дюны и произведен взрыв склада снарядов. К западу от реки Маас происходила бомбардировка всех секторов боевого фронта. В Авокурском лесу произошел бой ручными гранатами. В течение ночи мы расширили и укрепили захваченную нами вчера территорию у Мортомм. Подтверждается, что неприятель понес значительные потери, особенно во время нашей артиллерийской подготовки. В одном пункте сдавшиеся во время стрельбы двое германцев оказались единственными, оставшимися в живых из занимавших траншею людей. К востоку от реки Маас происходила бомбардировка в районе Во. В Вевре наша артиллерия подвергла сосредоточенному обстрелу ряд пунктов. К востоку от Сен-Миеля был отражен сильный неприятельский разведочный отряд, пытавшийся подойти к одному из наших постов в участке Апремон. На остальном протяжении фронта ночь прошла спокойно.
Действия летчиков. Один из наших летательных аппаратов вступил в бой с двумя германскими аппаратами в районе Дуомон. Один из неприятельских аппаратов был поврежден и упал, а другой был принужден удалиться».
ПАРИЖ, 21-го апреля (4-го мая). Официальное сообщение от 21-го апреля, 11 часов вечера:
«В Аргоннах наша артиллерия обстреляла неприятельские оборонительные сооружения в лесу Шеппи. У Фильморт происходил успешный для нас минный бой. К западу от реки Мааса бомбардировка была весьма ожесточенной в районе высоты «304». У Мортомма небольшая атака, произведенная германцами против недавно захваченной нами траншеи, была остановлена нашим заградительным огнем. К востоку от реки Маас и в Вевре наша артиллерия действовала с перерывами. На остальном протяжении фронта не произошло ничего выдающегося, за исключением обычной артиллерийской перестрелки».
ПАРИЖ, 22-го апреля (5-го мая). Официальное сообщение, от 22-го апреля, 3 ч. дня:
«К югу от реки Соммы попытка неприятеля атаковать внезапно наши траншеи в районе Каппи потерпела полную неудачу. К западу от Мааса, после крайне ожесточенной бомбардировки, германцы вчера к вечеру произвели сильную атаку на наши позиции к северу от высоты «304», но были отбиты по всему фронту, заняв лишь несколько пунктов нашей передовой траншеи. К востоку от Мааса и в Вевре происходила с перерывами артиллерийская перестрелка. На остальном фронте ночь прошла сравнительно спокойно».
ПАРИЖ, 21-го апреля (4-го мая). Агентство Гаваса сообщает:
«Результат успехов, достигнутых французами 20-го апреля на левом берегу Мааса превышает первоначальные ожидания. Действительно, мы расширили ночью к северо-востоку от Мортомма пределы захваченного нами участка, очистив высоты «265», где германцам еще удавалось удерживаться, и отбросили их за линию, которую они занимали в начале марта.
Таким образом, германцы лишились успехов, с трудом достигнутых ими в течение двух месяцев, проведенных в повторных кровопролитных атаках; во время этих приступов они несли тяжкие потери от огня нашей артиллерийской подготовки, которая оказалась особенно губительной. В части атакованных линий не осталось никого живых для защиты позиций, чем и объясняется незначительное число пленных, захваченных нашими солдатами. Новая атака германцев, произведенная против Мортомма 21-го апреля, была остановлена нашим заградительным огнем. Французская армия, таким образом, сохраняет вполне определенное преимущество под Верденом. Наши повторные успехи дозволяют с полным оптимизмом ожидать наступления того дня, когда мы перейдем к операциям более широкого масштаба».
МАРСЕЛЬ, 21-го апреля (4-го мая). Утром прибыл новый контингент русских войск, встреченный с тем же церемониалом и тем радушием как и предыдущие.
Турецкий фронт
АФИНЫ, 21-го апреля (4-го мая). Все газеты сообщают, что французы заняли станцию Флорина. Турецкий посланник протестовал перед греческим правительством по поводу набегов, будто бы совершенных в нескольких пунктах Малой Азии четами, образовавшимися на греческой территории.
СОЛУНЬ, 21-го апреля (4-го мая). На фронте пехотных действии не предпринималось. Происходила лишь с перерывами артиллерийская перестрелка.
Военный обзор
На главном русском фронте в связи с предшествовавшими периодами войны
На позициях главного русского фронта, тянущихся от Рижского залива до Румынской границы на протяжении более тысячи верст, за время минувшей осени и зимы происходили более или менее выдающиеся боевые эпизоды на крайних фланговых районах.
До наступления глубокой зимы нам пришлось быть свидетелями предпринятого австро-германо-болгарами похода против нашего союзника Сербии.
Русская армия, не имела возможности перейти в наступление для того, чтобы отвратить надвигающуюся опасность на сербов. Спешившие на помощь сербам наши союзники сами едва не попали в рискованное положение. Как только явилась возможность, наша армия на галицийском и буковинском фронте перешла в наступление и тем улучшила общее положение союзников на Балканах.
За падением Эрзерума завязалась длительная и кровопролитнейшая Верденская операция.
Целый месяц германцы атаковали упорно защищаемые французами позиции, как русская армия вновь пришла на помощь своим союзникам и 4—5-го марта повела частичное наступление на берегах реки Западной Двины и в озерном Наречь-Вишневском районе.
В течение марта и частью апреля завязавшиеся бои на фронте генерала Куропаткина и отчасти генерала Эверта протекали параллельно с верденскими боями. Какую цену имел последний наш маневр в смысле влияния на положение боевой обстановки под Верденом, еще не представляется возможным судить, но с несомненностью можно сказать, что этот маневр явился значительной помехой для германцев в их второй попытке разгромить главные силы французской армии.
При создавшемся крайнем напряжении, в общем состоянии противника обнаружилась какая-то нерешительность. Резервы его задвигались в разных направлениях. При отсутствии новых резервов внутри страны, последние набирались со всех доступных для этой цели участков боевого фронта, большую часть которых надо отнести на наш центральный фронт между Двинском и Полесьем, где, благодаря обилию болотистых рек, активные действия до крайности затруднены.
По новой группировке сил наших противников трудно определить направление ближайшего главного их удара.
Равно возможна вспышка боевых действий как под Верденом и на Бельгийском фронте, так и на нашем фронте.
Как сообщают новейшие телеграммы из Стокгольма, в середине апреля в Берлине состоялся большой военный совет под председательством кайзера. На совете присутствовали, кроме крон-принца и баварского престолонаследника, наследный австрийский эрцгерцог, баварский принц Рудольф, маршал Гинденбург, фельдмаршал Макензен, генералы фон-Эмерих и фон-Белов и Сандерс и даже адмирал султана Сушон. Кроме того, сюда же съехались начальники штабов германского, австрийского, болгарского и турецкого. Такое обилие представителей с восточного фронта указывает, что центр тяжести являлся в обсуждении плана будущих действий на русском театре войны.
Приезд адмирала фон-Сушона будто бы связан с развитием операций подводных лодок на Черном море, так же, как приезд фон-Лимана Сандерса с защитой Константинополя.
Время знаменитой распутицы прошло и теперь можно каждую минуту ожидать вспышки самых решительных сражений на нашем главном фронте.
По ряду последних боевых столкновений за последнее время на нашем фронте чувствуется, что дальнейшее спокойствие долго не сохранится. Накопившаяся за зиму энергия ждет приложения. Разновременные короткие удары на различных участках фронта, как с нашей стороны, так и со стороны противника, указывают, что общее боевое соприкосновение легко может установиться на более широком фронте, а это будет знаменовать собою начало крупных боевых операций.
Г. Клерже.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 04 мая (21 апреля) 1916 года
Первая мировая война. 05 мая (22 апреля) 1916 года
Первая мировая война. 06 мая (23 апреля) 1916 года
Первая мировая война. 07 мая (24 апреля) 1916 года
Первая мировая война. 08 мая (25 апреля) 1916 года
Первая мировая война. 09 мая (26 апреля) 1916 года
|