07 октября (24 сентября) 1914 года
Подробнее
От штаба Верховного Главнокомандующего
На восточно-прусском фронте отступление германцев продолжается; немцы делают попытки удержаться на укрепляемых ими позициях вдоль границы от Вержболова до Лыка. До 20 сентября нашими войсками было взято в плен свыше тысячи немцев и несколько орудий (из них одно на автомобиле), зарядных ящиков, автомобилей и мотоциклеток; трофеи за 20 и 21 сентября выясняются.
ПЕТРОГРАД. Официально. Ближайшие железнодорожные станции в Восточной Пруссии забиты поездами. Отступающий в Восточную Пруссию противник получил подкрепление из состава гарнизона Кенигсберга. Укрепленные позиции на границе поддерживаются огнем многочисленной тяжелой артиллерии. Наше наступление продолжается. Особенно горячие бои происходят в окрестностях Бакаларжево. Воздушная разведка установила непрерывное движение на запад колонн, отступающих от границы германских обозов.
Русский фронт
24-го сентября. На границе с Восточной Пруссией немцы, притянув к себе подкрепления из гарнизона Кенигсберга, продолжали на фронте от Владиславова до Рачки упорно задерживаться, пользуясь озерными дефиле и болотами Черноганжи.
Атаки свежих германских сил от Вержболова и Филиппова отражены с большими для них потерями. Селение Каменка, близ Бакаларжева, захвачено нами ночным штурмом, причем взято несколько немецких орудий. В лесу Масальщизна, западнее Рачки, наши войска ночью охватили неприятельский отряд, частью уничтожив его, а частью рассеяв. Здесь были захвачены пулеметы. Нами взят город Бяла.
За Вислой столкновения передовых частей происходили в районе Опатов—Сандомир.
В других раионах значительных боевых столкновений не происходило.
Французский фронт
24-го сентября. Произведенные германцами атаки на оба фланга союзников отбиты, после чего на всем фронте наступило почти полное затишье.
На левом фланге германскую кавалерию союзникам удалось задержать к северу от Лилля, куда ее перед этим отбросили.
Между Шоном и Руа уступленные перед тем позиции были вновь взяты французами.
В центре они продвинулись вперед на некоторых пунктах.
На правом фланге не произошло ничего существенного.
На своем левом фланге германцы постепенно отходят к северу на Этель, желая очевидно сократить свой фронт.
ВОЕННЫЕ ЗАМЕТКИ
Русский фронт
Отступление разбитой армии ген. фон Гинденбурга продолжается уже в пределах Восточной Пруссии, где немцы делают неудачные попытки удержаться в заранее укрепленных ими позициях вдоль границы от Вержболова до Лыка. Очевидно, на этих позициях оставлены только арьергарды, чтобы дать возможность главным силам собраться и устроиться по ту сторону Мазурских озер и на позициях по р. р. Раминте и Ангераппу.
Потери немцев, вероятно, очень велики, и еще до 20 сентября—два отступления—ими потеряно свыше тысячи пленных и несколько орудий. Главные потери немцы понесли, конечно, 20 и 21 сентября во время беспорядочного отступления, и надо ожидать, что наши трофеи в выигранном нами сражении выразятся во многих тысячах пленных и десятках орудий. В районе боя 12— 20 сентября вследствие дождливой погоды было полное бездорожье. Немецкая артиллерия, в особенности тяжелая, могла свободно передвигаться только по немногочисленным в Сувалкской губернии шоссе, и поэтому под настойчивым натиском наших войск немцы должны были бросить часть своей артиллерии.
Сильные позиции немцев у Мазурских озер и по Ангераппу могут быть обойдены с обоих флангов— от Млавы на Алленштейн и от Юрбурга на Лясденен и Кимшен. Обходы эти, предпринятые с достаточными силами, принудят немцев очистить Восточную Пруссию и отступить к укрепленной позиции по Висле. Если у верховного главнокомандующего окажется достаточно свободных сил, чтобы одновременно с движением в Восточную Пруссию предпринять решительное наступление на фронт Познань—Бреславль—Краков, то немцы должны будут перебросить главные силы для защиты подступов к Берлину, а в Восточной Пруссии, кроме линии по Висле, ограничиться только обороной крепостей.
Движение бывшей люблинской армии в части армии ген. Рузского к Кракову остановилось по р. Дунайцу (в 50—60 вер. от Кракова) и, очевидно, замедлено до начала нашего наступления на запад от линии Кельцы— Петроков—Лодзь. Нужно выравнять наш фронт, иначе правый фланг люблинское армии окажется под ударами германцев, сосредоточившихся в районе Пилицы.
Французский фронт
24-й день идут ожесточенные бои без отдыха на левом фланге союзных войск. Германцы сосредоточили значительные силы в районе Руя (в 23 вер. на сев.-запад от Нуайона) и 19—21 сентября произвели ряд энергичных атак на продвигавшееся вперед между Руа и Лассиньи левое крыло основной армии. Все атаки немцев были отбиты с огромными потерями. Получив подкрепления, взятые из района Реймса и Лотарингии, германцы 22 сентября вновь набросились на позиции союзников и овладели некоторыми пунктами. Бой в этом районе не решен и продолжается с крайним ожесточением. Так как у ген. Жоффра, несомненно, имеется значительный стратегический резерв, то незначительный успех немцев не будет продолжительным.
Наиболее важное значение имеет крайний левый фланг союзных войск, где новая английская армия заняла с боя Аррас (в 50 вер. на сев.-запад от Перрона) всего в 55 вер. от бельгийской границы и угрожает глубоким охватом второй германской армии, сражающейся в районе Руа. Германцы все более и 6олее должны вытягивать свой правый фланг, но у них может на это не хватить сил, и тогда участь небывалого по продолжительности сражения будет решена. У немцев на берегах Эна, очевидно, давно уже нет общего резерва, и для подкрепления своего правого фланга они берут войска из боевой линии центра и других наименее угрожаемых участков. Сознавая опасность, грозящую правому крылу и тылу, германцы употребляют, с одной стороны, отчаянные усилия, чтобы прорвать левый фланг армии фельдмаршала Френча к северу от Уазы, а с другой, стремятся задержать и опрокинуть обходящую их справа вторую английскую армию.
XVI корпус армии кронпринца, двинутый на помощь армии герц. Рупрехта Баварского, окруженной у Сен-Миэля, и пытавшийся проникнуть через Аргонский лес к югу в районе верхнего Эна, отброшен с большими потерями к северу от дороги Варенн-Виенн-ла-Виль (в 20 вер. на юго-запад от Варенна) и, следовательно, отрезан от своей армии и прямого пути отступления через Маас на Метц.
Операция левого германского крыла окончилась полнейшею неудачею. Баварская армия не только отброшена с левой стороны Мааса, где не осталось более ни одного германца, но и из района Сен-Миэль. Французския войска окружили с трех сторон герцога Рупрехта, положение которого очень тяжелое, и если его сильно потрепанная армия не будет выручена немецкими войсками из Лотарингии, то ей грозит катастрофа.
Операция левого германского крыла окончилась полнейшею неудачею. Баварская армия не только отброшена с левой стороны Мааса, где не осталось более ни одного германца, но и из района Сен-Миэль. Французские войска окружили с трех сторон герцога Рупрехта, положение которого очень тяжелое, и если его сильно потрепанная армия не будет выручена немецкими войсками из Лотарингии, то ей грозит катастрофа.
В центре обе стороны занимают оборонительное положение. Атака в лоб сильных немецких позиций на Лаонских высотах была бы со стороны ген. Жоффра чистейшим безумием. Участь сражения будет решена на левом крыле союзной армии. Бой приходит к концу и по всем признакам должен окончиться полнейшим поражением обессиленной германской армии, не имеющей более свежих сил для подкрепления изнуренных 24-девным непрерывным сражением. Французский главнокомандующий в решительный момент бросит свой нетронутый резерв на правое крыло германцев и отбросит его на немецкий центр у Лаона—Реймса. Огромное сражение на берегах Эна и Уазы может окончиться для германской армии небывалой катастрофой.
К. В.
Клемансо и германский император
Из Бордо „Дню" телеграфируют, что Клемансо, который, как известно, лично знаком с императором Вильгельмом, обратился к последнему с следующего рода письмом:
„Война есть война. В ней нет места ни воспоминаниям, ни заблуждениям. Каждый на своем месте обязан исполнить только свой долг. Но если мораль молчит и говорят одни лишь пушки, то это не значить, что вновь возвращаются времена варварства... Посмотрите на сожженные города пойдите на кладбища людей мирного, а не ратного труда, оглянитесь на то, что осталось позади вас, и вы ужаснетесь содеянному вами на нашей земле. То, чем вы угрожаете Франции, не страшно: мы переживем это. Но угроза цивилизации и гуманности со стороны народа, причисленного к числу культурных не может не возбуждать нашего крайнего беспокойства".
Вильгельм ответил на это письмо приказом к гренадерской дивизии, в котором он говорит, что только полным уничтожением врага можно обеспечить себе существование. „Авантюристы, управляющие Францией,—говорит он,—уже видят горестный конец и трепещут. Они обращаются ко мне с мольбами остановить мои храбрые полки, несущие смерть в лагерь врага. У нас остается одно лишь слово: вперед, гренадеры".
Австрийский подданный о русских
О сердечности и корректности русских по отношению к обезоруженному врагу свидетельствует следующее письмо, напечатанное на далекой окраине нашей — в «Ферганских областных ведомостях»:
„Наслышавшись о возмутительном варварстве Германии и Австрии по отношению к военно-пленным, я не могу удержаться от горячего желания противопоставить этим гнусным немецким варварствам—гуманные и культурные отношения России к военнопленным.
Как австрийский подданный, я был взят в Андижане под стражу и заключен в арестный дом вместе с другими немецкими и австрийскими подданными.
Начальник уезда, полковник Бржезицкий, который прибыл в арестный дом по делам службы, своим культурным обхождением с нами расположил всех нас к себе.
И вообще не только никаких намеков на притеснения или, тем более, угрозы мы здесь не видали, но, наоборот, чувствовали, что мы находимся среди культурных людей.
Выражая свое искреннее желание, чтобы России поскорей удалось разбить Австрию и Германию, которые мешают жить и дышать каждому европейцу, и глубоко веря в эту победу русского оружия, приветствую дорогую Россию.
Не считающий себя австрийским подданным, чех Антон Фиферна.
«Бирж. Вед.» в № 14,362 от 9-го сентября сообщают следующее:
„В багаже командующего германской армией, близ Вердена, после отступления немцев найден мешок, наполненный крестами с надписью „Париж 1914 г.“, заранее предназначенными, очевидно, для раздачи немецким солдатам в память взятии Парижа".
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 01 октября (18 сентября) 1914 года
Первая мировая война. 02 октября (19 сентября) 1914 года
Первая мировая война. 03 октября (20 сентября) 1914 года
Первая мировая война. 04 октября (21 сентября) 1914 года
Первая мировая война. 05 октября (22 сентября) 1914 года
Первая мировая война. 06 октября (23 сентября) 1914 года
Первая мировая война. 07 октября (24 сентября) 1914 года
Первая мировая война. 08 октября (25 сентября) 1914 года
..........
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия
..............
Первая мировая война. Крепости. Германия
..............
|