nik191 Понедельник, 14.10.2024, 22:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2017 » Сентябрь » 6 » Первая мировая война. 06 сентября (24 августа) 1917 года
05:20
Первая мировая война. 06 сентября (24 августа) 1917 года

Рига с птичьего полета. Снято военным летчиком пор. Б. П. Климовым

 

 

6 сентября (24 августа) 1917 года

 

 

Сообщение из ставки

 

Западный фронт

В рижском районе наши войска, перейдя реку Аа Лифляндскую, продолжают дальнейший отход вдоль побережья Рижского залива в северо-восточном направлении.

В районе Псковского шоссе и реки Аа противник, продолжая наступление, достиг переправ через реку Аа у Абрант и мызы Синценберг, в 50 верстах к северо-востоку от Риги.

Наши войска, действующие в восточном направлении от Риги, под натиском противника отошли на линию Зегевельд — Лембург—Децы— Шубразд.

Обстреливавшие 21 августа побережье Рижского залива неприятельские суда оказались подводными лодками.

На двинском направлении оживленный артиллерийский огонь.

На остальном фронте перестрелка.

Румынский фронт

На черновицком направлении в районе Сробедзея противник продолжает вести атаки и захватил, было, две укрепленные высоты, но нашими контратаками выбит и положение восстановлено. Захвачено свыше 200 пленных.

Кавказский фронт

Без перемен.

 

На русском фронте

ПЕТРОГРАД. (22 августа). Относительно новых линий позиций, какие могут занять отходящие из рижского района наши войска, военные авторитеты заявляют, что все будет зависеть, как скоро отступающие дезорганизованные массы солдат опомнятся и как скоро рассеется паника, под влиянием которой находится значительная часть рижской армии.

Отход ее протекает в крайне трудных условиях, особенно печально занятие германцами после нового прорыва нашего фронта пункта Вальденроде, отстоящего от Рижского залива на расстоянии одного перехода. Наиболее жгучим вопросом является сейчас выяснение степени сопротивляемости наших частей десантным операциям немцев, возможность которых не исключена. Обстрел немецкими судами рижского побережья к югу от Пернова можно считать подготовкой к десантной операции, целью которой будет выйти в район узловых станций, соединяющих пути на Ревель, Якобштадт и Псков.

Председатель армейского комитета телеграфирует исполн. комитету совета раб. и солд. депутатов, что под Ригой идет серьезная операция немцев. Принимаются все меры к ликвидации перехода их через Двину. Настроение солдат удивительное, стойкость такая, какой не было никогда раньше. Армейский комитет работает в полном контакте с командиром.

СТАВКА. (22 августа). Отступление нашей армии с рижского фронта продолжается в прежнем поспешном темпе. Огромные массы дезорганизованной пехоты запруживают дорогу на Псков. Леса и болота рижского района переполнены дезертирами.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. (22 августа). У Мулделуля после сильного огня русской и румынской артиллерии, причинившей большие потери противнику, завязались новые бои пехотных частей. В районе железной дороги от Фокшан сильный артиллерийский и ружейный огонь.
На остальном фронте без перемен.

Исполнительный комитет сов. раб. и солд. депутатов получил от председателя армейского комитета 4-й армии телеграмму:

"Армия блестящим наступлением 10—13 июля и небывалой по упорству и доблести обороне своих позиций с 24 июля по 3 августа в районе севернее Фокшан показала преданность стране и революции. Ударная группа германских полчищ под предводительством Макензена разбилась о стойкость революционных войск 4-й армии».

ПЕТРОГРАД. (22 августа). Газета "Рижский Фронт", орган армейского комитета, от 20 августа сообщает:

"Противнику удалось форсировать Двину потому, что ему, по-видимому, было известно расположение наших батарей. Стрельба противника корректировалась аэропланами с бронированными лодочками, державшимися на высоте 300 метров». Газета по получении сведений о начале боевых действий выделила из своего состава 5 товарищей, которые утром отправились на фронт для участия в боевых действиях. Днем 20 августа газета выпустила еще экстренный бюллетень.

Члены армейского комитета принимали участие в организации сопротивления. Члены исполнительного комитета распределились по корпусам, дивизиям и полкам".

 

На западном фронте

ЛОНДОН. (22 августа). Официальное сообщение британской квартиры во Франции гласит:

«Вчера, вечером, неприятель вновь пытался овладеть нашими выдвинутыми постами к юго-западу от Заприкура. Атака, произведенная после ожесточенной артиллерийской подготовки, немедленно ними отбита.

ДВИНСК. 22 августа.— Армейский комитет пятой армии обратился к войскам с нижеследующим призывом:

„Родина погибает. Взята Рига, перед которой два года стояли германские войска и взята в три дня, несмотря на многочисленность наших войск и мощных оборонительных сооружений и артиллерии. Во имя той свободы, которая досталась так легко и еще легче может нами утратиться, спасите родину и тем вы спасете революцию.

Забудьте колебания и сомнения и убейте в своих душах недоверие и себялюбие. Контрреволюция идет — ее несет германские штыки. Со спокойной совестью мы, революционеры не со вчерашнего дня, говорим вам:

Несите жизнь на алтарь отечества во имя свободы. Теперь не время для политики. Сейчас одна цель, одна задача спасти армию и отстоять Россию. Близок и наш черед и не сегодня-завтра придется и нам испытать напор врага и мы должны его отразить. В эти часы страшного суда над русской революцией дважды изменником будет тот, кто дрогнет, кто побежит, ибо он сразу предаст и родину и свободу. Довольно слов, разговоров и митингов. Родина ждет от каждого солдата и офицера честного исполнения воинского долга".

МОГИЛЕВ, 22 августа. Министр иностранных дел обратил внимание верховного главнокомандующего генерала Корнилова на то, что наш посланник в Тегеране в срочном телеграфном донесении указывает на продолжающиеся бесчинства и грабежи среди местного населения, производящиеся нашими войсками, находящимися в Персии.

Генерал Корнилов послал по этому поводу следующую телеграмму:

„Главнокомандующему Кавказской армии.

Приказываю принять самые решительные меры к прекращению бесчинств, что при должном применении военно-революционных судов, которые должны быть организованы на этапных линиях, может быть достигнуто очень быстро. В распоряжение начальников этапов должны быть даны необходимые средства для быстрого восстановления порядка. Смешанные комитеты из солдат и гражданских лиц должны быть упразднены. Какое-либо вмешательство комитетов во внутреннюю жизнь Персии совершенно не допустимо. За такие попытки необходимо немедленно привлекать к ответственности. Вместе с этим, вхожу с настойчивым представлением об урегулировании денежного вопроса в Персии, но не считая, чтобы денежный вопрос являлся единственной причиной творящихся бесчинств, категорически требую, чтобы решительно восстановили порядок в Персии".

 

ВОЕННЫЙ ОБЗОР


На Риго-Двинском фронте к вечеру 22 августа

 

К вечеру 21 августа, наши отходящие от Рижского района войска заняли следующее положение:

правым флангом— на побережье у устья р. Аа Лифляндской, далее -центром у ст. Зегевольд и левым флангом—на р. Двине между Икскюлем и Фридрихштадтом, примыкая здесь к позициям войск, оставшимся на правом берегу реки. Таким образом,—войска успели отойти от Риги уже на 20—25 верст.

Беспрепятственно и без давления отходят вдоль побережья правофланговые части. В сравнительном порядке, с боями, отходят части центра—вдоль железнодорожной линии Рига—Венден-Валк и шоссе на Псков. В беспорядке отступают части № корпуса, расположенные на Двине у Икскюля, по коим пришелся первый и самый сильный удар германцев и которые к тому же оказались малоустойчивыми.

В течение 22 августа,—правофланговые части перешли р. Аа Лифляндскую и продолжали отход вдоль побережья в северо - восточном направлении. Центр наш, теснимый противником, отошел вдоль жел. дор. линии за р. Аа у Абрант и из Хинценберг (50 верст северо-восточнее Риги). Левофланговыя части, под сильным натиском противника, отошли к линии ст. Зегевольд—Лембург—Дец — Шубрадз.

Таким образом,—к вечеру 22 августа, противник на правом берегу Двины овладел плацдармом, ограниченным примерно дугою радиусом от Риги в 40—50 верст.

Ни официальное сообщение Ставки, ни телеграммы помощника комиссара Северного фронта Войтинского не дают уверенности, что порядок среди отступающих войск восстанавливается и что устойчивость их увеличивается. Скорость отхода—также заставляет предполагать большую дезорганизованность в движении. Видимо, —о боевом сопротивлении противнику, об упорных аррьергардных боях и речи нет. Части наших войск просто уходят со скоростью обыкновенного походного движения, почти по 20 верст в день.

Эта скорость отхода превосходит таковую при отступлении 11-й армии к Тарнополю. Там, в среднем, в сутки отходили на 12—15 верст, причем некоторые части вели упорные арьергардные бои. Ничего подобного в описании отхода от Риги в сообщениях пока не проглядывает.

Сведения относительно входа в Рижский залив германского флота до сего времени оказались неправильными. Это обстоятельство устраняет опасность неприятельского десанта в тылу наших отходящих войск и позволяет принять против него меры хотя бы в районе Перкова, не разбрасывая усилий по всему побережью от этого пункта до Риги.

В течение 23 августа отход наших войск, можно надеяться, несколько замедлился, так как сама местность (Ливонская Швейцария) дает большую опору арьергардам наших колонн. Но, конечно, это только при условии хотя небольшой устойчивости войск.

Наше расположение у Двинска пока остается прочным и не угрожаемым вплоть до отхода войск от Риги на линию Гайнаш—Венден — Штокмансгоф. При дальнейшем же отходе их,—вероятно, придется постепенно осаживать фронт войск от Штокмансгофа на восток, а с тем вместе принять меры и к эвакуации Двинска.

Еще раз выражаем уверенность, что ограниченность сил противника не позволит ему развить начатую у Риги операцию до катастрофических для нас размеров. В частности,— угроза непосредственно Петрограду представляется еще весьма проблематичною. Переход германцев в наступление одною только левофланговою армиею ген. Паприца, усиленною лишь свободными местными резервами, не является большою угрозою столице государства.

Несомненно, — для серьезной операции против Петрограда, германцы должны назначить весьма крупные силы. Они должны удар от Риги согласовать с ударами по морю через Финский залив, по сухопутью—на Двинск—Псков и на Молодечно—Бологое. Удар же по морю обещает им успех лишь при господстве в Финляндии.    

Таким образом, — достижение Петрограда, казалось бы, должно явиться конечною задачею целого ряда частных операций, требующих много времени. А время, как всегда, явится великим целителем наших бед. Не забудем, что осень уже на дворе, а с нею наши верные союзницы—непогода, распутица и прочие факторы, могущие парализовать развитие успехов противника.

Центр же тяжести в вопросе об оттяжке удара непосредственно на Петроград,—повторяем,—всецело лежит в степени устойчивости наших войск, сознания ими долга перед Родиною.

Решительные меры к искоренению преступной пораженческой пропаганды из среды отступающих войск — должны явиться первейшею обязанностью лиц всего командного состава и войсковых организаций и комиссаров.

Рассуждать о целесообразности применения их—поздно.

Обстановка властно требует скорейшего проведения их в жизнь.

Иначе—пропущение времени — действительно будет смерти безвозвратной подобно.

А. Андогский.

 

Не клевещите на армию

Поражение наших армий под Ригой принимает с каждым днем всё более и более серьезный размер. Германские войска, перейдя Двину и прорвав фронт на довольно значительном расстоянии понудили наши части к спешному отходу, не давая им задерживаться на близких рубежах.

По беспристрастным показаниям комиссара Войтинского и по телеграфным сведениям исполнительного комитета 12-ой армии видно, что воинские части, оборонявшие Рижский район, в общем и целом с честью выполнили свой долг перед революцией и страной и сделали все, что было в их силах. Неоднократные переходы в контратаки, штыковые бои, — громадная убыль в личном составе, как офицеров, так и солдат свидетельствует о том, что части 12-ой армии не только не покрыли позором имя русского солдата но и внесли новую страницу славы в летопись беспримерных страданий русского народа.  

И, однако, мы видим, как громадное большинство печати в полном единении со всей петроградской буржуазной улицей ведет самую злостную компанию против армии, обвиняя именно солдат в том несчастье, которое переживает Россия.

Кажется нет того ругательства, нет той грязи, которой бы не бросили буржуазные газеты по адресу революционной армии и, быть может, впервые со времени революции мы были свидетелями того, как по адресу тех самых солдат, кровью которых добыта свобода, было брошено гнусное оскорбление на страницах „Русской Воли", где г. Айзман осмелился назвать солдат русской революции скотами.

И, конечно, всегда можно найти оправдание этой травле. Ибо, когда отступает армия в сто, двести тысяч человек, то естественно, что среди этой громадной массы может найтись известный процент обезумевших людей, которые в панике бегут и в своем бегстве могут творить ужасающие зверства и насилия.

Но разве случаи позорного бегства, разве случаи самых ужасных варварств не бывали и до революции?

Разве отступление генерала Рененкампфа из восточной Пруссии, разве бегство 10-ой армии, кончившееся почти ее полным пленением было обусловлено демократизацией армии, разве тогда в руках командного состава не было всей полноты власти, разве не процветала в эти ужасные трагические дни поражения под Сольдну самая жестокая палочная система дисциплины?

И, однако, тогда никто не говорил о том, что причиной наших неудач является низкий дух солдатской массы.

Говорят, что виною прошлых наших неудач было отсутствие снарядов и снаряжений и что теперь армия в этом отношении вполне обеспечена, но забывают при этом, что в дни нашего знаменитого наступления в Восточную Пруссию и гибели армии генерала Самсонова снаряды и оружие были также в изобилии и, однако, это не спасло Россию от страшного и тяжелого удара.

Этого мало. Забывают, что хотя наша армия сейчас в достаточной степени обеспечена снарядами и оружием, но также плохо, если не хуже, обеспечена и продовольствием и средствами связи и почти всем необходимым для ведения успешной кампании. Забывают, что благодаря той контрреволюционной кампании, которая ведется в настоящее время частью командного состава против армейских организаций, что благодаря той политической линии, которую заняли известные общественные течения и которые угрожают завоеваниям народа, солдатские массы вполне естественно относятся не всегда с полным доверием к всем мерам, принимаемым и командным составом и Временным Правительством.

И, если мы действительно хотим помочь нашей армии, увеличить боеспособность, поднять ее воинский дух, вселить в сердце каждого солдата непреодолимое желание сражаться и умирать за родину, то мы должны сделать все, чтобы этот солдат знал, что там в тылу нет ничего такого, чтобы смогло смутить его революционное чувство, его преданность завоеваниям революции.

Положение больше, чем серьезно. В этом согласны все. Необходимо крайнее напряжение всех народных сил, необходимо действительное национальное единение.

Так, помогите же, что это действительное национальное единение может создаться не путем клеветнических выпадов против армии русской революции, не путем борьбы с демократическими организациями, не путем подрыва и дискредитирования Временного Правительства, не путем противопоставлений геройства офицерства, слабости солдат, а путем честной поддержки Правительства русской революции, путем реальной помощи тем самым солдатам, которых теперь обливает грязью всякий, кому не лень. (Ц. И. К.).

 

Еще по теме:

 

Первая мировая. Сараевское убийство.

Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии

.............

Первая мировая война. 02 сентября (20 августа) 1917 года

Первая мировая война. 03 сентября (21 августа) 1917 года

Первая мировая война. 04 сентября (22 августа) 1917 года

Первая мировая война. 05 сентября (23 августа) 1917 года

Первая мировая война. 06 сентября (24 августа) 1917 года

Первая мировая война. 07 сентября (25 августа) 1917 года

 

 

Категория: 1-я мировая война | Просмотров: 763 | Добавил: nik191 | Теги: 1917 г., сентябрь, война, Газеты | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz