05 июля (22 июня) 1917 года
Сообщение из ставки
22 июня 1917 года
Западный фронт
Восточнее Брзежан противник потеснил наше сторожевое охранение, но огнем артиллерии был отброшен.
Восточнее Липица-Дольная после артиллерийской подготовки противник дважды атаковал наши позиции, но оба раза был отбит.
Юго-западный фронт
На золочевском направлении усиленная деятельность артиллерии с обеих сторон.
В районе к северо-западу от Рыбники у Дзикеланы произошел ряд коротких, но горячих столкновений наших частей с противником.
Артиллерия противника вела интенсивный огонь по нашим позициям восточнее Липицы-Гурны и Липецы-Дольная.
Румынский фронт
Перестрелка.
Кавказский фронт
После занятия нами Пенджвина противник отошел на высоты к западу и югу от Пенджвина, где оказывает упорное сопротивление. На остальном фронте без перемен.
Балтийское море
20 июня 9 неприятельских аппаратов совершили два налета на южную оконечность остр. Эзеля. Сброшено 24 бомбы на батареи, ангары и здания. Атаки неприятеля отражались сосредоточенным огнем судов флота и морских батарей, почему все бомбы не дали попаданий. Потерь и повреждений нет.
Русский фронт
МОГИЛЕВ. Манифестация, организованная 18 числа в городе Могилеве, прошла дружно и оживленно... Море красных флагов и плакатов и почти однообразные надписи на них отражали настроение демократических масс.
Главные лозунги: «доверие Временному Правительству», «доверие Советам Солдатских и Рабочих депутатов», «долой анархию и контрреволюцию», «вперед демократическая армии», те же слова звучали и в устах ораторов на летучих митингах, происходивших на городской площади. Красивым сюрпризом явилась стихийно разразившаяся манифестация в честь наших доблестных союзников в лице военных атташе союзных держав, вышедших приветствовать толпу на пути ее следования.
До своего максимума настроение манифестации дошло при появлении Верховного Главнокомандующего генерала Брусилова. Продолжительными овациями толпа приветствует слова Главнокомандующего, когда из оглашенных телеграмм становится известным об удачном для нас наступлении, о том, что единым порывом наши славные полки смели врага на многоверстном фронте, громовое «ура» оглашает воздух.
Генерала Брусилова подхватывают на руки и несут в толпе по рядам. Речь генерала Брусилова:
товарищи-граждане, как сын своего отечества, как человек любящий Россию всем сердцем и всем разумом, и, как и каждый из вас, хочу скорейшего мира, с врагом, но какого? вот в этом вопрос? видеть родину свою полоненной, видеть россиянина рабом германского империализма я не хочу, а хочу я видеть ее свободной, великой и благоустроенной.
Что, товарищи, угрожает свободе России? У нее сейчас два врага: первого я не боюсь—это приверженцы старого правительства; их так мало, что о них не стоит говорить, да кроме того я всей властью своей—властью Гражданина, призванного представителями земли русской быть во главе нашей огромной армии, властью силы—легко задавлю всякую попытку возврата к старому; поэтому враг этот не опасен, теперь его бояться нечего.
Второй враг нашего отечества это германское правительство, его милитаризм и империализм. До тех пор, пока бронированный кулак германского императора Вильгельма II, этого выродка человечества, врага свободы, кровопийцы, поработителя, занесен над нами, до тех пор, пока эта рука не опустилась бессильно и не отказалась от захвата земель и контрибуций как мы—мира на земле быть не может.
«Долой броню», «долой орудие смертоубийства»—вот наш клич,—вот клич всего народа! как заставить услышать наш голос? заставить—ибо просить мы пробовали, но неудачно: рука русской демократии висят в воздухе до сих пор и довольно ей висеть и ждать несбыточного. Немецкая демократия роли не играет, ибо есть неделимое: немец, кайзер и фатерлянд. Просьба бессильна. Наступило время требовать, ибо нога тевтона топчет землю русскую и добровольно с нее он не уходит и вот теперь раздался голос русского свободного великого народа: «довольно слов, пора и к делу». Они не хотели понять наших слов, так мы заставим их свергнуть врага свободы, заставим их силой свободного революционного оружия.
Воля свободного народа—не есть воля императора, а есть слово свободных граждан, одухотворенных мыслью всеобщего мира, свободы, равенства и братства. Товарищи тогда, когда защитники ваши идут вперед, чтобы закрепить свободу, тогда, когда каждый боец фронта готов отдать жизнь для счастья народов, тогда, когда генерал, солдат и офицер, соединившись идут под своим красным знаменем—вы здесь в тылу поддержите их словом и делом, помогите им, чем можете, отдайте им все, что нужно, дабы укрепить их дух; чтобы каждый из них, жертвуя жизнью и умирая за вашу свободу, умирал спокойно, зная, что он умирает за свой народ, за его счастье.
Организуйтесь в тылу, дабы стройной организацией не заставить ваших воинов нуждаться ни в чем. Работа тыла не менее важна, чем работа фронта, а она зависит от вас, потому то, товарищи граждане, я верховный главнокомандующий обращаюсь к вам, призываю вас к созидательной работе, к спокойному обсуждению и созданию государственного благоустройства. Сознавая великое будущее нашей родины и понимая, что армия есть оплот свободы я предлагаю вам крикнуть громкое и мощное «ура» нашей Великой Свободной России и ее верной стальной защите — Революционной Армии.
***
РИГА. 19 июня в 10 часу вечера вражеский аэроплан появился над Ригою, но благодаря энергичному огню наших орудий, вынужден был взять большую высоту и скрыться по направлению к Митаве.
***
В ответ на призыв армейского комитета 12 армии прислать пополнения из города Челябинска, где накануне была вынесена большевистская резолюция и не выпускались пополнения на фронт, в первую очередь вызвались ехать на фронт 100 офицеров, 1.000 унтер-офицеров и 12 рот солдат.
***
ГОМЕЛЬ. Эшелон, следовавший на западный фронт, узнав о направлении, отказался ехать по назначению, требуя, чтобы его отправили на румынский фронт для пополнения своих дивизий. Увещевания начальника эшелона прапорщика Терещенко не достигли цели. Терещенко заявил солдатам: если мои слова не убедили вас, пусть смерть моя убедит вас—выхватил револьвер и выстрелил себе в грудь.
***
ПЕТРОГРАД. (ПТА). 19-го июня. По сведениям, полученным Временным Правительством, наступление на юго-западном фронте развивается вполне успешно.
***
ПЕТРОГРАД. (ПТА). 19-го июня. В выпущенном воззваний Временное Правительство, приветствуя армию, перешедшую в наступление, призывает граждан слиться с армией в одном общем напряжении спасти революцию и отечество от смертельной опасности и отдать все силы для защиты свободы и России. Пусть войско революционной России, идя умирать за вечные идеалы свободы, имеет за собой весь народ России, готовый к тяжелому подвигу.
***
САРАТОВ. (ПТА). 19-го июня. Известие о русском наступлении и победе армии произвело в городе огромное впечатление. Газеты и телеграммы берутся нарасхват.
Действия союзников
Французский фронт
ЛОНДОН. Официально от вечера 19 июня:
«Прошлою ночью мы произвели набег на неприятельские траншеи к востоку от Аржикура, где было убито несколько германцев и несколько взято в плен. Неприятельский отряд достиг наших траншей к востоку от Лооса, но был сейчас же отброшен назад».
«В течение последней ночи мы вели несколько атак к западу от Авренкура и к северу от Ньюпора, причем захватили нескольких пленных. Противник атаковал наши форпосты к югу от речки Кожели, но был отражен».
ПАРИЖ. Вчера около 6 час. 30 мин. вечера германцы после артиллерийской подготовки произвели ряд сильных атак против траншей, в районе Айль. Очень оживленная борьба, продолжавшаяся всю ночь, закончилась полнейшей неудачей неприятеля. Мы удержали все наши позиции. Далее к востоку два набега, произведенные неприятелем на наши сторожевые посты, равным образом не удались.
На левом берегу Мааса борьба артиллерии значительно усилилась около полуночи в секторе возвышенности «304» и леса Авокур. Около 2 ч. 30 м. ночи германцы на фронте в 500 метров произвели атаку на юго-западный выступ этого леса, но ряды атакующих сметались нашим огнем и не смогли достигнуть наших линий. В Шампани мы произвели набег на германские линии, причем взорван неприятельский блокгауз. Ничего существенного не произошло на остальном фронте.
ЛОНДОН. Корреспондент агентства Рейтера при французской армии в телеграмме от 18 июня говорит, что неожиданное возобновление противником наступления у Шемен-де-Дам и на левом берегу Мезы вероятно объясняется тем, что германское правительство нуждается в победах, или по крайней вере в местных успехах, которые могли бы быть преувеличены до размера побед, в противовес действительным успехам французского и британского наступления.
В тот момент, когда инспирированная пресса фатерланда силится вопреки очевидности доказать незначительность последних успехов британцев во Фландрии, когда известие о том, что авангард американской армии уже находиться на французской земле не может не произвести сильного впечатления в германской армии и в народе, германский главнокомандующий естественно приходит к убеждению, что победа абсолютно необходима. Во всяком случае до сих пор нет признаков того, что неожиданное возобновление неприятелем деятельности в разных пунктах фронта вызывается какими-либо более серьезными намерениями.
Незначительные успехи, увенчавшие до сих пор деятельность неприятеля были достигнуты им благодаря применению таких средств, к которым обе стороны могут прибегать в любое время, и которые неизбежно приводят к достижению, хотя бы кратковременного преимущества той стороной, которая ими пользуется, а именно: сильного сосредоточения артиллерийского огня на незначительном участке фронта с последующей атакой пехоты, что с уверенностью приводит к захвату немногих сотен ярдов вдребезги разрушенных траншей.
Ценность подобного рода приобретений заключается единственно в возможности их расширить, неприятель же до сих пор не показал, что он такой возможностью обладает. Пока он был в состоянии лишь захватывать незначительные и неглубокие участки фронта. Если он сколько-нибудь рассчитывает, что благодаря понижению боевого настроения французской армии ему удастся развить его ограниченные успехи то это—то, что называется делать расчет без хозяина.
Итальянский фронт
РИМ. В ночь на 19 июня наш гидроплан снова совершил налет на Триест и сбросил над городом листки со следующим содержанием: «Наша ночная бомбардировка, произведенная вчера вечером в промышленном округе города Триеста является ответом на воздушное нападение, которое австрийские летчики пытались еще раз произвести на Венецию. Всегда, несмотря на погоду, с применением всех средств, имеющихся у нас в распоряжении, мы будем немедленно отвечать на варварские нападения со стороны неприятеля».
Несмотря на оживленный обстрел неприятельскими зенитными 6атареями, наши отважные летчики вернулись невредимыми к своей базе.
Гибель французскаго крейсера «Клебер»
ПАРИЖ. (16 июня). Крейсер «Клебер», возвращавшийся в Брест, затонул, наткнувшись на мину. Пропало 38 человек, в том числе 3 офицера. Прибытие американских войск в Европу.
***
ПАРИЖ. (17 июня). В один из атлантических портов прибыла североамериканская эскадра с первым эшелоном войск из Америки. Эскадра была встречена торжественно.
***
НЬЮ-ЙОРК. (18 июня). Подготовка значительных подкреплений военных сил, посланных через Атлантический океан, упорно подвигается вперед как в сухопутной армии, так и во флоте.
Положение на фронтах по сообщениям противников
От 5 июля/22 июня.
Западный театр
На фронте армий кронпринца Рупрехта:
Во Фландрии и на фронте Артуа вчера боевая деятельность была большей частью незначительна. На некоторых участках была отбиты натиски неприятельских разведчиков.
На фронте армий кронпринца:
Выигрыш нами пространства дал повод французскому командованию вчера и сегодня утром у Шемин-де-Дам, восточнее Серни, вести наступление, которое было отбито с большими для противника потерями. До сих пор французы здесь пытались 15 раз, без малейшего успеха, взять обратно потерянное пространство, неся каждый раз значительные потери убитыми, ранеными и пленными. На обоих берегах Мааса вчера вечером огневой бой усилился.
На фронте армий герцога Альбрехта:
В последние дни разведывательные части произвели много удачных поисков восточнее Мозеля.
Вчера утром одна из наших эскадрилий атаковала военные сооружения и прибрежные укрепления у Карвила на восточном берегу Англии. Несмотря на сильную оборону с земли и Английских воздушных военных сил, удалось сбросить несколько тысяч килограмм бомб и заметить их хорошее действие. Все самолеты вернулись невредимыми.
Восточный театр
На фронте армий генерал-фельдмаршала принца Леопольда Баварского: вчера на поле сражения в Восточной Галиции была лишь незначительная огневая деятельность. На высотах у Брзежан произошли местные стычки в которых русские были выбиты из нескольких воронок, в которых они еще держались. На соседних участках в общем было спокойно.
На фронте армий генерал-полковника эрцгерцога Иосифа и генерал-фельдмаршала ф. Макензена: местами противник проявляет большую деятельность, чем обыкновенно.
Македонский фронт
Положение без перемен.
Военный обзор
Итоги двухдневного наступления русской армии, 18-го и 19-го июня
В течение двухдневного наступления частей 11-й и 7-й армий юго-западного фронта на Львовском направлении, операции разбиваются на участке протяжением в 40 верст, между двумя железнодорожными линиями, идущими от Тарнополя на Львов через Золочев и через Брзежаны—Рогатин.
Сообщение Ставки за 19 июня указывает лишь уширение района прорыва: кроме атакованного 18 июня фронта Конюха—Мечишиув,—19 числа упоминается еще участок севернее д. Конюхи (д. д. Юзефувка, Коршилув, Пресовце, западнее Зборува). Между тем—на участке действий 18 июня особенно к юго-западу от Бжежаны, видимо, боевая работа несколько замедлилась в смысле быстрого дальнейшего продвижения вперед. Это вполне понятно. Первый удар наш был для противника неожидан, а потому отдал в наши руки сразу несколько линий окопов и до 10.000 пленных.
Несомненно, противник, пользуясь широко развитой в тылу позиции железнодорожной сетью, при чем, как известно, несколько линий построено им сравнительно недавно с исключительною целью способствовать скорейшей переброске резервов из глубины и по фронту к атакованному участку, — быстро сосредоточил сюда все, что было под рукою.
Сравнительно легко овладев окопами противника на линии р. Ценюв (д. д. Конюхи, Шабалин, Жолнувка) и успев войсками 34 и 22 армейских корпусов форсировал р. Золотую Липу, встретив сильное сопротивление на укрепленных линиях у самой р. Золотой Липы. В сообщениях Ставки, упоминается, что из лесов в районе Брзежаны австро-германцы ведут энергичные контратаки—нами успешно отбиваемые.
Рассмотрение характера местности поля боя 18 июня позволяет заключить, что свойства местности благоприятствуют упорному сопротивлению противника на укрепленной линии р. Золотой Липы. Местность—весьма пересеченная, дающая устойчивость пехоте и закрытые позиции артиллерии. Масса лесных участков закрывает от нашего наблюдения тыл позиции, благоприятствует незаметному сосредоточению и переброске неприятельских резервов к участкам наибольшего нажима с нашей стороны и затрудняет действия нашей артиллерии. Сама р. Золотая Липа представляет довольно сильное тактическое препятствие под огнем противника. Форсирование ее вне постоянных переправ затрудняется болотистою долиною и вязкостью дна.
Большим облегчением для действий корпусов, коим придется форсировать реку на участке севернее д. Потуторы, является то обстоятельство, что южнее этой деревни наша сильная ударная группа из частей 34 и 22 армейских корпусов уже ведет бой на высотах правого берега Золотой Липы, восточнее д. Мечишчув.
Энергичный удар 18 июня на участке Ковюхи-Мечишчув, видимо, привлек сюда большое количество неприятельских резервов, оттянутых к этому участку за счет ослабления их на других боевых участках и, в частности на участке севернее д. Конюхи. Поэтому, когда после 15 часов 19 июня наши новые корпуса (части 17 арм. корпуса, чешско-словацкая бригада и 4 Финляндская стрелковая дивизия) перешли в наступление от линии р. Стрыпы, то порыв их увенчался большим успехом. Важнейшие опорные узлы атакованного участка к вечеру этого дня были в наших руках. Зарайский полк и части чешско-словацкой бригады и 4 Финляндской стр. див. овладели левофланговою укрепленною группою д.д. Прессовце и Коршилув, подступы к которым прикрывались болотистою долиною р. Малой Стрыпы, а южнее другие части овладели д. Юзефувкой.
За день на всем этом новом участке взято в плен 6 300 офицеров и солдат, 21 орудие и 16 пулеметов. Подводя обычный итог и считая, что столько же убито и ранено и столько же деморализовано и разбежалось, можно допустить, что здесь начисто разгромлен корпус неприятельских войск и у противника выведено из строя до 20.000 бойцов. Погрому подверглись части 2 австрийской армии, частично разбитой уже накануне в районе д. Конюхи и севернее. А поэтому можно с уверенностью сказать, что сила сопротивления ее уже надорвана реально и без поддержки свежими резервами она вряд ли долго может противостоять энергичным ударам наших войск, если они не ослабят своего порыва.
Итог нашего наступательного успеха за два дня, 18 и 19 июня, чрезвычайно крупный, особенно учитывая нашу предыдущую, казалось, безнадежную пассивность: всего взято 6олее 300 офицеров, 18.600 солдат, 29 орудий и 33 пулемета.
20 июня наступление ударных групп не производилось. На фронте ведется огневой бой переменного напряжения. Противник сосредоточенными резервами ведет настойчивые контратаки со стороны д. Мечишчув против наиболее опасной для него, нашей ударной группы уже форсировавшей р. Золотую Липу.
С нетерпением ожидаем известий о дальнейшем развитии нашего наступления. Оно так необходимо для скорейшего достижения общего стремления—принуждения противника к миру.
А. Андогский.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 01 июля (18 июня) 1917 года
Первая мировая война. 02 июля (19 июня) 1917 года
Первая мировая война. 03 июля (20 июня) 1917 года
Первая мировая война. 04 июля (21 июня) 1917 года
Первая мировая война. 05 июля (22 июня) 1917 года
Первая мировая война. 06 июля (23 июня) 1917 года
|