05 февраля (23 января) 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
23-го января 1916 года.
Западный фронт
Партии немцев, пытавшиеся приблизиться к нашему расположению на острове Глаудане (ниже Двинска) отражены ружейным огнем.
Над Двинской позицией летало значительное число немецких аэропланов и появлялись цеппелины.
В войсках генерала Иванова истекшие сутки отмечены рядом удачных действий наших разведчиков. Так в районе Гонтова, к югу от Н. Олексинец, наши разведчики подобрались к проволочным заграждениям противника и через проходы, проделанные днем огнем нашей тяжелой артиллерии, проникли в промежуток между первой и второй полосами заграждений, где атаковали и уничтожили сильную партию противника.
В районе Средней Стрыпы и к северо-востоку от Залощиков, было рассеяно и уничтожено несколько полевых караулов неприятеля.
Кавказский фронт
Наши войска продолжают теснить турок, с легкостью прекращая все их наступательные попытки.
На всем Кавказском фронте в течение нескольких дней свирепствует сильная мятель, при морозе больше 20 градусов. Войска двигаются в глубоком снегу.
В Персии, в Хамаданском районе, противник отброшен к Ноховенду.
Западный фронт
23-го января.
Боевых столкновений не было.
Северный фронт
23-го января.
Полеты немецких самолетов над рижским участком и к югу от Икскюля продолжались.
Нашими летчиками были брошены бомбы в г. Митаве на железнодорожную станцию и на железнодорожный мост через р. Аа.
Юго-западный фронт
23-го января.
На одном из участков линии войск наши разведчики, изучив систему неприятельских фугасов, провели от них проволоку в свой окоп и отсюда взорвали до 40 фугасов.
На Брезежанском шоссе нашим огнем отражена попытка противника приблизиться к нашим окопам.
В районе Бояна противник огнем бомбометов и ручными гранатами тщетно пытался вновь овладеть занятой у него в ночь на 21 января воронкой горна.
Западный фронт
23-го января.
Боевых столкновении не было.
Кавказский фронт
23-го января.
Вытеснение противника из занимаемого им ныне района продолжалось, причем турки при всех наступательных попытках неизменно опрокидывались нашим огнем, неся большие потери.
Морской обзор
Задачи английского флота
Журнал «Nav. and Milit. Record» говорит, что
«германские морские писатели постоянно утверждают, что германский флот делает очень много, а английский ничего. Поэтому им следовало бы вспомнить один труд, написанный германским морским офицером несколько лет тому назад, в котором сделаны некоторые заключения, вполне подходящие к тем условиям, в которых протекают события этой войны.
Этот писатель, отставной капитан германского флота Стенцель, излагает обязанности, которые будут возложены на английский флот во время войны. По его мнению они заключаются в следующем.
A. В деле обороны этот флот должен:
1) обеспечить безопасность Соединенного Королевства от нашествия врага и предохранить его берега от каких-либо набегов неприятельских судов.
2) Защищать свой коммерческий флот во всех морях, а также и свои рыболовные промыслы.
3) Сделать моря вокруг Соединенного Королевства открытыми для ввоза в него всевозможных продуктов из других стран.
4) Защитить Индию и все британские колонии.
5) Обеспечить пути сообщения между метрополией и всеми колониями и Индией.
B. В деле активных выступлений этого флота:
1) Найти неприятельский флот и уничтожить его, а если последний будет находиться в своих портах, то принудить его к бездействию.
2) Блокировать неприятельские порты и производить набеги на его побережье.
3) Преследовать и уничтожать неприятельские крейсера и каперы.
4) Захватить или уничтожить неприятельский торговый флот, а также и его рыболовные промыслы.
5) Прервать сообщение заокеанских владений врага с их метрополией и содействовать занятию их при помощи сухопутных войск.
Английский флот во время войны выполнил программу деятельности, намеченную германским писателем. По этому поводу Арчибальд Херд в газете «Dailу Теlegraрh» говорит, что разбирая в отдельности те задачи, которые должен был выполнить, по мнению германского офицера, английский флот, мы видим, что задачи «обороны» он выполнил блестяще и что то же можно сказать и о активных задачах.
Ведь, германский флот до сих пор существует только потому, что он не выходит в море, успеха в котором он ожидать не может в силу деятельности английского флота.
Затем мистер Херд говорит:
«владение морем, которое теперь полнее, чем в течение минувших семнадцати месяцев войны, было достигнуто далеко не легким трудом; наоборот, оно является результатом напряженной деятельности флота, из недели в неделю все развивающуюся. Наш флот постоянно находится на страже и представляет надежную защиту нашей страны. Кроме того, наш флот представляет громадную, готовую к бою, силу и мы были бы несправедливы к нашим офицерам и матросам, если бы забыли ту силу, которую представлял германский флот при начале этой войны, когда он был безусловно в полной боевой готовности. Те из наших юмористов, которые представляют неприятельские морские силы в смешном виде и умаляют его могущество, только попирают оценку деятельности британского флота и делают менее значительными достигнутые им результаты. Происходит это не по их злой воле, а от легкомысленного отношения к выяснившемуся факту бессилия германского флота к какой-либо деятельности на морях».
К этому надо прибавить, что германский писатель не предусмотрел еще в числе задач, возлагаемых на английский флот во время войны, организацию перевозки сухопутной армии на материк или отдаленные театры войны, а также защиту транспортов с войсками и боевым материалом от нападений германских подводных лодок.
Не надо забывать также о той задаче, которая выпала на долю этого флота при борьбе с последними. В сравнительно короткий срок деятельность их была сведена к нулю, что потребовало особенные усилия и много изобретательности со стороны личного состава английского флота, а также и громадной организационной работы английского адмиралтейства. Можно поэтому с уверенностью сказать, что английский флот сделал больше, чем от него ожидали перед этой войной его враги, усердно изучавшие и комментировавшие в печати всевозможные морские операции будущей войны.
Балканская драма
(Политическое обозрение)
Великая война требует великих жертв.
Никто не думал, чтобы завоевание свободы и права для всей Европы могло быть бескровным. Слабость пацифизма заключается именно в его мечтательной гуманности. Она превращает его в утопию, делает чем-то нереальным, приближает к догматическому вегетарианству в политике. Как вегетарианец ставит себе в заслугу то, что он никого не ест, так же точно и мечтательный сторонник вечного мира гордится тем, что он никого не хочет убивать. Он выступает против 16-дюймовых пушек, бомбометов, пулеметов, шрапнелей и прочего с одним только словесным арсеналом и не может похвастаться никакими практическими успехами.
Святая правда, что пацифисты никого не убивают, но столь же неоспоримо и то, что они ровно ничего не достигают. Вечный мир—такое благо, которое надо завоевать с оружием в руках, не щадя ни своей ни вражеской крови. Нынешняя война есть именно война за мир, не утопическая, а практическая борьба за человеческое право народов, торжество не словесного, а вооруженного пацифизма, защита его принципов не сентиментальными более или менее дешевыми фразами, а своею кровью и жизнью. Такая действенная борьба за грядущее царство свободы, мира и права требует неисчислимых кровавых жертв и сверхчеловеческих напряжений. На ее дымящемся кровью жертвеннике гибнут не только миллионы героических борцов,—гибнут целые племена и народы. Страшно подумать, что останется после немецких зверств в опустошенной германцами Бельгии, но еще ужаснее участь преданных на поток и разграбление тевтонской орды Сербии и Черногории.
Со славянами немцы не церемонятся, потому что видят в них самых опасных врагов и встречают с их стороны самое упорное сопротивление на пути к достижению мирового владычества. Сербия уже обращена в пустыню, покрытую развалинами и гниющими трупами погибших в общем бегстве детей, женщин и стариков. С падением горы Ловчен, считавшейся неприступною твердынею, такая же участь предстоит теперь черногорцам. До сих пор драма Черногории остается таинственной и неясной. Фактически достоверно только то, что еще за месяц до катастрофы популярное в стране министерство, верное России и четверному согласию, было неожиданно отстранено от управления и заменено кабинетом Миушковича. Вслед затем вскоре начались тайные переговоры короля Николая с австрийскими агентами, и затем при наступлении австрийцев последовала сдача горы Ловчен.
Явилось ли занятие неприступной горы последствием дипломатического торга или же результатом неоспоримого превосходства австрийской тяжелой артиллерии над черногорской—трудно сказать с полною уверенностью. Во всяком случае факты показали, что радостные клики австро-германской печати по поводу полной капитуляции черногорской армии и заключения сепаратного мира с Черногорией оказались весьма преждевременными: в действительности капитулировала и сдала оружие только небольшая часть оставшегося в занятых австрийцами округах мирного гражданского населения, вся же черногорская армия с боем отступает по направлению к Скутари, мужественно защищая на своем пути шаг за шагом все сколько-нибудь сильные горные позиции.
Достоверно известно только то, что во главе отступающей армии стоит королевич Мирко и генерал Маринович, что старое правительство вновь призвано к власти, престарелый же король Николай с своим семейством и королевичами Данилой и Петром выехал во Францию, где будет оставаться до конца войны, пользуясь подобающими его высокому сану почестями и отдыхая от слишком тяжелого для столь преклонного возраста бремени правления.
Таким образом черногорский народ в лице его нынешних правителей не изменял славянству и России, остался неизменно-верным своим союзникам. На него свалилась тяжелая невзгода австрийской оккупации, но он должен верить, что эта невзгода только временная, и что после окончательного поражения тевтонов, в последней битве народов, считающиеся погибшими славянские государства вновь возродятся к жизни в еще большей славе и неизмеримо более широких границах. Не только англичане, но даже и итальянцы, которые до сих пор по старой привычке немножко обособляли свои интересы от интересов балканских славян, теперь поняли наконец, что воцарение немцев на Балканах угрожает одновременно и британскому могуществу в Египте и итальянской безопасности в Адриатике. Общность общеевропейских интересов вынудит союзников выгнать австро-немцев из занятых ими областей и гарантировать полное удовлетворение попранных историею национально-государственных прав балканских народов оставшихся верными славянству и Европе.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 01 февраля (19 января) 1916 года
Первая мировая война. 02 февраля (20 января) 1916 года
Первая мировая война. 03 февраля (21 января) 1916 года
Первая мировая война. 04 февраля (22 января) 1916 года
Первая мировая война. 05 февраля (23 января) 1916 года
Первая мировая война. 06 февраля (24 января) 1916 года
|