nik191 Вторник, 26.11.2024, 06:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2016 » Февраль » 4 » Первая мировая война. 04 февраля (22 января) 1916 года
06:19
Первая мировая война. 04 февраля (22 января) 1916 года

 

 

 

04 февраля (22 января) 1916 года

 

От штаба Верховного Главнокомандующего

 

22-го января 1916 года.

Западный фронт

В районе Шаканен, восточнее Митавского шоссе, партии наших разведчиков разогнали немцев ручными гранатами и без потерь вернулись назад.

Южнее Икскюля немцы пытались ночью производить работы на Двине, но нашим огнем были разогнаны. Во время воздушной разведки севернее оз. Нарочь наши самолеты, несмотря на сильный огонь по ним неприятельской артиллерии, бомбардировали расположение противника и его обозы, замеченный на пути к м. Ведзы, и благополучно вышла из огня тяжелой и легкой артиллерии противника.

У австрийцев южнее Дубно применяется аппарат для отражения атак, выбрасывающий пламя на 30—40 метров.

На фронте Средней Стрыпы наш самолет сбросил бомбы на станцию Езерна и в стоявший на станции подвижной состав.

На Днестре противник продолжает обстрел наших окопов сильным огнем тяжелой и легкой артиллерии.

К северо-востоку от Черновиц огнем нашей тяжелой артиллерии при содействии аэропланов обстреляны батареи противника в районе д.д. Топоровце и Раранче.

К северо-западу от Бояна несколько наших разведчиков, подобравшись к занятой противником воронке горна, забросали ее ручными гранатами и, выбив австрийцев, взорвали обнаруженные две минных галереи, ведшие под наши окопы, а самую воронку засыпали.

Кавказский фронт

Несмотря на полное бездорожье, скалы, глубокие ущелья и снежные метели, наши войска продолжают преследовать противника.


Северный фронт

22-го января.

Партии немцев, пытавшиеся приблизиться к нашему расположению на острове Глаудане (ниже Двинска), были отражены ружейным огнем.

Над двинской позицией летало значительное число немецких аэропланов и появлялись цеппелины.

Западный фронт

22-го января.

Боевых столкновений не было.

Юго-западный фронт

22-го января.

В районе Гонтова, к югу от Н.-Олексинец, наши разведчики подобрались к проволочным заграждениям противника и через проходы, проделанные днем огнем нашей тяжелой артиллерии, проникли в промежуток между первой и второй полосами заграждений, где атаковали и уничтожили сильную партию противника.

В районе средней Стрыпы и к северо-востоку от Залещиков было рассеяно и уничтожено несколько полевых караулов неприятеля.

 

Дневник военных действий
К. Шумского


Наступление на Эрзерум

Турецкая армия, после удара, полученного в конце 1914 года, на эрзерумском фронте, долгое время не могла оправиться. Более чем год третья эрзерумская армия турок не предпринимала ничего серьезного на кавказском фронте, ограничиваясь отдельными небольшими наступательными попытками на приморском фронте и в районе, пограничном с Персией, при чем все эти попытки постоянно терпели неудачи.

Главная причина слабости турок на эрзерумском направлении заключалась в том, что сообщения этой армии с Европейской Турцией, проходившие по Малой Азии, были в крайне неудовлетворительном состоянии. Как известно, для того, чтобы перевезти войска из Турции в Малую Азию, потребно было не менее 8—10 месяцев, а то и даже около года. Одинаковые сроки необходимы были для доставки снарядов и прочих предметов материальной части, утерянных третьей турецкой армией в сарыкамышских боях.
Правда, ближайшие к третьей эрзерумской армии турок подкрепления могли быть почерпнуты из Месопотамии, где находились 12-й и 13-й турецкие корпуса. Однако месопотамские корпуса турок не могли быть тронуты с места, в виду естественных опасений турок за Месопотамию, важное значение которой заключалось не только в том, что она является богатейшей хлебородной житницей Оттоманской империи, но и районом, через который проходит значительный участок Багдадской железной дороги.

Поэтому месопотамские корпуса турок были неразрывно прикреплены к Месопотамии. Что же касается других азиатских корпусов турок, то из них 7-й корпус находился в Аравии и оттуда не мог быть вывезен к Эрзеруму, вследствие постоянных восстаний арабских племен, а также вследствие близкого соседства с Египтом.

Следующие азиатские корпуса турок, 6-й и 8-й, находились в Сирии и были связаны ожидавшимися операциями против Египта. Наконец, 1-й и 5-й корпуса находились в Малой Азии, а именно в Смирне и в Конии, и составляли ближайшие резервы турок как для европейской армии, так и для армии, предназначавшейся против Египта.

В силу всех этих обстоятельств, третья эрзерумская армия турок была лишена возможности получить подкрепления из Азиатской Турции, а 1-й, 2-й и 3-й корпуса, находившиеся в Европейской Турции, естественно также не могли ничего выделить, связанные дарданелльской операцией союзников. Единственно, на что могла рассчитывать эрзерумская армия турок — это на прибытие пополнений, которые бы заполнили понесенные потери в сарыкамышских боях, и на прибытие снарядов, снаряжения и прочей материальной части. По-видимому, немецко-турецкий штаб и вызвал необходимые пополнения для третьей эрзерумской армии турок, а также и потребное для нее снаряжение, но, как подкрепления, так и снаряжения передвигались по отвратительным дорогам Малой Азии и едва через год смогли прибыть к Эрзеруму.

У турок были более выгодные пути сообщения к Эрзеруму, а именно пути, идущие от Константинополя по Черному морю. Поэтому турки делали попытки доставлять снаряжения и подкрепления морским путем, но энергичные действия нашего черноморского флота совершенно парализовали турецкий каботаж.

В результате только через год, а именно в начале января нынешнего года, третья эрзерумская армия турок, получив подкрепления людьми и снарядами, зашевелилась и обнаружила себя наступательными попытками на всем фронте кавказской границы.

Стратегическое положение третьей турецкой армии характеризуется тем, что в центре турецкого фронта находится крепость Эрзерум. Поэтому турки, полагая, что центр, опирающийся на Эрзерум, стратегически безопасен, развили операции главным образом на флангах, при чем наибольшее количество турецких войск скопилось на левом фланге, т.-е. на приморском фронте, иначе говоря, в операционном направлении на Батум.

Чтобы приостановить наступательные попытки турок, угрожавшие кавказской границе, наши доблестные кавказские войска, по-видимому, неожиданно для турок, энергично атаковали их там, где они меньше всего того ожидали, а именно в направлении на Эрзерум, т.-е. атаковали тот центр третьей турецкой армии, который турки считали безопасным.

В результате смелого и быстрого натиска, турецкий центр должен был отступить, отдав нам сильно укрепленные позиции, при чем войска турецкого центра, а именно 11-й турецкий корпус, отступали настолько быстро, что местами, это носило характер бегства.

По пути отступления турок к Эрзеруму, они имели возможность задержаться на сильно укрепленной позиции, так называемой „Кеприкейской укрепленной позиции". Кроме того, еще далее за Кеприкейской позицией находились укрепления у города Гасан-Кала, и только верстах в 15-20 за этим городом начинались передовые форты Эрзерума.

Таким образом стратегическое положение третьей турецкой армии представлялось весьма прочным, и сзади него находилась целая „пружина" укрепленных позиций, располагавшихся одна позади другой и дававших возможность оказывать упорное сопротивление. Однако турки, попытавшись задержаться на Кеприкейской позиции, были тотчас же с нее сбиты и вынуждены были отдать эту позицию, ибо такова была сила стремительного натиска, наших кавказских войск.

Успех этот представлялся весьма важным, так как во время прошлого наступления борьба за Кеприкейскую позицию вызвала упорные бои. Вслед затем турки пытались задержаться у Гасан-Калы, но стремительный натиск наших войск сохранял свою инерцию, и, после короткого сопротивления, турки вынуждены были бежать из Гасан-Калы к фортам Эрзерума.

По пути турки оставляли убитых, раненых, пленных, обозы, снаряды, артиллерию, бросали винтовки, и в окрестностях Кеприкея и Гасан-Калы поминутно попадались бродячие отсталые турецкие аскеры.

Последний турецкий арьергард пытался задержать наше преследование у фортов Эрзерумской крепости, но был частью изрублен казаками, а частью взят в плен.

В окончательном итоге, войска турецкого центра—11-й корпус—были загнаны внутрь Эрзерумской крепости. С своей стороны турки сделали несколько попыток остановить наше движение в эрзерумском направлении, для чего произвели атаки на приморском фронте. Смысл этих атак заключался в том, чтобы угрозой в направлении на Батум вынудить наши войска бросить преследование турок у Эрзерума и поспешить на защиту батумского направления.

Этот маневр турок оказался недействительным, и турецкие колонны, наступавшие на приморском направлении, были остановлены на р. Архаве войсками нашего приморского фронта, в то время как остальные наши войска продолжали преследование турок у Эрзерума, загоняя разбитые турецкие войска в крепость.

Таким образом было нанесено второй раз в течение войны крупное поражение третьей эрзерумской армии турок, причем на этот раз наши войска проникли на турецкую территорию еще далее, чем в прошлом году, дойдя до самого Эрзерума. Отсюда возникал вопрос о дальнейших операциях, т.-е. вопрос об операциях против Эрзерумской крепости.

Нам уже раз пришлось на страницах "Нивы" сообщить некоторые данные, касавшиеся Эрзерумской крепости, и мы в настоящем очередном „дневнике" приведем лишь те новые данные, которые имеют значение в связи с той новой стратегической обстановкой, которая создалась после подхода наших войск к Эрзеруму.

Эрзерумская крепость расположена на возвышенности, перехватывающей все лучшие колесные пути, ведущие с Кавказа в Армению и Малую Азию. Горный хребет, на котором расположены Эрзерумския укрепления, запирающий все эти пути, весьма трудно доступен как для атаки с фронта, так и для обхода с флангов. Другими словами, Эрзерумскую крепость крайне трудно атаковать с фронта, и также крайне трудно ее обойти, почему проникнуть с Кавказа в Армению и в Малую Азию возможно только через Эрзерум.

Этим определяется все стратегическое значение Эрзерума — этих ворот в Армению и в Малую Азию, почему и считается, что падение Эрзерума отдает наступающему всю Армению и открывает пути в Анатолию.

В виду такого важного значения Эрзерума, турки его сильно укрепили еще после войны 1877 г., а затем, после появления немцев в Турции, укрепления Эрзерума обновлялись и совершенствовались под руководством немецких инженеров.

 

 

Схема крепости очень проста. Долина, по которой проходят лучшие пути с Кавказа в Малую Азию, перегорожена хребтом Деве-бойну. Хребет этот поперечными ущельями разделен на двенадцать отдельных вершин, на которых расположено двенадцать фортов в два ряда. В виду труднодоступности хребта Деве-бойну, расположенного впереди города Эрзерума на расстоянии 10-12 верст, естественно является желание обойти его либо с севера, со стороны левого фланга, либо с юга—со стороны правого фланга.
Однако обходу с севера препятствует почти недоступный горный массив, принадлежащий к системе Армянского Тавра. При этом на горном массиве возведены два форта. Обходу же с юга препятствует хребет Палан-текенлакже с двумя находящимися на нем фортами. Так как хребет Палан-текен более доступен, то обход с юга был бы несколько легче, но, при обходе с юга, наступающий подставляет свое правое крыло под удары с крепости, что делает крайне трудным также и этот обход.

Таковые свойства Эрзерумской крепости делают ее одной из сильнейших крепостей, овладение которой при помощи стремительного натиска представилось бы крайне затруднительным и сопряженным с большими потерями, почему против Эрзерума возможна лишь планомерная, постепенная осада в течение некоторого определенного промежутка времени, т.-е. обычная осадная операция с траншейными работами и медленным приближением сапой к крепости, -  если, конечно, вообще будет признано нужным не ограничиться уже достигнутыми результатами, а взять еще и крепость Эрзерум.

 

 

Еще по теме:

 

Первая мировая. Сараевское убийство.

Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии

.............

Первая мировая война. 31 (18) января 1916 года

Первая мировая война. 01 февраля (19 января) 1916 года

Первая мировая война. 02 февраля (20 января) 1916 года

Первая мировая война. 03 февраля (21 января) 1916 года

Первая мировая война. 04 февраля (22 января) 1916 года

Первая мировая война. 05 февраля (23 января) 1916 года

 

 

 

Категория: 1-я мировая война | Просмотров: 947 | Добавил: nik191 | Теги: 1916 г, январь, Газеты | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz