04 июля (21 июня) 1917 года
Сообщение из ставки
21 июня 1917 года.
Западный фронт
На Ковельском направлении—артиллерийская перестрелка.
На Золочовском направлении наши разведывательные партии захватили в районе д. Годов 11 германцев-пулеметчиков.
Выезжавший в районе Вышки германский бронированный автомобиль был прогнан нашей артиллерией.
Восточнее и юго-восточнее Брзежан огневой бой переменного напряжения. Наступление нашей ударной группы не производилось. Контратаки противника со стороны д. Мечишчув отбиты нашим ружейным и пулеметным огнем.
Всего за бои 18 и 19 июня нашими войсками по предварительному подсчету взято в плен 300 офицеров, 18.000 солдат, 29 орудий и 33 пулемета.
Кавказский фронт
Нашими войсками с боя взят Пенджвин.
Черное море
Наш миноносец старого типа 17 июня подорвался на мине, поставленной неприятелем несколько дней тому назад.
Действия союзников
Французский фронт
ЛОНДОН. Официально:
«Прошлой ночью нами было успешно произведено внезапное нападение на расположение неприятеля, при чем, нами взято в плен 7 человек и нанесены врагу некоторые потери убитыми. Неприятельский отряд, которому удалось достичь наших траншей к востоку от Лосса, был тотчас же выбит оттуда».
ПАРИЖ. От 11 час. вечера.
«В течение дня артиллерия обеих сторон проявила значительную деятельность в участках к западу и востоку от Серни. К северу от Сен Кантэна и на Калифорнийском плоскогорье перемежающийся артиллерийский огонь без выступлений пехоты. На остальном протяжении фронта день повсюду прошел спокойно».
ГАВР. «Ночью неприятельский отряд, пытавшийся подойти к нашим траншеям, к югу от Гетзаса, был отражен с потерями. В течение дня артиллерийский огонь был особенно силен в районе Диксмюда и Стеенстрате Гезас».
Итальянский фронт
РИМ. «В течение вчерашней ночи неприятель провел особенно энергичную деятельность между озером Гарда и долиною Ледро. После ожесточенной артиллерийской подготовки, неприятельский отряд, в составе, по крайней мере, двух рот, атаковал линию наших аванпостов между Сан-Джованни и Биачева.
Атакующие были остановлены и отброшены с большими для них потерями. Одновременно с этим, другие неприятельские отряды атаковали наши передовые посты в этом же участке к северу от Малга Джуелия и к северо-востоку от Меццологе, но были остановлены нашими бдительными войсками прежде, чем успели достигнуть наших линий.
Артиллерийский бой продолжался вчера в районе между озером Гарда и Адидже. В нескольких пунктах фронта и, в особенности, у верхней части Зеебаха и в окрестностях Санта- Лючиа и Тольмино, мы неоднократно подвергали неприятельские войска успешному обстрелу. На горе Мрели была взорвана большая неприятельская мина, от которой незначительно пострадала наша позиция.
На албанском фронте один из наших вооруженных албанских отрядов 17 июня около Панарета, в верхней части Осума, после хорошо выполненной атаки, завладел неприятельским постом, взяв в плен несколько австрийцев и вызвав сильную тревогу в неприятельских линиях».
Ближний восток
ПАРИЖ. «На фронте Струмы — столкновения патрулей. Неприятельская артиллерия усилила свой огонь в районе Дойранскаго озера. На остальном протяжении фронта день прошел спокойно».
Положение на фронтах по сообщениям противников
От 21 июня (4 июля)
После трехдневного перерыва получена германская радиотелеграмма о военных действиях.
Западный театр
На фронте армий кронпринца Рупрехта:
вследствие испарений и в виду этого трудности наблюдения, боевая деятельность до вечера была незначительна; затем, на некоторых участках она оживилась до наступления темноты. Ночью произошло много стычек разведчиков, в которых нами были захвачены пленные и добыча.
На фронте армий кронпринца:
восточнее Серпи у Шемин-де Дам, ночью французы атаковали два раза взятые нами окопы, но оба раза были отбиты. Испытанные в бою лионско-вестфальские баталионы ударили вслед отстучавшему противнику; продвинули вперед свои позиции и взяли значительное число пленных. Западнее Серни у Краонна предприятия наших ударных войск были также удачны.
На фронте армий герцога Альбрехта: ничего особенного.
Восточный театр
На фронте армий генерал-фльдмаршала принца Леопольда Баварского:
в Восточной Галиции вчера русские были в состоянии повторить свои атаки только у Брзежан. Несмотря на введение свежих сил они не продвинулись вперед. Упорной обороной и энергичными контратаками саксонские полки удержали свои позиции против многочисленных атак и нанесли противнику большие потери.
На участке Конюхи-3боров сильный огневой бой. У Брод и на Стоходе деятельность артиллерии была также временами оживленной. На остальном фронте никаких значительных боевых столкновений.
Македонский фронт
Ничего нового.
Из печати
Интернирование германской подводной лодки в Испании
Согласно сообщения агентства Гаваса испанский миноносец 11 июня встретил потерпевшую аварию—германскую подводную лодку «U 52», у входа в Каликский залив. Лодки были доставлены в порт, при чем ввиду требующегося для ее исправления времени, она была интернирована. Команда и офицеры в числе двадцати человек свезены на берег.
«Веrliner Tageblatt», 13—6.
Наказания за сношения с военнопленными
Характерен приказ командующего 19 германским армейским корпусом, ярко рисующий положение военнопленных. Этим приказом подвергаются различным наказаниям 35 лиц, из коих 25 немецких женщин за слишком близкие отношения к пленным. Строгость наказания колеблется между денежным штрафом в 3 марки и до четырех недельного ареста. Одновременно приводится решение судьи в Франкфурте на Майне, приговорившего двух работниц к четырем месяцам тюремного заключения за сожительство с пленными французами.
«Веrliner Tageblatt», 13—6.
Военный обзор
Переход русских армий в общее наступление
18-го июня русская революционная армия с огромным воодушевлением перешла в наступление и доказала России и всему миру свою беззаветную преданность революции и любовь к свободе и Родине.
Согласно официальным сообщениям, — честь произвести первый удар революционной армии выпала на части 11-й армии (49-й и 6-й армейские корпуса) и 7-й армии (41-й армейский, 7-й Сибирский, 34-й и 22-й армейские корпуса). Всем полкам этих корпусов отныне присвоено почетное название "полки 18-го июня" и от имени свободного народа Временное Правительство вручает им Красные Знамена.
Одушевление, охватившее части наших войск, настолько велико и захватывающе, что под влиянием его переродились все те малодушные, которые еще недавно отказывались выполнять боевые задачи.
Достаточно указать, что в числе корпусов, ныне перешедших в энергичное наступление, упоминается 7-й Сибирский корпус,—тот самый, части которого—12-я и 13-я Сибирские стрелковые дивизии—подлежали расформированию. Выбросив из своего состава все гнилостные элементы,—пренебрегая небольшими группами малодушных в некоторых полках и оставляя их с презрением в тылу,—главная масса беззаветно устремилась вперед, утверждая своим наступлением новую, основанную на чувстве гражданского долга, дисциплину.
День 18-го июня является действительно великим и радостным днем в истории нашей революция и истории молодой русской революционной армии. Его следует отметить днем национального празднества наравне с днями провозглашения у нас нового государственного строя. В этот день Россия показала всему миру, что усвоенные ею начала новой свободной государственной жизни послужили не во вред ее государственной мощи, как на то злорадно надеялись враги нашей Великой Родины,—а наоборот произвели чудотворное воскрешение к новой жизни всех сил народных, подавленных гнетом старого отжившего режима и выказывавших-было признаки одряхления и нежизнеспособности.
18 июня русская армия доказала, что боевая ее мощь жива, что войсковой организм не разложился под влиянием преступной пропаганды германского императора и всех темных сил, поднятых им против свободной России. А раз боевая мощь армии жива, то и будущее России — светло. Обновленная внутри, она и во внешней международной жизни сохранит свое положение Великой Державы, властный голос которой всегда влиятельно раздавался в европейском концерте. Мало того,—отныне, указав всему миру истинный путь народного саморазвития, Россия, опираясь на свою революционную армию, сохранит голос в решении в мирных вопросов.
Нужно ожидать, что одушевление, охватившее войска 7 и 11 армий, живительною струею разольется по всему громадному фронту русских армий, от Балтийского моря до границ Месопотамии.
Шесть русских корпусов перешли в наступление для прорыва неприятельских позиций от д. Конюхи до д. Мечищув, протяжением по фронту около 25 верст, т. е. в среднем на атаковавший корпус приходится немного больше 4 верст. В официальном сообщении поименованы корпуса перволинейные, выполнившие самую операцию прорыва. За нею необходимо должны следовать энергичные действия для развития успеха.
Иначе результат будет неполон. Только глубоким проникновением вглубь неприятельского расположения и выходом свежих резервов во фланги соседним не атакованным участкам позиций можно принудить к отходу соседние крупные части неприятельских войск.
19-го июня фронт нашего наступления расширился к северу от района действий 18-го числа, захватив еще участок в 15 верст до линии железной дороги Тарнополь-Золочев-Львов. Таким образом, прорыв ведется уже на участке в 40 верст. При этом в дело введены еще 2 — 3 корпуса.
К вечеру 19 июня наши войска овладели д. д. Пресовце, Коршилув, высоты западнее д. Зборов и позиций западнее д. Юзефовки. При этом захвачено в плен за день 6.300 оф. и солдат, 21 орудие и 16 пулеметов. Пленные прибывают.
Направление удара, начатого войсками генерала Гутора, указывать на стремление в конечном итоге овладеть районом гор. Львова.
Оценивая стратегическое значение этого района, видим, что он является опорным для всего тыла неприятельских армий, развернувшихся к югу от р. Припяти, перед армиями нашего Юго-Западного фронта. Для удержания его противником развернута целая группа армий ген. Бем-Ермоли, состоящая из трех армий: 2-й австрийской—прикрывающей подступы к Львову с фронта, 4-ей австрийской, обороняющей подступы в обход левого фланга Львовского района по направлению от Луцка через Сокаль и, наконец, южной германской армии, сидящей верхом на Рогатинском направлении для прикрытия подступов в обход правого фланга Львовского района, через Брзежаны и Рогатин.
Если австро-германцы потеряют Львовский район,—то будет поколеблена устойчивость всех их армий к югу от р. Припяти до Лесистых Карпат, т. е. расположенных на Галицийской равнине и прикрывающих операционные направления из России через наиболее удободоступную часть Карпатского хребта в центральные и жизненные части Австро-Венгрии.
Горные позиция неприятеля в Лесистых Карпатах все же дают войскам его большую устойчивость, а потому, после занятия нами Львова, немедленного отхода неприятельских армий гарнизона южнее Львова ожидать менее вероятно, чем на Галицийской равнине, т. е. к северу от Львова.
Совершенно беспрепятственная для развития маневра крупными силами местность к северу от Львова допускает энергичное развитие операций в тыл Ковельскому району, прочно занятому неприятелем и имеющему для него первоклассное значение, так как с потерею Ковельского района австро-германцы должны будут поспешно очистить весь район, ныне занятый армиями группы ген. Линзингена, удерживающей Полесье.
Для сокрушения фронта противника,—кроме уже занесенного удара на Юго-Западном фронте в направлении на Львов, с только что указанными последствиями при его успешном развитии —совершенно необходим и другой сильный удар—войсками нашего Западного фронта, руководимого ген. Деникиным. Здесь удар, комбинированный с ударом на Юго-Западном фронте, целесоо6разен на Барановичском направлении в стык армий к-х групп Линзингена в Эйхгорна.
Успех в районе Барановичи поколеблет левое крыло армий ген. Линзингена, которые, при нашем натиске со стороны Полесья, принуждены будут к отходу из Полесья под угрозою двойного охвата флангов.
Намечается еще удар с нашего Западного фронта из района Сморгони с конечною задачею овладения районом Вильны. Потеря этого последнего германцами потрясет с тыла их расположение перед армиями нашего Северного фронта и облегчит этим последним переход в наступление с линии р. Двины и от Нароча (западнее Видзы).
Казалось бы, и армии нашего Румынского фронта не должны оставаться в бездействии. Для них намечается задача по овладению прежде всего районом Бухареста, дабы воскресить моральное состояние румынского народа и его армии и из этого района угрожать флангу и тылу армий генерала Макензена, удерживающихся на подступах к Венгерской равнине.
Итак,—для серьезного успеха, могущего склонить нашего упорного врага к миру необходим общий переход наших армий в энергичное наступление на важнейших операционных направлениях громадного фронта от Балтийского до Черного морей. Серьезность ударов, обнаружившихся в наиболее чувствительных для противника местах, принудит его к разброске резервов и помешает сосредоточивать таковым в крупных массах в каком-либо одном районе. Это чрезвычайно важно особенно в настоящее время, когда резервов противника на нашем фронте останется чрезвычайно мало вследствие оттяжки их на англо-французский фронт.
Мы уверены, что наши доблестные союзники, выручавшие нас в течение четырех месяцев и своими героическими действиями создавшие такую исключительно благоприятную обстановку для перехода ныне в наступление наших армий,— выручает нас и теперь и своими неослабными наступательными ударами в том же важном направлении через Бельгию на Берлин прикуют там нагроможденные австро-германские резервы. Теперь более, чем когда-либо, необходимо осуществление принципа взаимной выручки для принуждения противника к миру.
Начальная фраза приказа армии и флоту 19 июня с. г. не оставляет сомнения, что русские армии переходят ныне в общее наступление на всех фронтах.
Мы переживаем великие дни, в которые решится судьба свободной России.
А. Андогский.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 30 (17) июня 1917 года
Первая мировая война. 01 июля (18 июня) 1917 года
Первая мировая война. 02 июля (19 июня) 1917 года
Первая мировая война. 03 июля (20 июня) 1917 года
Первая мировая война. 04 июля (21 июня) 1917 года
Первая мировая война. 05 июля (22 июня) 1917 года
|