По материалам периодической печати за август 1917 год.
Все даты по старому стилю.
ПЕРЕВОД б. ИМПЕРАТОРА В ТОБОЛЬСК
Опубликовано следующее объявление Временного Правительства:
По соображениям государственной необходимости Правительство постановило находящихся под стражей бывшего императора и императрицу перевести в место нового пребывания.
Таковым местом назначен город Тобольск, куда и направлен бывший император и императрица с соблюдением всех мер надлежащей охраны.
Вместе с бывшим императором и императрицей на тех же условиях отправились в г. Тобольск по собственному желанию их дети и некоторые приближенные к ним лица.
Министр-председатель А. Керенский.
***
Переезд царской семьи в Тобольск, как сообщают, ни в каком случае не имеет характера какой-либо кары. Само местопребывание бывшего царя и его семьи избрано исключительно, по соображениям наибольшего удобства для предупреждения всякого рода эксцессов по отношению к бывшему монарху с одной стороны, и авантюр контрреволюционеров с другой.
Самая мера была намечена не теперь, но, в виду необходимости подготовить осуществление ее, правительство воздерживалось от преждевременного оглашения своих предположений.
***
Министр-председатель сегодня получил сообщение, что поезд, в котором едет бывшая императорская семья, сегодня, в 12 часов дня, прибыл в Тюмень. Предполагалось, что поезд еще ночью прибудет к месту своего назначения, однако в дороге произошла небольшая задержка вследствие порчи паровоза.
Из Тюмени Романовы последуют в Тобольск. Ближайший маршрут проезда семьи Романовых к месту назначения из Тюмени лежит по реке Туре на пароходе до Тобольска. Возможен и другой маршрут, —по железной дороге до Омска, а от Омска в пароходе по Иртышу до Тобольска. Этот последний маршрут гораздо длиннее первого, но имеет то преимущество, что по Иртышу ходят прекрасно оборудованные пароходы. Избрание маршрута будет зависеть от соображений, которые выяснятся на месте.
"Речь", № 183, 6 авг.
Проезд бывшей царской семьи
Министр-председатель получил подробные донесения о следовании поезда с бывшей царской семьей. Телеграммы посылаются со всех станций. Между прочим, министр-председатель А. Ф. Керенский получил телеграмму, что бывшая императорская семья прибыла в 11 час. вечера в Вятку.
Сегодня днем было получено дополнительное сообщение, что к вечеру бывшая императорская семья прибудет в место, где будет ее ожидать пароход.
"Русские Ведомости", № 177, 4 авг.
Перевод Николая Романова
Причины перевода.
Вопрос о переводе Николая Романова с семьей из Царского Села в какое-нибудь другое место поднимался неоднократно. Различные организации и фронтовые комитеты обращались в петроградский С.Р. и С.Д. с резолюциями о необходимости перевести Николая Романова в Петропавловскую крепость или какое-нибудь другое место, так как Александровский дворец является опасным очагом контрреволюционного движения и при мало-мальски благоприятных условиях может стать цитаделью контрреволюции. Особенно остро встал вопрос о переводе Николая Романова после обнаружения письма бывшего главнокомандующего западным фронтом генерала Гурко. После этого С.Р. и С.Д. вполне определенно высказался за перевод Николая II.
1 августа на рассвете Николай Романов со всеми членами своей семьи покинул Царское Село. День и час отъезда, установленный несколько дней тому назад, держались в строжайшем секрете и только немногие лица из числа царскосельской охраны и представители исполнительного комитета С.Р. и С.Д. знали о дне предстоящего отъезда. Все эти лица были связаны обязательством соблюдать строжайшую тайну. Тем не менее слухи о том, что Николай Романов в скором времени должен будет покинуть Царское Село, циркулировали давно. Совершенно определенно новым местом пребывания бывшего царя называли гор. Кострому, а лица, более близкие к семье Романовых, указывали более точно новое местожительства Николая II — родовую вотчину бояр Романовых, находящуюся в 20 вер. от г. Костромы.
Приготовления к отъезду.
В течение дня 31 июля среди состоящего при Николае Романове административного персонала наблюдалась сильная озабоченность. С Петроградом непрерывно велись продолжительные переговоры по телефону. В Александровском лицее, расположенном в непосредственной близости к Александровскому дворцу, происходили заседания при участии многих лиц, прибывших из Петрограда. В помещении местного исполнительного комитета С.Р. и С.Д. собрался весь президиум во главе с председателем Кинтовтом.
В то же время в Царском Селе уже находились министр-председатель А.Ф. Керенский, комиссар по управлению бывшим министерством двора Ф.А. Головин, помощник главнокомандующего петроградского военного округа капитан Кузьмин и другие. А.Ф. Керенский проявлял исключительную деятельность. Он дважды ездил на станцию Александровскую, непосредственно отдавал инструкции по охране пути и вообще по принятию всех мер предосторожности в деле переезда Романовых с семьей. По его же приказу был определен состав поезда, формировавшегося в Петрограде при непосредственном участии управления Николаевской жел. дор. Поезд должен был быть готов к 11 час. вечера 31 июля на станции Петроград Николаевской жел. дор., так как отъезд Романова был назначен в час ночи.
Охрана поезда.
А.Ф. Керенский побывал в Александровском дворце, где, считаясь с исключительной серьезностью момента, чинно отдавал распоряжения. В то же время комендатура Царского Села под руководством помощника главнокомандующего Кузьмина формировала состав охраны, расставленной по пути проезда Николая Романова с семьей от Александровского дворца до вокзала. Из четырех стрелковых полков, на обязанности которых лежало нести охрану Царскосельского дворца, было выбрано 11 человек от каждой роты из числа более надежных и вполне испытанных солдат, и из собранной группы была сформирована команда для охраны поезда и другая в количестве 200 человек для сопровождения бывшего царя на место назначения. Это все было устроено до наступления полуночи.
В Александровском дворце.
Во дворце никто не ложился спать. Все готовились к отъезду. Поминутно подъезжали моторы, привозившие и увозившие различный багаж. Сопровождать семью Романовых было назначено 50 человек прислуги. Бывший царь и его семья бодрствовали всю ночь. В назначенное время отъезд все же не мог состояться, так как поезд не был подан к сроку. Он был готов только к 4 час. пополуночи. В этом поезде должен был следовать бывший царь со своей семьей. Вскоре на Александровский вокзал был подан второй поезд, на котором должна была ехать сопровождающая Романова прислуга и их багаж. Поезд бывшего царя состоял из трех вагонов международного общества, одного вагона III класса, находившегося в головной части поезда, и еще двух вагонов III класса, стоящих в хвосте поезда. Кроме этих вагонов в составе поезда был вагон-ресторан, багажный и вагон-кухня с ледником.
Отъезд.
Отъезд начался в 4 час. 10 мин. К подъезду дворца было подано несколько моторов. Николай Романов, находившийся в подавленном состоянии духа, был одет в военную форму: тужурку защитного цвета и плащ. Александра Федоровна, до последнего времени не ходившая пешком, на этот раз вышла сама и без посторонней помощи села в поданный автомобиль. Ее сопровождала неизменно находящаяся при ней во время заключения Романовых в Александровском дворце статс-дама Нарышкина.
Великие княжны были одеты в голубые платья. В сопровождении трех фрейлин они вышли из покоев дворца, сели в отдельный автомобиль и последовали за своими родителями. Фрейлины, в том числе Уткина и Кеглина, безотлучно находились при великих княжнах. Сопровождать бывшего царя с семьей был назначен князь Долгоруков, пасынок гофмаршала генерала Бенкендорфа, личного друга Николая Романова. Алексей Романов был одет в военную форму. Мальчик, несмотря на предстоящий долгий переезд, был весел и в достаточной мере спокоен. Его сопровождали неизменный друг и дядька кондуктор флота Деревенько и матрос Наборный, а также француз-гувернер Жильяр. В числе лиц, сопровождающих бывшего царя, находился профессор, хирург, лейб-медик Боткин.
Сборы и церемониал отъезда были очень скромны и непродолжительны. Багаж был погружен за несколько часов до отъезда. На станции Александровской поезд, который должен был повезти Романовых, был подан не к платформе станции, а находился в некотором отдалении от станции, на пятом запасном пути. Проехав по шоссе Александровского парка к воротам Федоровского собора, кортеж направился по шоссе к станции Александровской.
До вокзала бывшего царя сопровождал А.Ф. Керенский, дававший лично всякие указания и распоряжения, входивший во все мелочи отъезда. На всем пути следования были расставлены стрелки, рассыпанные цепью. Замыкали кортеж взвод финляндских драгун на конях. По прибытии на станцию все подошли к вагонам. Бывшего царя сопровождал А.Ф. Керенский. Подъем на ступеньки вагона был затруднителен и А.Ф. Керенский проявил особую предупредительность и, как истый джентльмен, помог бывшему царю войти в вагон, предложив опереться на его руки.
Ровно в 5 час. 45 мин. утра поезд медленно, пыхтя, отошел от станции. В числе сопровождающих бывшего царя находился и великий князь Михаил Александрович, которому было разрешено проститься со своим братом. Он проехал из Гатчины прямо в Царскосельский дворец, где оставался до самого отъезда, а затем сопровождал семью Романовых на вокзал и находился там до отправления поезда.
Приготовления к отъезду и отъезд для обывателей Царского Села прошли совершенно незамеченными. 31 июля, утром, после отъезда Романовых, по городу распространилось известие о совершившемся отъезде, но не все еще верят этому, так как внешне не произошло видимых перемен.
***
Нам сообщают, что при отъезде Николай Романов сохранял внешнее спокойствие, а Александра Федоровна и дети плакали. Публика в Царском Селе проявила полную инертность по отношению к совершившимся событиям. В общем отъезд произошел совершенно безболезненно.
В пути бывшего царя с семьей сопровождают уполномоченные Временного правительства и отряд, который будет нести охрану в месте нового пребывания.
Сообщение Н.В. Некрасова.
Заместитель министра-председателя Н.В. Некрасов сообщил журналистам следующее:
«В ночь на 1 августа по распоряжению Временного правительства Николай Романов с семьей перевезен из Царского Села. О новом местопребывании бывшего царя будет своевременно объявлено Временным правительством. Все же появившиеся в печати сведения как о месте назначения, так и об обстоятельствах, сопровождающих перевоз бывшего царя из Царского Села, совершенно произвольны.
Никто из членов Временного правительства поезд не сопровождал. Вопрос о перевозе бывшего царя был поднят еще в середине июня и исключительно по военно-политическим соображениям. Вопрос этот рассматривался в секретном заседании Временного Правительства и разрешен в положительном смысле. Ни петроградский, ни царскосельский Совет Рабочих и Солдатских Депутатов никакого участия в разрешении вопроса не принимал. Временным правительством были приняты все меры, чтобы перевоз Николая Романова произошел в необходимых для этого условиях и о подготовительных шагах знало лишь весьма ограниченное число лиц, на которых было возложено исполнение данного ответственного поручения».
«У. Р.»
Перевод Николая II
Выясняются следующие новые подробности о переводе Николая II из Царского Села.
Около 1 часа ночи на 1 августа в Таврический дворец явился милиционер царскосельского вокзала и, отыскав бывших там членов центрального исполнительного комитета с. р. и с. д., сообщил им, что на царскосельском вокзале приготовлено два поезда, которые будут направлены в Царское Село, где находился Николай II, чтобы отвезти его куда-то.
Милиционер сообщил, что все приготовления к отправке поезда обставлены таинственностью и что, по-видимому, готовится побег Николая II. Встревоженные члены центрального исполнительного комитета немедленно решили снестись с министрами-социалистами и с И. Г. Церетели. Вызванные к телефону И. Г. Церетелли и В. М. Чернов успокоили запрашивавших, объяснив, что тревога их неосновательна, что ни о каком побеге речи быть не может и что все приготовления на вокзале для переезда Николая II делаются с ведома и по распоряжению временного правительства. Члены исполнительного комитета отправились на вокзал, где им удалось установить, что оба поезда отправятся в Царское Село, возьмут Николая II, затем, не заходя в Петроград, отправятся на восток.
Николай II спросил перед отходом поезда министра-председателя А. Ф. Керенского, может ли он надеяться на возвращение обратно в свое родное Царское Село. Бывшая царица сохраняла наружное спокойствие; лишь дети волновались и, в особенности, бывший наследник, который выражал свое недоумение и задавал вопрос, скоро ли они переедут на «Штандарте». Он спрашивал, почему они все лето проводят в Царском Селе, а не в Ливадии. Николай II перед своим отъездом заглянул в сад, где прощался с остающейся прислугой. Дети не знали определенно, куда их везут, и выражали недоумение, почему так много солдат поместилось в вагоне. В царскосельском дворце об отъезде были осведомлены за 3 дня раньше. А. Ф. Керенский в продолжение трех дней бывал в Царском Селе. Он приезжал туда под вечер на автомобиле.
В момент переезда из Царского Села к месту стоянки поезда особенно волновались великие княжны. Татьяна Николаевна интересовалась маршрутом, спрашивала, будет ли ей предоставлена возможность заниматься благотворительностью на новом месте. Ольга Николаевна сказала, что как только они прибудут на новое место, первым делом надо построить церковь и молиться Богу. С этим согласилась и бывшая царица. Присутствующие ничего не отвечали на расспросы бывшей императорской четы, лишь А. Ф. Керенский вступал с ними в деловые разговоры. Бывший наследник задавал вопросы то А. Ф. Керенскому, то Николаю II.
Между прочим, выясняется, что Николай ІІ в тот момент, когда ему объявили о переводе из Царского Села, просил назначить ему местом пребывания Ливадию. В этом ему было отказано.
Николай II в день отъезда просил военного и морского министра разрешить ему посетить свою мать Марию Федоровну и попрощаться с ней. В этом ему также было отказано. Бывшая императрица, которая почти все время молчала, только тогда, когда уже сели в поезд, спросила, будут ли они обеспечены продовольствием. Ей ответили, что два вагона заняты предметами продовольствия, и эти вагоны следуют вместе с отъезжающими. Прощаясь с конвоем, Николай II просил его верно служить родине, как он служил и ему, и быть верными сынами отечества. Николай II заметил, что ему грустно оставить родное Царское Село, и он надеется, что после окончания войны ему будет разрешено вернуться сюда.
2-го августа на вечернем заседании временного правительства А. Ф. Керенский ни единым словом не обмолвился о состоявшемся переводе Николая II и лишь по окончании заседания, после ухода управляющих министерствами, товарищей министров и чинов канцелярии, А. Ф. Керенский поделился с некоторыми членами временного правительства своими впечатлениями.
«У. Р.»
Еще по теме:
Революция. 1917 год. Предисловие
.............................................................................
Охрана Николая Романова (апрель 1917 г.)
Николай II и придворная камарилья
Об избирательных правах дома Романовых. Особое мнение (июнь 1917 г.)
«Царские игрушки»
Отъезд Николая II и его семьи из Царского Села
Перевод Николая Романова в Тобольск (август 1917 г.)
Прибытие Романовых в Тобольск (август 1917 г.)
Романовы в Тобольске (август 1917 г.)
Кто предал Николая II-го
|