Сибирь: "Опахивание" в Иркутской губернии, Балаганского округа
«Опахивание» в Сибири
Много бед выпало в последние годы на долю отдаленной Сибири нашей, много горя принесли эти беды сибирскому населению, не умеющему предупредить несчастья и бессильному избавиться от него. Ни откуда не идет помощь сюда, да и редко кто знает о том, что здесь делается, как люди живут....
Петербургская публика любовалась на золотую пирамиду, бывшую на выставке и по ней только вспомнила Сибирь; вспомнила она тогда и стародавнее прозванье: Сибирь—золотое дно. Много золота добывается в далекой Сибири, но не помогает оно в народных бедствиях.
А про народные беды можно сказать, как говорит король Гертруде:
заметь, Гертруда, о Гертруда! Заметь, когда ударит час несчастий, они не крадутся отдельно, как шпионы, но в тесно сомкнутых идут рядах.
Несколько лет сряду Иркутская губерния терпит плохой урожай хлеба; в прошедшем году выгорел Енисейск; летом 1869 года разлилась Ангара; сильные дожди прошедшего лета затопили Забайкалье. Зимой, в жестокие январские морозы, Ангара залила треть Иркутска; в Гюне, в сильные жары, некоторые реки вдруг наполнились водой от растаявших снегов и льдов в их вершинах, затопили селения, поля и луга, снесли дома, погубили скот.
К довершению этих бедствий, с весны нынешнего года обнаружился скотский падеж в Забайкалье, прошедший туда из Монголии и потом прокравшийся и в Иркутскую губернию. Жертвой этого бича Божьего сделались многие селения по московскому тракту, ближе к Иркутску и около Балаганска; наконец падеж вошел в Иркутск и Балаганск, прошел по Якутскому тракту и распространился вниз по Ангаре,
«Плачь такой стоит по деревням вниз по Ангаре, что и сказать нельзя! Так и валится скот. В Балаганске и 20 голов не осталось»,
— рассказывают приезжие из Балаганска:
«У одного мужика было до 60 скотин, почти все пали; только и осталось три штуки. Молоко к чаю покупает. Вон в Малышовке (большое село против Балаганска, где живут торговые люди города Балаганска) сначала Бог миловал, ладно было, а теперь и там валится, и шибко валится.
У одного крестьянина больше полсотни пало; не пил ничего прежде, капли в рот не брал, а теперь горькую пьет. Да что и говорить; легко ли? Наш брат, крестьянин, весь и держится скотом.
К примеру, знаете Петруху?
— Как же, он в работниках жил у нас с полгода.
—«Ну, так вот, давно ли по людям-то стал он жить?
«А допрежь того у него три тройки на станке стояли, да сам работников держал. Пали кони и — разорился. Или вот Иван Иванович, богатей был, а посетил Бог, кони пали—всего лишился.... Так-то и коровки, и быки, тоже кормилицы наши....
«В Малышовке ведь опахивали»?
—«Опахивали; сначала Бог миловал, а теперь»...
«А у вас тоже опахивали?»
— «Мы не опахивали; не знаю, приносит ли пользу опахиванье. Должно, приносит, коли опахивают. — Вон в Е. опахивали и огни деревянные жгли, а скот весь вывалился».... Да разве ты не знаешь, что в Е. табун больной пропустили. Взяли 2 р. да быка и пропустили табун, после этого весь скот вывалился.
— «Где нам знать, мы люди темные».
— Ну, а скажи пожалуйста, как это опахивается, для чего именно?
— «Этого я не знаю, и сам никогда не видывал, как это опахивают».
— Я, ведь, тебя так, из любопытства, спрашиваю. Так-ли это везде опахивают, как я видел в Е.
— «А там как это»?
—Ночью выходят за село, вокруг которого огни горят, курево, выходят с сохой и обходят кругом села и проводят борозду.
А идут таким порядком: сначала идут четыре бабы в одних рубахах, простоволосые, с образами; за ними, в накидках, вроде саванов, четыре бабы с восковыми свечами, зажженными от деревянного огня*), а за этими четыре бабы везут соху.
_________________________
*) Деревянный огонь добывается от трения одного куска дерева о другой. Этот огонь чистый, девственный, а потому, по мнению народа, и обладает таинственной силой.
Всемирная иллюстрация. № 104 (26 дек. 1870 г.)
(Окончание будет)
Еще по теме:
«Опахивание» в Сибири, часть 1
«Опахивание» в Сибири, часть 2
|