Одесса
Вряд ли есть у нас в России другой город, который бы пользовался такими случайными, счастливыми обстоятельствами, как Одесса. С самого своего основания, она постоянно имела, в лице своих правителей, лиц, которые искренно и высоко любили Россию. Возникшая в последних годах прошлого столетия из бедного турецкого селения, она в каких-нибудь 10—20 лет, сделалась первоклассным коммерческим портом. В числе лиц, оставивших по себе навсегда добрую память и заслуживших искреннюю признательность, особенно резко выдаются двое: один иностранец, другой—русский. Иностранец был Дюк-де-Ришелье; русский—князь Михаил Семенович Воронцов.
По своему географическому положению, по климату, по особенным, исключительным удобствам жизни *),— Одесса постоянно привлекала к себе переселенцев и разрасталась чрезвычайно быстро.
*) Так например: отсутствие строгой и спортной системы; порто- франка; дешевизна жизни; хороший заработок.
Смуты, бывшие в Константинополе в 20-х годах, печальный случай с греческим патриархом, страшные, жестокие преследования и насилия турок над греками, заставили последних бежать из Турции в Россию и Одесса приняла большую часть эмиграции под свою защиту.
Наплыв в Одессу деятельного, коммерческого, греческого элемента, прилив капиталов, спасенных бежавшими греками и привезенных в Одессу, еще более оживили торговую деятельность Одессы, благосостояние которой быстро возвышалось до крымской войны и уничтожения порто-франко.
В настоящее время Одесса многое утратила из того исключительного положения, которым она так долго гордилась; но, тем не менее и приняв общий характер городов русских, она во многом не походит ни на один русский город.
В Одессе до сих пор сохранилось много оригинальностей; так например:
в заутреню, на светлое Христово Воскресение, — стрельба из ружей идет по всему городу, в особенности около церквей, вокруг которых расставляются зажженные со смолой бочки;
от всенощной в вербную субботу, народ из церкви расходится домой с зажженными свечами, закрытыми от ветра листом бумаги;
в день основания Одессы, 22 августа, бывает крестный ход кругом города, в котором принимают участие все нации, кроме еврейской, которая, в былое время, лет 10 — 15 назад, не смела, с утра до 3 часов дня, времени окончания крестного хода, показываться на улицах, иначе рисковала быть побитой и очень крепко.
Больше всего евреям попадало на Светлой неделе; зачинщиками драки и общей трепки были всегда греческие матросы, с купеческих судов, которые к этому празднику стекались в большом количестве в Одессу. В первые три дня Пасхи, евреи или еврейки, дорожившие своими боками и физиономией, не рисковали не только торговать на улицах, но даже показываться в окнах в качестве любопытных; неосторожный камень, пущенный в окно, мог попортить физиономию с пейсами не шуточно.
Крестный ход, который бывает в Одессе ежегодно 22 августа, имеет также много оригинального; в нем участвуют: все духовенство города с преосвященным во главе, все высшее начальство города, войско, музыка, воспитанники всех высших и низших учебных заведений, купечество, ремесленники, которые несут значки своих цехов, старейшие граждане города *) и за тем, не в порядке, а густой массой, все наличное население Одессы и русские и иностранцы.
*) Не так давно скончался в Одессе, соратник Наполеона 1-го, некто Луиджи Мокки, известный между русскими рабочими, неизвестно почему, под именем Жижи; он занимался нагрузкой и выгрузкой судов с хлебом и товарами вообще; был кавалер ордена Почетного Легиона.
Вся процессия крестного хода, останавливается на бульваре, перед памятником Дюка-де-Ришелье, где служится благодарственный молебен, затем играет музыка и процессия идет далее к собору.
Встреча Государя Императора в Одессе 1-го августа 1869 г.
Чтобы показать наглядно, насколько Одесса стояла, во всех отношениях, выше многих русских городов, и что были за личности ею управлявшие, достаточно сделать краткий перечень того, что было в Одессе и что сохранилось в ней до настоящего времени.
В 1804 году (15 апреля) учреждена в Одессе Комерческая Гимназия;
в 1805 году (1 июня)—Благородный Воспитательный Институт, основанный управлявшим тогда Новороссийским краем Дюком де-Ришелье.
Институт этот существовал частным заведением до 11 мая 1811 года, когда был принят правительством. Наконец, но почину ходатайства Дюка де-Ришелье, учебныя заведения Одессы, как-то: коммерческая гимназия, уездное и приходское училища и воспитательный институт — были соединены в одно высшее учебное заведение, которое и было названо именем Ршиелевскаго Лицея, из уважения к памяти Дюка де-Ришелье который, как выражено в Высочайше утвержденном 2 мая 1817 года докладе,—
«управляя краем долгое время с отличным усердием, не перестает и поныне принимать особенное участие в благосостоянии оного; и ныне, когда собственное его отечество призвало его опять в недра свои, чтобы воспользоваться качествами его и рвением его общественному благу, он, питая в сердце своем привязанность и благодарность к России, пожелал ознаменовать оные способствованием с своей стороны образованию юношества тех мест, в коих он прежде был попечительным начальником, а потому определил от себя на содержание предполагаемого к заведению лицея знатную сумму ежегодного дохода, ему принадлежащего и заслугами его приобретенного».
Для того, чтобы показать, насколько правители города и само разноплеменное одесское общество, кроме еврейского, принимало участие в судьбе города и его благосостоянии, достаточно указать на способы содержания лицея и его управления, которые но своей исключительности заслуживают того, чтобы об них было упомянуто. В докладе, которым исходатайствовано Высочайшее соизволение на открытие в Одессе лицея, способы к содержанию сего заведения указаны следующие:
1) Всемилостивейше определенным указом 15 марта 1817 года, сбор в пользу лицея в продолжении 10 лет по две с половиной копейки серебром с каждой четверти отпускаемого из Одессы за границу разного хлеба. Указом 19 января 1819 года, повелено производить, на том же основании, означенный сбор во все время существования в Одессе порто-франко.
2) Доход с аренды, пожалованной Дюку де-Ришелье, предоставленный им в пользу лицея. Доход сей составляет 3260 талеров в год. Аренда пожалована была Ришелье по 1819 год; но указом 7 января 1817 года продолжена на 12 лет. По истечении двенадцати лет было исходатайствовано Высочайшее соизволение на продолжение лицею, во время его существования, этого самого дохода из Государственного казначейства.
3) Отпускавшиеся из казны по штату на Одесскую комерческую гимназию, которой существование с основанием лицея было прекращено, по 6500 рублей ассигнациями в год.
4) Определенные Одесской Градской Думой 6500 руб. ассигн. ежегодно в дополнение к отпускаемой по штату из казны таковой же сумме на содержание коммерческой гимназии, и
5) Плата, какую лицей будет получать с пансионеров, в оный на воспитание отдаваемых.
К этим средствам, присоединены были некоторые частный пожертвования. Дюк де Ришелье, сверх уступленного им дохода с аренды, пожертвовал еще на устройство лицейской библиотеки 13,000 франков. Аббат Николь, (котораго мысли об образование лицея, выражены им, до вступления в должность директора лицея, еще в 1817 году в его сочинении первый директор лицея, уступил на тот же предмет, причитавшееся ему за 1818 год жалованье.
Барон Николай Штиглиц пожертвовал в пользу заведений народного просвещения 100,000 руб. ассигн., от коих остаток назначался для училищ Новороссийского края и преимущественно для ришельевского лицея.
Управление лицея, в начале его существования, до преобразования его (1830 г.) резко отличалось от всех учебных заведений России. Подчинен лицей был попечителю харьковского университета, как лицу, посредствующему между ним и министром народного просвещения. Лицей, как по хозяйственной, так и по учебной части имел свое внутреннее правление, состоявшее, под председательством одесского градоначальника, из родителей воспитывавшихся в нем детей. Состав этого правления был следующий: сверх председателя, в нем учаетвовали четыре члена, которые были избираемы на два года в полном собрании родителей и опекунов детей, состоявших пансионерами лицея. В начале академического года, одесский градоначальник извещал о времени выбора за три месяца вперед.
В 1618 году, правление лицея состояло в полном составе из четырех членов и четырех кандидатов. Членами были: статские советники—Персиани и Кирико, комерции советник Пеццер и одесский купец Кошелев; кандидатами: надворный советник Карузо, колежский ассесор Латур, капитан-лейтенант Коронелли и поручик Шостак. В помощь к ним с правом голоса для достижения цели, когда дело шло о приискании способных и достойных преподаватей, и о настоящей оценке методы учения, было испрошено разрешение министра, присутствовать в правлении православному законоучителю и двум профессорам; на первую сессию, т. е. на 1819 и 1820 года были выбраны членами правления: законоучитель архимандрит Феофил и профессоры— Мальчевский и Жаданов.
Круг власти, предоставленной членам правления, заключался в следующем: следили за успехом и поведением учащихся; присутствовали при всех испытаниях; поверяли счеты и действия эконома лицея; избирали директора лицея; избирали, по представлению директора лицея, преподавателей, профессоров, адъюнктов: назначали, по сношению с епархиальным преосвященным, преподавателя закона Божия и настоятеля лицейской церкви.
В таком колегиальном составе правления лицея, правительство желало иметь верный залог благосостояния сего заведения. Предоставляя всю власть и весь надзор за воспитывающимся юношеством самим родителям, оно полагало, что этим способом будут вполне достигнуты цели воспитания, потому что деятельность этих лиц будет поощряема собственным их участием, которое заставит их предупреждать злоупотребления и сохранять порядок.
Сколько нам известно, подобный порядок управления учебным заведением, был только в ришельевском лицее; он принес хорошие плоды; лицей в настоящее время преобразован в Императорский новороссийский университет. Первый выпуск из лицея был в 1821 году.
Упомянув так подробно о ришельевском лицее, нельзя пройти молчанием те учреждения, которые вызывались частью потребностью самого общества. частью заботливостью правительственных лиц. В Одессе существуют: институт для девиц, три гимназии, уездное училище, три или четыре приходских училища на счет города для мальчиков и девочек в предместьях Одессы; пансионов, частных для девиц до 10, два музея: один истории и древностей, другой—-сельского хозяйства; ботанический сад, биржа.
Торговое положение Одессы, в конце 50 и начале 60 гг. весьма заметно упало, в особенности, когда к турецкой деревушке Кюстенджи, около Варны, англичане провели железную дорогу от Дуная и сделали из нее комерческий порт. В настоящее же время, с проведением железных дорог в Одессу из Бессарабии, из Подолии и средней полосы России, положение Одессы видимо улучшается, но вся торговля перешла исключительно в руки евреев. В Одессе теперь около 10 синагог; этого довольно, чтобы судить, что это за город.
Одесса: Вид праздничной гавани
Гаваней в Одессе две: карантинная, где помещается таможня—для судов приходящих из-за границы и практическая— для судов, приходящих из русских портов.
Всемирная иллюстрация, № 34 (16 авг. 1869 г.)
Еще по теме:
Одесса (1869 г.)
Из Одессы (сентябрь 1870 г.)
В Одессе (март 1921 г.)
|