Село Косино. Вид на церковь, построенную Лухмановым и Белое озеро
Москва в XIX столетии
(Продолжение)
XIII.
Село Косино
Немалое внимание останавливает также на себе оригинальный памятник - мавзолей, воздвигнутый на могиле боярина Артамона Сергеевича Матвеева, на довольно невидном и безлюдном месте, между Мясницкой и Маросейкой, около церкви св. Николая Чудотворца, что в Столпах, в приходе которой знаменитый любимец «Тишайшего» царя имел свой дом.
Название храма объясняют различно. Одни полагают, что он получил его от «сторожевого столпа», какие во времена владычества татар ставились на высоких местах Москвы для наблюдений за приближением неприятеля; другие же свидетельствуют, что название это произошло от иконы св. Николая, перенесенной сюда новгородцами при царе Иоанне IV из монастыря св. Николая «на Столпе»; очень возможно, что храм так именуется еще потому, что при доме Матвеева находился «столп» с ящиком, куда опускались прошения, которые боярин передавал государю.
Боярин А.С. Матвеев
Что касается до самого дома Матвеева, то он не отличался ни величиною, ни роскошью, но зато славился на всю Москву гостеприимством хозяина, открывавшего двери для всех, без различия звания и состояния. С течением времени дом пришел в ветхость. Матвеев принялся за постройку каменных хором; однако, вскоре оказалось, что для фундамента не хватает камня, которого тогда и во всей Москве нельзя было отыскать. На выручку явились стрельцы и московский народ; они доставили любимому боярину несколько возов с камнями.
— Мы слышали, — сказали они ему,—что ты нуждаешься в камне под дом; мы тебе привезли и кланяемся им усердно.
— Я богаче вас: положите цену,— возражал Матвеев, благодаря народ за усердие.
— Нет, боярин, мы взяли камни эти с могил отцов наших и цены им нет,— отвечали москвичи;—а тебе, благодетелю нашему, кланяемся этими камнями за любовь.
Изумленный таким великодушием, Матвеев поехал к царю.
— Прими, друг, этот подарок от народа,—посоветовал тот; — видно, они крепко любят тебя, если обнажили для тебя могилы родительские. Такого подарка и я бы желал от народа.
Но и построенные новые хоромы Матвеева по внешности ничем не выдавались; зато внутренняя обстановка их резко отличалась от таковой же в других боярских домах. По тому времени весьма разносторонне образованный человек, один из первых "западников", Матвеев ценил общение с иностранцами и охотно пересаживал на русскую почву заморские новинки. Новый дом свой он украсил и поставил чисто на европейскую ногу; из дворовых людей набрал труппу актеров, которая забавляла государя и двор театральными представлениями.
Летописцы того времени передают, что попавшие туда впервые посетители, смотря на эти представления и слушая диковинную музыку, только руками разводили; хитрость и проворство действовавших на сцене лиц заставляли их думать, что тут дело не без нечистой силы, поэтому, если им приходилось брать что-нибудь от актеров или прикасаться к ним, простодушные люди отплевывались и творили крестное знамение. В этом же доме Матвеева, по преданию, тишайший царь Алексей Михайлович впервые встретил воспитанницу боярина, Наталию Кирилловну Нарышкину, ставшую вскоре супругой государя и подарившую нашему отечеству величайшего из его царей, Великого Петра.
Весьма естественно, что заведенные Матвеевым у себя заморские новшества пришлись не по душе многим боярам; близость его к царю и бесстрашное заступничество за униженных и оскорбленных создали ему немало тайных и явных врагов. Тотчас после смерти Алексея Михайловича, обвиненный в чародействе, сношениях с нечистой силой и вызывании мертвецов, Матвеев подвергся опале и сослан был в отдаленный город Пустозерск. С воцарением Петра I, помилованный, он с необыкновенными почестями снова возвратился в Москву. Но уже чрез три дня, 15-го мая 1682 года, за верность престолу и любовь к отечеству сделался жертвой неистовых стрельцов, на площади благовещенского собора принявших его в копья и растерзавших на мелкие куски.
Памятник на могиле боярина А.С. Матвеева в первоначальном виде
К изумлению самих убийц, верный слуга Матвеева, перекрещенный негр, немедленно собрал в простыню растерзанные останки невинного страдальца и снес их в храм св. Николая на Столпах, где они по христианскому обряду были отпеты и преданы земле. Тогда же над прахом боярина поставлен мавзолей - палатка в виде одноэтажной избы с окнами.
Вид памятника на могиле боярина А.С. Матвеева в наши дни
К началу прошлого столетия памятник пришел в ветхость. На его месте, весной 1821 года, воздвигнут был новый памятник усердием потомка боярина Матвеева—канцлера Николая Петровича Румянцева, известного сподвижника Императора Александра I. В таком виде памятник существует по настоящий день.
По преданию, тот же Император Петр Великий, когда кремлевский и измайловский пруды оказались тесны для созданной им маленькой флотилии, перенес ее на большое Белое озеро, в с. Косино, отстоящее от Москвы в 12 в. по рязанскому шоссе, получившее свое название от первого владельца, грека Косино, которому подарена была здесь земля еще вел. кн. Иоанном III. Здесь Петр продолжал изучение морского дела, построил пристань и верфь на месте прежнего барского дома, следы которых сохранялись долгое время. Затем надобность в Белом озере миновала; но великий Преобразователь России все-таки не забывал Косина, неоднократно посещал его и в знак своего благоволения и по усердию к тамошним святыням, глубоко чтимым народом, оставил Косину драгоценный дар — чудотворную икону Моденской, ныне Косинской—Божией Матери, очень хорошего письма, вывезенную гр. Шереметевым из итальянского города Модена.
Село Косино. Моденская (Косинская) икона Божией матери
Впоследствии эта св. икона поставлена была во вновь построенном прекрасном храме во имя Успения Пресвятой Богородицы, на средства известного московского богача - благотворителя Дм. Ал. Лухманова, и освященном 20 июня 1823 г.
С тех пор, как эта, так и другие святыни Косина неизменно стали одним из излюбленных мест паломничества православного русского люда, который, особенно в летнее время, пешком и по железной дороге, стекается туда и поныне огромными толпами.
В древности Косино представляло собою непроходимый бор; но уже очень давно лес этот совершенно уничтожен, за исключением небольшой сравнительно части в юго-восточной стороне, да и тот с каждым годом редеет. Но богатство Косина—это вода. В его районе находится три озера: Белое, Святое и Черное. Об одном из них, на котором появилась икона св. Николая Чудотворца, отчего оно и названо Святым, существует такое народное предание.
Село Косино. Вид на святое озеро
На том месте, где теперь озеро, в давнее время находилась среди лесов церковь, посвященная Божией Матери, устроенная поселившимся тут старцем священником, уединение с которым разделял некто пустынник Букал, помогавший ему в совершении божественных служб. Так они жили вместе, и Косино издавна почиталось местом святыни, возлюбленным самою Богоматерью. Впоследствии Букал поселился на мести нынешнего московского Кремля, где в то время также был дремучий бор.
Село Косино. За чайком после обеда
Однажды, во время сна пустыннику было видение, что на этом месте возникнет город Москва, который понесет много испытаний от нашествия врагов и пожаров, но что впоследствии он прославится и станет выше всех городов русских. Долго размышлял Букал о своем видении и в таких мыслях пошел в пустынное Косино, где поведал о своем видении старцу-священнику. Тогда они оба вошли в церковь и со слезами молили Бога и Его Пречистую Матерь за православный народ русский и за будущий град Москву.
Село Косино. Древняя церковь времен Алексея Михайловича
Священник начал совершать божественную литургию; во время Херувимской песни над ним явилась Матерь Божия, церковь медленно стала опускаться в землю, а из-под нее выступила вода и образовалось озеро, которое слывет теперь в народе Святым и возлюбленным самой Богоматерью.
Село Косино. Молебен в селе
Долго после этого не было храма, но веровали, что под волнами озера не умолкает молитва св. старца за православный народ и за град Москву, и что молитва такая угодна Богу... Почти все посещающие Косино богомольцы считают непременным долгом окунуться в водах Святого озера, несмотря ни на раннее время весны, когда еще только тает лед, ни на позднюю осень, когда вода начинает уже замерзать.
Село Косино. Внутренность купальни
Часто после купанья больные оставляют около купален те части своих одежд, которые прикасаются к пораженным местам тела. Так, женщины по большей части оставляют повойники, вследствие чего они получают будто бы облегчение головных болей; слабые и расслабленные оставляют сорочки и т. д. Все это тряпье собирает сторож и хранит до 16 июля: в Косине особенно торжественно справляется этот день — в память освобождения местных жителей от крепостной зависимости еще в 1851 году, благодаря Императору Николаю I и владельцу Косина, Лухманову, который много сделал добра для церкви и крестьян.
Село Косино. Стрельба из пушек. Перед выстрелом
В этот именно день, после литургии, крестного хода и молебствия с водосвятием, делают несколько залпов из пушек. При этом последния запыживают, вместо пакли или войлока, тем тряпьем, что собирается около купален, в полной уверенности, что тем самым всякая болезнь прогоняется туда, откуда пришла—на ветер...
(Продолжение следует).
Знаменский.
Московский листок, Иллюстрированное приложение № 35, 6 мая 1901 г.
Еще по теме:
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Введение
...............................
Москва в XIX веке (Исторический очерк). Московский Городской манеж. Памятник Минину и князю Пожарскому
Москва в XIX веке (Исторический очерк). Село Косино
Москва в XIX веке (Исторический очерк). Театры и театралы
|