nik191 Четверг, 21.11.2024, 17:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2021 » Май » 11 » Москва в XIX веке (Исторический очерк). Московское училище живописи и ваяния
05:09
Москва в XIX веке (Исторический очерк). Московское училище живописи и ваяния

Московское училище живописи и ваяния

 

 

 

Москва в XIX столетии

(Продолжение)

 

XXV.

 

Московское училище живописи и ваяния

 

Украшенная великолепными памятниками, подарившая России великого Пушкина и выдвинувшая в первые ряды несколько талантливых живописцев, наша первопрестольная столица не имела еще своего собственного художественного учреждения, потребность в котором давно и сильно ощущалась. Наконец и для нее пробил желанный час — она положила основание «училищу живописи, ваяния и зодчества».

 

Е.И. Маковский, основатель Натурного класса в Москве

 

Оно возникло из так называемого «натурного класса», начало которому положила частная предприимчивость. Любитель искусства, Е. И. Маковский, отец наших известных художников,  классный художник А. С. Ястребилов задумали устроить в нашей столице натурный класс. О своем намерении они сообщили Ник. Ап. Майкову, отцу также известного поэта, имевшему в то время на Тверской литографское заведение. Тот обещал отвести в своей обширной квартире помещение и выразил даже желание принять личное участие в работах.

Но, по пословице, первый блин оказался комом. Вследствие больших потерь, понесенных Майковым от литографии, устройство у него натурного класса не состоялось. Тогда, изыскивая средства для приведения в исполнение своего намерения, инициаторы наши обратились за соведрм к Ф. Я. Скарятину, адъютанту генерал-губернатора князя Голицына.

Страстный поклонник искусства и художник в душе, Скарятин принял в деле учреждения класса самое горячее участие, закончившееся ходатайством пред начальником столицы о дозволении, открыть в Москве натурный класс для желающих усовершенствовать себя в живописи и ваянии.

Высокий ценитель и знаток искусства, кн. Голицын изъявил на то свое полное согласие. Помещение — комнату за 30 рублей в месяц приискали на Ильинке, против церкви Николая Чудотворца, наняли натурщика—баньщика и устроили класс, открытие которого состоялось в начале 1832 года. Всех учеников набралось человек двенадцать, которые, как члены общества, должны были вносить по 15 руб. в месяц с правом приводить с собой товарища без платы.

Князь Голицын, интересуясь судьбой этого художественного общества, пожелал видеть работы его. В конце года устроена была выставка художественных произведений, которая и должна считаться «первой» в нашей столице. Осмотром князь остался вполне доволен; он обещал

«рекомендовать членов-любителей со средствами, которые охотно согласятся для поощрения и поддержания доброго дела приносить пожертвования».

Вскоре же явившиеся новые члены-покровители, в желании дать натурному классу более прочное основание, обратились к тому же начальнику столицы за дозволением открыть публичный художественный класс. В виде опыта, учреждено было на четыре года новое общество, под именем «Московского художественного класса». Члены его обязывались ежегодным в 250 р. взносом, с правом присылать по 2 ученика какого бы то ни было сословия, кроме крестьянского—крепостного; ученики же платили за себя по 5 и 10 руб. в месяц.

Однако, невзирая на быстрое увеличение количества членов и учеников, у класса нередко недоставало материальных средств для приобретения самых необходимых художественных пособий. Тут на помощь ему явилось «общество поощрения художников в СПБ.», которое любезно доставило эстампы, книги, картины, статуи и проч. Это дало нашему классу полную возможность, в 1834 году, отправить в первый раз произведения учеников на академическую выставку, где Егор Маковский удостоился за свои работы первой серебряной медали.

Окрыленный таким успехом, класс вторично, в 1836 году, принял участие в академической выставке и снова некоторые произведения его удостоились наград. За всем тем судьба художественного класса висела на волоске — четырехлетний срок приближался к концу.

Члены общества снова обратились к князю Голицыну с просьбой обратить внимание правительства, столь великодушно покровительствовавшего всем благими начинаниям, на такое полезное и необходимое для Москвы учреждение, существование которого, однако, зависело исключительно от частной благотворительности.

После довольно продолжительной переписки и изыскании средств, представленный устав с Московского художественного общества» удостоился утверждения Государем, 1 октября 1843 г., и оно стало получать с января следующего года пособие, в размере 6 т. р. 31 декабря 1843 года, по совершении молебствия, последовало торжественное открытие действий Общества, с переименованием бывшего художественного класса в «училище живописи, ваяния и зодчества». Тогда же, приобретя и заняв дом Юшкова, на Мясницкой, общество привело все строения в порядок и приспособило их для нужд училища.

С принятием, в 1844 люду, Е. И. В. Герцогом Максимилианом Лейхтенбергским звания почетного члена его, училище, уже со следующего года, начало устраивать самостоятельные выставки, многие из которых невольно останавливали на себе внимание и соотечественников, и иностранцев. Наконец, в 1862 году, училище исходатайствовало себе право давать звания учителя гимназии и неклассного художника, равно как и награждать малыми серебряными медалями.

За пятидесяти восьмилетний период существования училище выпустило массу воспитанников, стекавшихся в него со всех концов обширной России. Оно с гордостью может назвать имена Перова, Саврасова, Вл. Маковского, Пукирева, Прянишникова, исключительно здесь начавших и закончивших свое образование, составляющих честь и славу нашей родины и могущих стать наряду с лучшими иностранными талантами.

Оно может также назвать и не менее знаменитых — Шишкина, Кон. Маковского, Чижова, получивших в нем свое первое воспитание. Оно может указать на бесконечный ряд своих учеников, скромных тружеников на поприще искусства, в звании учителей рисования, рассеянных по всем углам России, в гимназиях, корпусах и институтах.

 

С. Знаменский.

 

Московский листок, Иллюстрированное приложение № 64, 19 августа 1901 г.

 

Еще по теме:

Москва в XIX веке (Исторический очерк) Введение

...............................

Москва в XIX веке (Исторический очерк). Спасо-Бородинский монастырь

Москва в XIX веке (Исторический очерк). Московское училище живописи и ваяния

Москва в XIX веке (Исторический очерк). Железная дорога из Петербурга в Москву

 

 


 

Категория: Исторические заметки | Просмотров: 247 | Добавил: nik191 | Теги: москва, 19 век | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz