Московское училище живописи и ваяния
Москва в XIX столетии
(Продолжение)
XXV.
Московское училище живописи и ваяния
Украшенная великолепными памятниками, подарившая России великого Пушкина и выдвинувшая в первые ряды несколько талантливых живописцев, наша первопрестольная столица не имела еще своего собственного художественного учреждения, потребность в котором давно и сильно ощущалась. Наконец и для нее пробил желанный час — она положила основание «училищу живописи, ваяния и зодчества».
Е.И. Маковский, основатель Натурного класса в Москве
Оно возникло из так называемого «натурного класса», начало которому положила частная предприимчивость. Любитель искусства, Е. И. Маковский, отец наших известных художников, классный художник А. С. Ястребилов задумали устроить в нашей столице натурный класс. О своем намерении они сообщили Ник. Ап. Майкову, отцу также известного поэта, имевшему в то время на Тверской литографское заведение. Тот обещал отвести в своей обширной квартире помещение и выразил даже желание принять личное участие в работах.
Но, по пословице, первый блин оказался комом. Вследствие больших потерь, понесенных Майковым от литографии, устройство у него натурного класса не состоялось. Тогда, изыскивая средства для приведения в исполнение своего намерения, инициаторы наши обратились за соведрм к Ф. Я. Скарятину, адъютанту генерал-губернатора князя Голицына.
Страстный поклонник искусства и художник в душе, Скарятин принял в деле учреждения класса самое горячее участие, закончившееся ходатайством пред начальником столицы о дозволении, открыть в Москве натурный класс для желающих усовершенствовать себя в живописи и ваянии.
Высокий ценитель и знаток искусства, кн. Голицын изъявил на то свое полное согласие. Помещение — комнату за 30 рублей в месяц приискали на Ильинке, против церкви Николая Чудотворца, наняли натурщика—баньщика и устроили класс, открытие которого состоялось в начале 1832 года. Всех учеников набралось человек двенадцать, которые, как члены общества, должны были вносить по 15 руб. в месяц с правом приводить с собой товарища без платы.
Князь Голицын, интересуясь судьбой этого художественного общества, пожелал видеть работы его. В конце года устроена была выставка художественных произведений, которая и должна считаться «первой» в нашей столице. Осмотром князь остался вполне доволен; он обещал
«рекомендовать членов-любителей со средствами, которые охотно согласятся для поощрения и поддержания доброго дела приносить пожертвования».
Вскоре же явившиеся новые члены-покровители, в желании дать натурному классу более прочное основание, обратились к тому же начальнику столицы за дозволением открыть публичный художественный класс. В виде опыта, учреждено было на четыре года новое общество, под именем «Московского художественного класса». Члены его обязывались ежегодным в 250 р. взносом, с правом присылать по 2 ученика какого бы то ни было сословия, кроме крестьянского—крепостного; ученики же платили за себя по 5 и 10 руб. в месяц.
Однако, невзирая на быстрое увеличение количества членов и учеников, у класса нередко недоставало материальных средств для приобретения самых необходимых художественных пособий. Тут на помощь ему явилось «общество поощрения художников в СПБ.», которое любезно доставило эстампы, книги, картины, статуи и проч. Это дало нашему классу полную возможность, в 1834 году, отправить в первый раз произведения учеников на академическую выставку, где Егор Маковский удостоился за свои работы первой серебряной медали.
Окрыленный таким успехом, класс вторично, в 1836 году, принял участие в академической выставке и снова некоторые произведения его удостоились наград. За всем тем судьба художественного класса висела на волоске — четырехлетний срок приближался к концу.
Члены общества снова обратились к князю Голицыну с просьбой обратить внимание правительства, столь великодушно покровительствовавшего всем благими начинаниям, на такое полезное и необходимое для Москвы учреждение, существование которого, однако, зависело исключительно от частной благотворительности.
После довольно продолжительной переписки и изыскании средств, представленный устав с Московского художественного общества» удостоился утверждения Государем, 1 октября 1843 г., и оно стало получать с января следующего года пособие, в размере 6 т. р. 31 декабря 1843 года, по совершении молебствия, последовало торжественное открытие действий Общества, с переименованием бывшего художественного класса в «училище живописи, ваяния и зодчества». Тогда же, приобретя и заняв дом Юшкова, на Мясницкой, общество привело все строения в порядок и приспособило их для нужд училища.
С принятием, в 1844 люду, Е. И. В. Герцогом Максимилианом Лейхтенбергским звания почетного члена его, училище, уже со следующего года, начало устраивать самостоятельные выставки, многие из которых невольно останавливали на себе внимание и соотечественников, и иностранцев. Наконец, в 1862 году, училище исходатайствовало себе право давать звания учителя гимназии и неклассного художника, равно как и награждать малыми серебряными медалями.
За пятидесяти восьмилетний период существования училище выпустило массу воспитанников, стекавшихся в него со всех концов обширной России. Оно с гордостью может назвать имена Перова, Саврасова, Вл. Маковского, Пукирева, Прянишникова, исключительно здесь начавших и закончивших свое образование, составляющих честь и славу нашей родины и могущих стать наряду с лучшими иностранными талантами.
Оно может также назвать и не менее знаменитых — Шишкина, Кон. Маковского, Чижова, получивших в нем свое первое воспитание. Оно может указать на бесконечный ряд своих учеников, скромных тружеников на поприще искусства, в звании учителей рисования, рассеянных по всем углам России, в гимназиях, корпусах и институтах.
С. Знаменский.
Московский листок, Иллюстрированное приложение № 64, 19 августа 1901 г.
Еще по теме:
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Введение
...............................
Москва в XIX веке (Исторический очерк). Спасо-Бородинский монастырь
Москва в XIX веке (Исторический очерк). Московское училище живописи и ваяния
Москва в XIX веке (Исторический очерк). Железная дорога из Петербурга в Москву
|