Мавзолей
В исторические дни II всесоюзного съезда Советов, с трибуны которого прозвучали на весь мир слова ныне осуществленной сталинской клятвы, было постановлено соорудить мавзолей.
Лучшие породы благородных камней из всех 11 союзных республик пошли на строительство величайшего исторического памятника нашей эпохи. Но неизмеримо более грандиозным — и по вечным запасам прочности, и по величию архитектурного замысла — предстает перед нами тот поэтический мавзолей, какой воздвигнут Ленину в народе и построен из лучших самоцветов народного творчества.
«Только тот победит и удержит власть, —писал Ленин в бурные дни Октября,— кто верит в народ, кто окунется в родник живого народного творчества».
Ленин в высшей степени обладал этой верой в народ, этим умением окунуться в родник народных дум, надежд и чаяний. И массы сторицей воздали ему в стихах и песнях, в былинах и сказаниях, в том нерушимом памятнике из слова, звука и цвета, к которому никогда не зарастет народная тропа.
Ойротская легенда изображает Ленина добрым и могучим богатырем. В правой руке у него — солнечный луч, в левой — лунный. Туркменская песня вдохновенно повествует о том, что, судя по мудрости, Ленин учился семь веков. Любое из поэтических произведений, посвященных памяти Ленина, не является, однако, лишь рифмованным воспоминанием или некрологом. В нем присутствует неизменный и главенствующий вывод. И вывод этот, данный в разнообразнейших творческих вариациях, по смыслу своему сводится к известным сталинским словам: всегда
«...иметь перед собой великий образ великого Ленина и подражать Ленину во всем».
С этой именно точки зрения и подошел народ в своем творчестве к теме мавзолея.
Стоит мавзолей посредине земли.
Народы, как реки, к тебе потекли.
Идут и туркмен, и узбек, и казах,
Чтоб лик твой увидеть, бессмертный в веках,
Чтоб слово сыновнее тихо сказать,
Чтоб крепкую клятву тебе прошептать.
Так повествует мудрый и вещий акын Джамбул. Тихо, вполголоса сказанное сыновнее слово, крепкая клятва, произнесенная мужественным и сдержанным шепотом, — вот что слетает с уст и звучит в душе народа здесь, на Красной площади, у ленинского мавзолея.
***
В дни революционных праздников, когда Красная площадь кажется огромной чашей, до краев переполненной музыкой радости, когда четко и мерно, сменяя друг друга, движутся воинские части всех родов оружия и шествуют демонстранты, также вооруженные всей мощью советского патриотизма, — ленинский мавзолей выглядит по особому преображенным.
Миллионы глаз устремлены к площадке, которую можно безошибочно назвать капитанским мостиком страны социализма. Здесь расположился боевой штаб нашей родины, во главе с лучшим учеником Ленина и гениальным продолжателем его дела.
Вы помните вдохновенное описание, сделанное пером Анри Барбюса?
«Этот многочасовой одухотворенный прибой, этот восторг, излучаемый толпами, заполнившими ряды трибун вдоль зубчатой стены Кремля, кипит водоворотом возгласов и восклицаний. У этого водоворота есть центр. Возгласы сливаются в одно имя:
«Сталин!»
«Да здравствует товарищ Сталин!»
Один из стоящих на мавзолее Ленина подносит руку к козырьку или приветственно поднимает ее, согнув в локте и выпрямив ладонь. Человек этот одет в длинную военную шинель. что впрочем не выделяет его среди других, стоящих рядом.
Он и есть центр, сердце всего того, что лучами расходится от Москвы по всему миру».
Этот человек «с головой ученого, с лицом рабочего, в одежде простого солдата» спокойно и твердо стоит на площадке ленинского мавзолея. Рука его уверенно ведет государственный корабль по ленинскому курсу, и в этом советский народ видит полное торжество ленинского дела и подлинное бессмертие ленинизма.
Б. РОЗАНОВ.
Красная звезда 1940 № 17, 21 января.
Еще по теме:
Горская песня
Мавзолей, часть 1
Мавзолей, часть 2
Мавзолей, часть 3
|