Ее величество английская королева Виктория
Королева говорит, что сердце ее обливается кровью от понесенных тяжких потерь
Война Англии с Трансваалем
Телеграммы «Московского Листка»
(От Российского Агентства)
Лондон, 10 октября. (Рейтер). Официальная телеграмма генерала Уайта о взятии Эландслаагте гласит следующее:
«Настоящий бой начался в З 1/2 часа дня. Буры занимали чрезвычайно сильную позицию на скалистых холмах. Наши орудия были поставлены на горном хребте в 4,100 ярдах от неприятеля, который тотчас же открыл хорошо, хотя несколько высоко, направленный огонь. Гранаты разрывались исправно.
После артиллерийского боя, кончившегося тем, что орудия буров вынуждены были замолкнуть, выступила пехота с девонширским полком во главе. Между тем, как девонширцы обходили левый фланг буров, орудия, на время затихнувшие, при первом же удобном случае снова открыли огонь, и после ожесточенного боя пехота овладела позицией в 6 1/2 часов вечера. Неприятель держался до последней крайности с большим мужеством у орудий. Наша кавалерия три раза с большим успехом атаковала отступавшего неприятеля. У буров захвачены два орудия и целый лагерь.
Потери буров значительны. Мы отняли у них захваченный ими поезд и 9 пленных англичан. С нашей стороны убито и ранено около 160 человек».
***
Лондон, 10 октября. (Рейтер). Королева в телеграмме к военному министру говорит, что сердце ее обливается кровью от понесенных тяжких потерь. Вот и сегодня,—продолжает королева,—одержана большая победа, но она боится, что успех этот достигнут дорогой ценой. Она просит министра передать семьям павших ее горячее участие и удивление доблести последних.
***
Лондон, 11 октября. (Рейтер). В депеше из Ледисмита корреспондент «Dailу Mail» так описывает сражение при Эландслаагте:
«Пехота дважды ходила в штыки, затем британские войска вынуждена была на минуту остановиться, так как была встречена сильным ружейным огнем; но немного спустя, она при громких криках «ура» опять бросились на неприятеля и прорвала линии буров, которые, чувстнуя себя побежденными, стали отступать, затем подняли белый флаг и сдались; несколько сот буров, обратившихся в бегство, были затоптаны уланами».
Корреспондент присовокупляет, что урон буров превышает 400 человек. В числе пленных находится комендант Иоганнесбурга Демельон.
***
Лондон, 11 октября.(Рейтер). В «Тimes» напечатано:
«Обнаруженные бурами высокие качества должны в большой мере содействовать умиротворению Южной Африки, этой конечной цели войны. Нам следует раз навсегда разрешить вопрос о преобладании, навсегда рассеять призрак нации африкандеров. Если Англия отступит от достижения этой цели, то совершит удивительную глупость и даже преступление».
***
Лондон, 11 октября. (Рейтер). В вечерних газетах напечатана телеграмма из Капштадта, в которой сообщается, что англичане одержали про Гленке вторую решительную победу. Атаки буров совсем разбились о сопротивление англичан. По слухам, буры, потерпев большие потери, отступили. Они деморализованы. По другим слухам, Крюгер советовал безусловную сдачу.
***
Капштадт, 10 октября. (Рейтер). Генерал буров Кокк умер от ран. Отряд буров, бывший в деле при Эландслаагте, содержал также голландские, немецкие и другие иноземные отряды.
***
Капштадт, 10 октября. (Рейтер). Отряд буров, атаковавший вчера лагерь при Гленке, составлял их главную силу. Северная колонна англичан стоит под начальством генерала Юля в хорошо укрепленной позиции. Предводитель немецких добровольцев полковник Шиль взят в плен при Эландслаагте.
***
Капштадт, 10 октября. (Рейтер). Баден-Пауелль телеграфирует из Мефкинга, что 3 октября буры потеряли при столкновении с его боевыми силами 53 человека убитыми и множество ранеными.
***
Капштадт, 10 октября. (Рейтер). Буры обстреливают Денди на большом пространстве, но их огонь производит мало действия.
***
Капштадт, 10 октября. (Рейтер). Телеграмма из Гленке от вчерашнего числа передает, что боевые силы Жубера атакуют в настоящее время англичан в их укреплениях.
***
Капштадт, 10 октября. (Рейтер). Потери буров при Эландслаагте значительны, а англичане потеряли около 100 человек. Множество буров взято в плен, в том числе раненый генерал буров Кокк и Жубер, племянник генерала. Кавалерия три раза атаковала отступавших буров.
***
Капштадт, 11 октября. (Рейтер). Бригада морской пехоты, состоящая из экипажа крейсера «Рowerfull», отправлена к северу.
***
Гленке, 9 октября. (Рейтер). В 2 часа пополудни начался ожесточенный огонь с северо-запада лагеря.
***
ЗАГРАНИЧНЫЕ ВЕСТИ
Англо-Трансваальская война
Так называемый «город бриллиантов», Кимберлей, с «бриллиантовым королем» Родсом во главе, осажден врагами и отрезан от всего остального мира. Быть может буры не с таким рвением осаждали 6ы именно этот город, если бы там не находился самый для них ненавистный англичанин, Сесиль Родс.
С прошлой субботы Кимберлей, отрезан от южных областей, так как буры попортили железнодорожный путь и мост через реку Моддер. За день до осады «Бриллиантового города», Родс телеграфировал своим друзьям, что чувствует себя в Кимберлее так же спокойно, как в Лондоне.
Между тем, как утверждают, министерство африкандеров в Капской колонии упустило возможность своевременной отсылки орудий в Кимберлей. Должно пройти несколько недель, пока упущение это будет заполнено прибывшими из Англии войсками и необходимыми орудиями.
***
МОСКВА, 12 октября
В суете и злобах исчезают наши дни, а между тем незаметно подкрадывается к нам XX столетие, сменяющее в истории наш девятнадцатый век. Сколько ни говорят, большей частью фельетонно, о fin de siecl, но нигде, даже на западе, не всматриваются в сущность переживаемых явлений заканчиваемого исторического периода и не думают обновить те зиждительные начала, с коими следует встретить новый век. Мутной и даже грязной волной текут теперь события на западе.
Век, который исходил туманными фразами о гуманизме и альтруизме, показывает, что в нем иссякла действительная Христова любовь к человеку и ближнему, обнаруживая, при всех успехах своей культуры, главным образом, машинной, грубую жестокость и господство все разлагающего своекорыстия.
Всмотритесь, напр., в Англию, которая недавно на конференции мира так грубо отказывалась не употреблять в войне разрывные пули „дум-дум", ужасающим образом дробящие кости раненых; она до сего времени не подписала протоколов мирной конференции. Теперь эта Англии воюет с миролюбивыми бурами Южной Африки, которых с чисто языческим коварством вызвала на войну за их независимость, и другой рукой готова поддержать финляндцев, узурпировавших себе то, что им не принадлежит по историческому праву.
А Индия, с все усиливающейся в ней чумой? Вот уже десять лет, на глазах всей Европы, с ее международными съездами врачей,—той Европы, которая еще недавно присылала к нам для наблюдений полномочную международную комиссию в Ветлянку, где была какая-то лихая „болесть", наименованная чумой,— Великобритания невозбранно плодит среди несчастных индусов чуму и точно радуется занесению ее за пределы названного очага заразы.
Не миазмами ли, хотя и другого сорта, пахли и „панама" во Франции, и битье по цилиндру на лонгшанских скачках президента республики и, наконец, эта зловонная дрейфусиада. Евреям мало, что они овладели биржами и банками, что вторглись в науку и искусство; они, при всем страхе своем пред войной и военным, задумали однако пробраться в армию, в ее голову — генеральный штаб Франции и здесь еврей, конечно, показал себя евреем... Это и попятно. Но вот что невероятно: из-за Дрейфуса во Франции позорили армию, печать с реалистом fin de siecl Золя отдалась на защиту еврея, велась удивительная травля всего национального, в интересах смеявшегося в кулак еврейства... Явление—недостойное хвалящегося своим умом XIX столетия.
„Мнящиеся умными быти объюродели".
Дополните эту картину столь продолжительными и столь скандальными драмами в австрийском парламенте (рейхсрате), ростом притязаний четвертого сословия в Германии, с его стачками, заносчивостью там социалистов, вроде Бебеля, Зингера, Энгельса, измельчанием западно-европейского искусства и даже науки, и вы не будете в восторге от fin de siecl.
Конечно, многие из указанных прелестей заносятся к нам из Западной Европы, но, разумеется, далеко еще не все, и слава Богу. Скоро, с окончанием великой Сибирской железной дороги, легко можно будет от моста Императора Александра III в Париже в недолгое время иностранцам проезжать через всю Россию, от Запада до волн Великого Океана.
Желательно, чтобы они завозили к нам поменьше всего дурного, а чтобы оно нас не заражало, нужно оживлять в себе чистые начала нашего национального духа. В этом чудная антизаразная прививка.
Московский листок, № 284, 12 октября 1899 г.
Еще по теме
Англия и Трансвааль (1-15 августа 1899 г.)
.............................
Правительство Англии виновато в развязывании войны с Трансваалем
Королева говорит, что сердце ее обливается кровью от понесенных тяжких потерь
Буры вторично осаждают Гленке под начальством Жубера и президента Крюгера
|