Атаман Семёнов Григорий Михайлович
Владивостокский эпизод
ВАРШАВА, 9 июня.
Краснощековская диктатура приказала долго жить: во Владивостоке произошел переворот, и мелкий проходимец, возглавлявший собой власть в этой области, должен был в спешном порядке удалиться в неизвестном направлении.
Переворот если только можно серьезно применять это слово в отношении к такому режиму, как „краснощекочихинский", — произошел вполне гладко и бескровно. И, по-видимому, менее всего неожиданно. По крайней мере, в тех номерах Владивостокской газеты "Голос Родины", которые только теперь дошли до нас (от второй половины апреля) можно найти более, чем достаточное количество материала, весьма выразительно характеризующего полный распад, воцарившийся в городе и в области.
Газета свидетельствует, что обыватели города высыпали не раз на улицу, боясь как бы не пропустить сцены всегда ожидаемой развязки краснощековского владычества. О том же свидетельствует и другая наша дальневосточная газета „Русское Эхо", сообщающая, что при одном слухе о приближении „белых”,—в краснощековском гарнизоне началось неудержимое распыление, и засевший во Владивостоке "Тушинский вор" № 1001-й, должен был испытать на себе всю силу "красной неблагодарности”, ничем, по-видимому, не отличающейся от черной.
Из всего сказанного можно видеть, что Владивостокский переворот следует трактовать, более в комическом стиле, чем в драматическом. И не лишено показательности, что и реакция на это событие, проявившаяся в Москве, в среде „всесильных" вождей мирового интернационала, — также протекает не а трагических тонах.
Советское правительство, конечно, готово помочь "братской" краснощековской банде, но... дальность расстояния, проблематический транспорт и не исчезающие маленькие домашние неприятности заставляют московский совнарком пока что ограничиться, так сказать больше моральной поддержкой своему "дальнему".
Что касается дальнейшей судьбы самого Владивостока, после освобождения его от краснощековщины, то на этот счет пока не имеется настолько полных сведений, чтобы можно било нарисовать себе точную картину устанавливающегося а городе порядка.
По последним известиям как будто власть перешла к сторонникам ген. Семенова. Политическая физиономия этого деятеля в данный момент (ибо она не всегда была одинакова) не совсем ясна. Не так давно представители ген. Семенова принимали участие в монархической демонстрации в Берлине на похоронах б. германской императрицы.
Возможно, что во Владивостоке сейчас ген. Семенов ведет линию, несколько левее этого. Пока во всяком случае можно сказать одно, что разрешение кризиса во всей Дальневосточной области едва ли закончится настоящим эпизодом.
К Владивостокским событиям
СОВЕТСКАЯ НОТА ЯПОНИИ
РИГА, 8.6. Советское правительство послало чрез Московскую радиостанцию Японскому правительству ноту, в которой объявляют, что считает организацию нынешнего антибольшевистского движения на Дальнем Востоке делом Токийского правительства, протестует против этого и считает эту организацию поводом достаточным для открытия военных действий против Японии.
(Польпресс).
ОБЕЩАНИЕ "СКОРОЙ ПОМОЩИ"
РИГА, 3. 6. Московское правительство послало правительству Дальневосточной республики телеграмму, в которой приказывает начать энергичные действия против повстанцев и обещает скорую помощь. Московское правительство выражает надежду, что
"молодая дальневосточная республика сама справится с белогвардейскими бандами, которые скоро постигнет участь Деникина, Колчака и Врангеля".
(Польпресс)
ДИКТАТУРА СЕМЕНОВА?
ЛОНДОН, 8.6. Из Токио сообщают, что во Владивостоке, и на всей территории, охваченной восстанием, провозглашена диктатура Семенова. Меркулов, которому Семенов поручил образование правительства, составляет кабинет исключительно из представителей либеральной буржуазии.
(Польпресс).
Свобода : Газ. полит., лит. и обществ. - Варшава, 1921 г. № 269, 9 июня
К событиям на Дальнем Востоке
Граждане Сретенска о владивостокских событиях
ЧИТА, 4—VI. (Сиброста). Многолюдное собрание граждан и рабочих города Сретенска, заслушав доклад о владивостокских событиях, вынесло резолюцию, в которой указывает, что Дальвосток, вступившей на путь мирного строительства, прихотями Антанты снова втягивается в ужасы гражданской войны. Произведенный переворот является покушением на завоевания русской революции и желанием насадить в Дальвостоке власть Семено-Унгерновских банд.
Собрание выражает протест против действий японской военщины и клеймит позором действия предателей русских интересов каппельцев и семеновцев. В заключение говорится, что в борьбе за свободу и независимость русский рабочий и крестьяне— проявят тот же героизм, какой проявляли они в годы партизанской борьбы. Русский пролетариат и крестьянство не желают войны, но против нападающих будут защищаться.
Поездка Кожевникова в Харбин
ЧИТА. (Сиброста). В три часа дня прибыл на станцию Маньчжурия товарищ министра Индел ДВР Кожевников. В тот же день в шесть часов вечера Кожевников выехал с служебным поездом в Харбин. Китвласти разрешили оставить при Товминделе охрану народно-революционной армии.
Хабаровский комитет эс-эров о приморских событиях
ЧИТА, 1-6. (Сиброста). Хабаровский комитет эс-эров вынес резолюцию по поводу отношения к Приморским событиям. Он считает, что стремление свергнуть власть Приморского облуправления является преступным посягательствам на народную волю, что новая власть, опирающаяся на иноземные силы, есть порабощение трудового народа Дальвостока.
Отчуждение Приморья от остальной территории республики ведет к возобновлению новой гражданской войны. Комитет призывает трудовое население к единению и готовности защищать основы истинной народной внести, провозглашенной конституцией ДВР, от посягательства черных реакционных сил.
Призыв уссурийских казаков
ЧИТА, 1.6. (Сиброста). Войсковое правление Уссурийского казачьего войска 27 мая разослало казачьему населению обращение, в котором указывает на преступную деятельность атамановщины черной реакции, которая, боясь ухода японских войск, кровавыми выступлениями дает японскому командованию повод не только не исполнить постановления япэнправительства о выводе своих войск, но даже захватить Японией Приморский край. Войсковое правление призывает к поддержке Учредительного Собрания правительства ДВР и спокойно выдержать последний удар кровавой атамановщины черной реакции.
Грызня правых разрастается
ЧИТА, I—VI. (Сиброста). Меркуловская шайка молчит, грызня правых разрастается, сторонники Семенова находятся в борьбе с меркуловцами. Каппелевцы не доверяют семеновским патрулям. Чувствуется готовящаяся буря, которая сметет гнилую авантюру.
Японцы твердят о своей непричастности. „Владивониппо" лицемерно осуждает каппелевцев в кровопролитии, утверждая, что японцы не поддерживали переворотчиков и относились к ним, якобы, отрицательно. Газета признает, что с эвакуацией японских войск меркуловщина будет мгновенно низвергнута. Данный момент газета характеризует „бессмысленны". Парижская нечисть предписывает Меркуловской шайке директивы. Отсюда понятно, как далеко протянул лапу белогвардейский паук.
Харбинские черные выдвигают своих кандидатов—палача Бангерского, Берсенева, Улитина и Таскина. Масса офицерства в полосе отчуждения, числом в 2000 человек, настроена против гражданской войны в связи с Приморской авантюрой и определенно желает стать под знамена ДВР, при условии гарантии личной безопасности.
Никольские аресты
ЧИТА, 1—VI. (Сиброста). В Никольске бандитами арестованы: начоблмилиции Лебедев, Горлова, Боголюбов, начор Нечаев, начгор милиции Коробов, помощник Богатырев и военком Слинкин.
Распущенность бандитов
ЧИТА, 1—VI. (Сиброста). Сведения свидетельствуют о картине полной дезорганизации и распущенности бандитов и разрастающейся ненависти к ним населения в Приморье.
Никольские переворотники
ЧИТА, 1. (Сиброста). Последние сведения от корреспондентов „Дальта" с мест рисуют дальнейшее развитие авантюры в Приморье.
Из Маньчжурии сообщают, что между переворотчиками а Никольске происходит острая вражда. От каппелевцев откололась группа, „осиновцев", которая вместе с гродековцами идет против каппелевцев.
Черносотенцы объединяются
ЧИТА, 1. (Сиброста). Харбинская черно-жетая пресса истерически вопит о не удающемся объединении черных. "Голос" и „Заря" трявят меркуловцев, как не ихней группы.
В Харбине черносотенцами служатся молебны об объединении враждующих бандитов.
Владивосток и Кронштадт
ЧИТА. 4. (Сиброста). „Норд-Чайна-Штандарт" сравнивает владивостокские события с кронштадтским восстанием и думает, что последствия будут одинаковы. Газета говорит, что владивостокские события навсегда смогут убедить любого и каждого в невинности правительства Д. В. Р.
Советская Сибирь, 1921, № 125 (1921-06-11)
НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
Белогвардейщина разлагается
Белогвардейское выступление 23 мая во Владивостоке, спровоцированное озлобленными ненавистниками мирного строительства республики, разлагается, нигде не находя отклика. Семеновцы и черносотенцы с советом съезда монархических организаций во главе образовали так называемое правительство.
В первой декларация они горестно жалуются на безучастность населения и угрожают репрессиями всем сочувствующим трудовой власти. В это бутафорское правительство вошли прислужники японского штаба. Фальсифицированное правительство пытается предстать пред иностранцами под личиной демократизма. Но авантюристы никого не могут обмануть. Население остается по домам. Рабочие и служащие на работу не выходят. Жизнь во Владивостоке замерла. Авантюра изживает сама себя вследствие полной отчужденности к ней населения.
Нота Дальне-Восточной республики Японии
Министр иностранных дел Дальне-Восточной республики обратился 30 мая к министру иностранных дел Японии с нотой, в которой от имени всего народа русского Дальнего Востока решительно требует прекращения японского вмешательства в дела Д. В. Р.
В ноте изложены факты японского вмешательства и поддержки японским командованием Дальневосточных контрреволюционеров.
Нота требует определенного заявления от японского правительства и командования, решительного отказа с их стороны в поддержке во Владивостоке самозванного правительства Меркулова.
На боевом посту
ЧИТА, 1. На митинге частей гарнизона Амурской дивизии принята следующая резолюция:
мы бойцы мещанского гарнизона смотрим на борьбу с интервенцией на Дальнем Востоке как на часть общей борьбы рабоче-крестьянских масс за свое освобождение.
Осенью 1920 года мы с позором выгнали Семеновцев и белогвардейских атаманов из пределов Дальне-Восточной республики. Также не страшны они нам и теперь, не смотря на открытую поддержку японцами.
Мы торжественно обещаем во чтобы то ни стало довершить начатое дело освобождения Дальнего Востока от белогвардейских банд. Мы в негодовании клеймим позорную политику соглашателей меньшевиков и эсеров, на словах протестовавших против интервенции, а на деле продолжающих вносить разложение в наши ряды в трудную минуту. Мы все остаемся на боевом посту и воздерживаемся от отпусков и увольнений.
Красный Север 1921 № 125, 11 июня
Переворот на Дальнем Востоке
Париж, 9. 6.
По сообщению агентства Гаваса из Владивостока, туда прибыл на японском пароходе генерал Семенов. Консулы решили воспрепятствовать его выездке и разоружить войска Семенова в окрестностях Владивостока. Главные сторонники Семенова, прибывшие из Харбина, арестованы.
***
Париж, 10. 6. (Вольф)
По сообщению «Сhicago Тгibunе» правительство Дальнего Востока обратилось к японскому правительству с нотой, угрожающей применением силы противникам большевиков, если Япония не допустит подавления силой политического переворота во Владивостоке.
Руль. - Берлин, 1921 № 170, 11 июня (29 мая)
Семенов не пропущен во Владивосток
Лондон, 11. 6. (Вольф).
Японское посольство сообщает, что вследствие не допущения японскими военными властями высадки генерала Семенова, он покинул Владивосток и отправился в Никольск-Уссурийск.
Франция и нота Чичерина о Дальневосточном перевороте
(От собственного корреспондента)
Париж, 10. 6.
По сообщениям Франция не предполагает отвечать на ноту Чичерина по поводу переворота на Дальнем Востоке.
Руль. - Берлин, 1921 № 171, 12 июня (30 мая)
Еще по теме:
Переворот во Владивостоке
К Владивостокским событиям
О событиях во Владивостоке
Политика империалистов на Дальнем Востоке
О третьей революции
Гнусная авантюра белогвардейцев на Дальнем Востоке провалилась
|