Кёльн
В Кёльне патриотическое настроение немцев достигает размеров, пожалуй, превышающих даже размеры такого же настроения в Берлине. Здесь необыкновенно сильно чувствуется близость театра войны. Через город ежедневно проходят во Францию новые и новые отряды войск.
Регулярных полков или, вернее, их резервных батальонов и эскадронов еще множество, но уже попадаются отряды ландвера, что вовсе не было еще за две недели перед тем, т. е. в эпоху первого моего проезда через Кёльн. Появление ландвера признается за симптом такой эпохи борьбы, в которую, для достижения быстрой развязки, необходимо сосредоточение всех сил Германии, но это не смущает никого и не возбуждает никаких опасений.
«Цель будет достигнута, говорят с уверенностью обитатели Кёльна; а это все, что нам нужно в настоящую минуту».
Впрочем, у них почти под глазами одно из самых осязательных доказательств блестящих успехов, одержанных доныне германским оружием. С платформы центральной башни, возвышающейся над кровлей кёльнского собора, ясно виднеется у подножия Зибенгебирге огромный лагерь, в котором сосредоточено до десяти тысяч французских пленных, а в отелях Кёльна и его предместья Дейтца проживают десятками пленные французские офицеры...
Этих последних прусское военное начальство упросило снять свои мундиры и надеть статское платье, во избежание неприятностей от уличной черни,—еще знаменательный признак настроения городских жителей.
В лагере французских пленных на днях открыт был заговор, имевший целью бегство всех их массой. Заговорщиков выдали собственные товарищи. Это еще усилило неудовольствие кёльнцев на французов вообще и желание их поскорей, во что бы то ни стало, покончить с врагом.
В некоторых кёльнских кружках это желание повело к составлению следующей оригинальной программы, которую я передаю вам без всяких комментариев, в том виде, в каком мне довелось ее услышать.
«Прежде всего необходимо покончить с Парижем. Войдя в него, следует разрешить Людовику Бонапарту возвратиться туда из Вильгельмсгее в качестве законного государя Франции и заключить с ним мир, а для того, чтоб Франция согласилась на условия этого мира, следует перед его подписанием выпустить из Меца Базена, который с своими войсками как раз справится с беспокойными республиканцами»...
Кёльнские политики вполне уверены, что эта программа—программа берлинского правительства и версальской главной квартиры....
Я ехал из Кельна, этого средоточия германского патриотизма, доведенного до крайних пределов, во Франкфурт, с чувством живейшего любопытства. Мне были памятны толки журналистики, не только французской, но также английской и нашей русской, о не совсем-то лояльном настроении франкфуртцев, не успевших еще забыть, что пять лет тому назад они были жителями вольного города и что прусское занятие в 1866 г. оказалось прежде всего для них тяжелой денежной контрибуцией.
Еще по теме:
Вести о войне между Францией и Пруссией
Вести о войне между Францией и Пруссией. Войска сторон
.............................
Из Германии. Аахен (Корреспонденция «Всемирной Иллюстрации»)
Из Германии. Кёльн (Корреспонденция «Всемирной Иллюстрации»)
Из Германии. Франкфурт (Корреспонденция «Всемирной Иллюстрации»)
|