
Интимная жизнь китайского двора
Одна французская газета описывает, как протекает под гнетом этикета жизнь китайского императора. В императорском городе живет 8,000 лиц, составляющих двор, сераль и стражу; каждое их движение, слово, поступок должны быть строго согласованы с правилами „книги церемоний".

Император только в редких случаях покидает свои частные покои; каждой комнате его дворца присвоено своеобразное название. В зале „Сношений неба и земли" богдыхан назначает аудиенции, в зале „Небесной чистоты" он принимает своих чиновников, в зале „Любви к ближнему и покоя" он проводит часы своего досуга.
Требования этикета простираются даже на посещение гарема, примыкающего к дворцу императора. Когда он пожелает увидеть одну из своих 200 жен, он открывает драгоценную шкатулку с 200 нефритовых табличек, из которых на каждой золотыми буквами вырезано имя. Император отделяет табличку, на которую случайно падает его выбор, и удаляется.

Ли-Пи-Дзен, главный евнух китайского императора
Дежурный евнух тотчас узнает поэтому о выборе императора и вывешивает зажженный розовый фонарь на двери жилища угодной императору жены.

При этом знаке она одевается в длинное, шелковое красное платье и ожидает, пока придет евнух и отнесет ее на своей спине.
Если император выразит желание покушать ранних плодов или овощей, его повар должен прежде обратиться за советом в календарь, где указано, что именно должно появляться за царским столом в известный день месяца. Почувствует ли он аппетит, тотчас спешат к нему врачи, чтобы указать то количество пищи, которое он должен принять.
Еще более удивительные и смешные церемонии происходят на парадных обедах. Длинные столы расставляются в огромном павильоне, украшенном мраморными балюстрадами, колоннами из яшмы, бронзовыми кованными ибисами и черепахами. В глубине зала находятся две таблицы с исчислениями солнечного и лунного времени.
Двери раскрываются при ударе в гонг. Окруженный своей гвардией, император идет к низкому золотому трону, сопровождаемый поклонами смиренно склонившихся придворных. Когда он садится, сопровождающий его евнух возвещает это троекратным ударом бича, и скрытый за бамбуковыми растениями оркестр начинает торжественный марш.
Затем с девятикратным земным поклоном и пятью коленопреклонениями приближается столовый прислужник, при помощи офицера его величества придвигает к императору украшенный драгоценными камнями столик и подает чай — это первое у китайцев блюдо. После этого накрывают шелковыми скатертями драгоценный стол для удостоившихся приглашения к обеду гостей богдыхана, и начинается смена той массы редких кушаний, которыми славится китайская кухня.
Если император почувствует жажду, моментально происходит новая смехотворная сцена: старший кравчий сперва накрывается своим плащом с нашитыми гербами и затем, стоя на коленях, подает графин. Все присутствующие во все время, пока император держит у своих губ бокал, должны смотреть на запад.
Между прочим, только ближние родственники богдыхана имеют право дотрагиваться до блюд; все же остальные приглашенные довольствуются честью присутствовать при императорском обеде.

После дессерта начинается зрелище. Грациозные балерины, задрапированные в прозрачные ткани танцуют на освещенной желтыми фонарями терассе, под журчливые звуки невидимого оркестра, наигрывающего полные мольбы и страдания мелодии.
Огонек, №11, 20 марта (2 апреля) 1900 г.
Еще по теме
События в Китае. 1900 г.
.................................
В столице Китая
Интимная жизнь китайского двора
Кули и европейцы. Велосипед в Китае
|