Первый день работы международной мирной конференции
Телеграммы «Московского Листка»
(От Российского Агентства)
Гаага. 7 мая. (Вольф). Барон Стааль, заняв председательское кресло на конференции, произнес следующую речь:
«Первым долгом считаю выразить нидерландскому министру иностранных дел благодарность за произнесенные им по адресу моего Августейшего Государя слова. Его Величество будет глубоко тронут возвышенными чувствами, одушевляющими г. де-Бофора, равно как готовностью, с которой это высокое собрание к ним присоединилось. Если Русскому Императору и принадлежит почин созвания конференции, и ее величеству королеве нидерландской мы обязаны тем, что конференция эта собралась в ее столице.
Для успеха наших трудов служит счастливым предзнаменованием то, что мы собрались под покровительством молодой государыни, чары которой распространяются на все, ее окружающее, и сердце которой, доступное всему великому и великодушному, выказало столько участия к приведшему нас сюда делу. Среди спокойствия Гааги, в кругу народа, представляющего столь значительный фактор всемирной цивилизации, мы имеем пред глазами блистательный пример того, что могут сделать для блага народов неусыпные мужество, патриотизм и энергия.
На исторической почве Нидерландов были обсуждены величайшие проблемы политической жизни государств; здесь, можно сказать, находится колыбель науки международного права. В течение многих столетий главные переговоры между европейскими державами происходили здесь. Здесь же, наконец, был подписан знаменитый договор, прекративший кровопролитные битвы между государствами, Таким образом, нас окружают здесь исторические традиции.
Мне остается еще поблагодарить нидерландского министра иностранных дел за столь лестный, слишком лестный отзыв обо мне, и я убежден, что выражу чувства всех членов этого высокого собрания, уверив его превосходительство г. де-Бофора, что мы были бы счастливы видеть его председателем наших собраний.
Ему подобает быть председателем, на что указывают не только прецеденты в подобных случаях, но и качества выдающегося государственного деятеля, который управляет в настоящее время иностранной политикой Нидерландов. Его председательство было бы, кроме того, с нашей стороны новым знаком почтения к его августейшей государыне, которая соблаговолила предложить нам милостивое гостеприимство.
Что касается меня, то я смотрю на избрание меня в председатели лишь как на следствие моего положения в качестве уполномоченного моего Августейшего Государя Императора, Инициатора идеи конференции. В этом смысле я с глубочайшей признательностью принимаю высокую честь, оказанную мне министром иностранных дел, предложившим меня в председатели, и господами членами конференции, соблаговолившими одобрить этот выбор.
Я приложу все силы, чтобы оправдать их доверие, но я вполне сознаю, что достигнутый мною преклонный возраст представляет, увы, печальную привилегию и слабого помощника. Надеюсь, по крайней мере, что он же даст вам повод к снисхождению».
***
Гаага, 8 мая. (Рейтер). Все члены делегаций собрались утром у барона Стааля, при чем без труда достигли соглашения относительно назначении трех комиссий, круг деятельности которых намечен был вчера. Первая комиссия займется вопросом об ограничении вооружений, вторая—вопросом о выработке военных законов, а третья — о третейском суде. Членов комиссий назначат главы их делегаций. Вероятно, во вторник или среду комиссии соберутся для избрания своих председателей, товарищей председателей и докладчиков. Комиссиям придется, вероятно, назначить подкомиссии. Одни и те же делегаты могут быть одновременно членами нескольких комиссий. Каждая из делегаций, имеющих на конференции представителей, будет иметь представителей в каждой из комиссий. При обсуждении этих вопросов со всех сторон проявлена была полная гармония. В завтрашнем заседании барон Стааль изложит решение и предложит принять сделанные сегодня постановления. С завтрашнего дня печать не будет допускаться на заседания. В среду участники конференции будут приняты королевой Вильгельминой и королевой-матерью.
На мирной конференции в Гааге
Большинство представителей различных государств, участвующих в гаагской конференции, уже во вторник на прошлой недель прибыли в Гаагу. В тот же день все они представились голландскому министру иностранных дел и обменялись визитами друг с другом.
Ничего определенного относительно формальной стороны открытия первого заседания конференции пока неизвестно. Русский посол и президент конференции, г. Стааль, несмотря на утомительное путешествие, совершенное им, в день приезда отправился во дворец, который осматривал вместе с г. де-Бофором. Дворец уже совершенно приготовлен к занятиям конференции. Вопрос о допущении представителей печати к открытию заседаний уже решен утвердительно. Оставалось только убедиться в прочности верхней галереи главной залы и в том, какое количество человек она может выдержать.
Во вторник же вышел напечатанный официальный список членов конференции. В списке этом все государства следуют одно за другим в алфавитном порядке, начинай с Германии, и кончая Турцией. Всех государств участвует 25, причем число официальных представителей достигает 98 человек.
Кроме того, участвуют дипломатические секретари, помощники и переводчики. При Черногории сделана пометка: «смотри Россию», так как государство это имеет своим представителем русского уполномоченного. Накануне открытия заседаний, в среду, должен был состояться прием у министра иностранных дел де-Бофора, для того чтобы представители государств могли познакомиться друг с другом.
Московский листок, № 128, 9 мая 1899 г.
ЗАГРАНИЧНЫЕ ВЕСТИ
Мирная конференция в Гааге
Был момент, когда можно было опасаться за своевременное, в назначенный день, открытие заседаний мирной конференции. Произошло это потому, что русский посол, г. Стааль, прибыл в Гаагу после путешествия из Лондона в Петербург, а оттуда в Гаагу, слишком утомленным. Кроме того, при осмотре дворца, он несколько простудился, и так как у него оказалась лихорадка, то один из голландских врачей, призванных к нему, предписал ему полный покой. Но престарелый дипломат скоро оправился от своей болезни, так что открытие заседаний конференции состоялось в предположенный день.
Все первое заседание было почти исключительно посвящено установлению известных формальностей, связанных с открытием конференции. После своей приветственной речи, министр иностранных дел де-Бофор предложил избрать президентом собрания русского посла, г. Стааля.
В настоящий момент, — говорит корреспондент «Nеuе Frеiе Рresse», еще невозможно нарисовать цельной и вполне ясной картины хода конференции. Все представители держав выражают свое горячее желание разрешить задачу начинающейся мирной конференции в таком смысле, чтобы, насколько это возможно, избавить мир от все возрастающей тяжести военного вооружения, тяготеющей теперь над всеми народами.
Все гостиницы в Гааге переполнены. Многие вынуждены были поместиться в квартирах частных лиц. Цена на помещения достигла необыкновенной высоты.
Московский листок, № 129, 10 мая 1899 г.
Еще по теме:
Гаагская мирная конференция 1899 г. Циркулярная депеша русского министра иностранных дел от 12 августа 1898 г.
Гаагская мирная конференция 1899 г. Циркулярное сообщение от 30-го декабря 1898 года
.................................
Гаагская мирная конференция 1899 г. Открытие
Гаагская мирная конференция 1899 г. Первый день работы
Гаагская мирная конференция 1899 г. Отзывы печати о ее целях
|