nik191 Суббота, 27.07.2024, 06:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2020 » Май » 23 » Гаагская мирная конференция 1899 г. Циркулярное сообщение от 30-го декабря 1898 года
05:17
Гаагская мирная конференция 1899 г. Циркулярное сообщение от 30-го декабря 1898 года

 

 

Люди старшего поколения, были свидетелями широко развернутой в 50-60-х годах прошлого столетия кампанией за всеобщее и полное сокращение вооружений. Организатором и вдохновителем этой кампании был первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров СССР Н. С. Хрущев.

Однако, мало кто знает, что подобная кампания по ограничению вооружений впервые была организована Россией  еще в конце XIX столетия, результатом которой стали организация и проведение с 18/6 мая по 29/17 июня 1899 г. конференции об ограничении вооружений в  Гааге.

Этим событиям посвящена серия заметок по материалам газет и журналов того времени, которую я начинаю сегодня. 

 

* * *

 

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ СООБЩЕНИЕ

 

Циркулярное сообщение Императорского Правительства от 12-го августа минувшего года, касательно созвания международной конференции, в целях изыскания наилучших способов к упрочению всеобщего мира, было принято с живейшим сочувствием иностранными государствами, изъявившим готовность оказать полное содействие к осуществлению великой задачи, намеченной нашим Августейшим Монархом.

Вследствие сего, по Высочайшему повелению Государя Императора, 30-го декабря минувшего года Министром Иностранных Дел передано было пребывающим в С.-Петербурге иностранным представителям новое сообщение, в коем заключаются:

 

1.    Запрос о том, признают ли иностранные правительства настоящую политическую минуту своевременной для сознания проектируемой конференции.

2.    Краткий перечень специальных вопросов и предположений общего характера, которые могли бы быть, между прочим, включены в программу будущих занятий конференции, и

3.    Соображения, в силу коих казалось бы неудобным, чтобы местом созвания конференции была одна из столиц великих держав.

Из ниже печатаемого циркулярного сообщения 30-го декабря 1898 года, явствует, что Императорское Правительство отнюдь не имело намерения предложить в окончательной форме программу работ конференции.

Полагая, что забота о полном и всестороннем освещении поставленной задачи будет лежать на всех участниках конференции, Императорское Правительство считало лишь необходимым предварительно наметить некоторые вопросы, кои следовало бы принять в соображение при установлении сообща подробной программы конференции; при чем вопросы чисто технического характера, очевидно, должны бы быть разработаны впоследствии при содействии специалистов, приглашенных к участию в трудах конференции.

Полная свобода в изыскании и обсуждении средств, кои могли бы наиболее действительным образом споспешествовать прекращению чрезмерных вооружений, облегчая разрешение этих сложных вопросов, может только содействовать общему соглашению держав, а следовательно и практическому осуществлению великодушных намерений Государя Императора.

 

***

 

Циркулярное сообщение Министра Иностранных Дел пребывающим в С.-Петербурге представителям иностранных государств от 30-го декабря 1898 года.

Перевод

В августе минувшего года Государю Императору благоугодно было повелеть мне обратиться к правительствам, имеющим своих представителей в С.-Петербурге, с предложением о созвании конференции, для изыскания тех средств, которые могли бы наиболее верным образом обеспечить всем народам блага действительного и прочного мира и, прежде всего, положить предел все увеличивающемуся развитию современных вооружений; в то время обстоятельства, казалось, вполне благоприятствовали осуществлению в более или менее близком будущем означенной человеколюбивой задачи.

Отзывчивое отношение почти всех государств к предложению России, казалось, оправдывало наши ожидания. Высоко ценя сочувственные заявления, в коих почти все иностранные государства выразили согласие на таковое предложение, Императорское Правительство в то же время с полными удовольствием приняло полученные уже им и продолжающие поступать засвидетельствования самого горячего участия со стороны всех слоев общества в разных частях света.

Несмотря, однако, на проявившееся стремление общественного мнения в пользу всеобщего умиротворения, политическое положение значительно изменилось в последнее время. Многие государства приступили к новым вооружениям, стараясь в еще большей мере развить свои военные силы. Естественно, что, при столь неопределенном порядке вещей, нельзя было не задаться вопросом о том, считают ли державы настоящую политическую минуту удобной для обсуждения международным путем тех начал, кои изложены были в циркуляре от 12-го августа 1898 года.

Не теряя надежды, что существующие в политических сферах разногласия уладится и уступят место более спокойному настроению, способному облегчить успех предположенной конференции, Императорское Правительство, с своей стороны, полагает, что теперь же представлялось бы возможным приступить к предварительному обмену мыслей между державами, с целью:

а)    без замедления изыскать средства, способные положить предел дальнейшему развитию сухопутных и морских вооружений, при чем разрешение вопроса этого представляется все более и более настоятельным, в виду происшедшего за последнее время усиления боевых средств;

б)    подготовить почву для обсуждения вопросов, касающихся возможного предупреждения вооруженных столкновений мирными средствами, коими может располагать международная дипломатия.

В случае, если бы державы признали настоящую минуту благоприятной для созыва конференции на указанных основаниях, представлялось бы несомненно полезным установить между правительствами соглашение относительно программы будущих занятий конференции.

Основанием для международного обсуждения на заседаниях конференции могли бы в общих чертах послужить следующие положения:

1)    Соглашение, определяющее на известный срок сохранение настоящего состава сухопутных и морских вооруженных сил и бюджетов на военные надобности; предварительное изучение средств, при помощи коих могло бы в будущем осуществиться даже сокращение означенных вооруженных сил и бюджетов,

2)    Запрещение вводить в употребление в армиях и на флоте какое бы то ни было новое огнестрельное оружие и новые взрывчатые вещества, а также порох, более сильно действующий принятого в настоящее время как для ружейных, так и для орудийных снарядов.

3)    Ограничение употребления в полевой войне разрушительных взрывчатых составов, уже существующих, а также запрещение пользоваться метательными снарядами с воздушных шаров или иным подобным способом,

4)    Запрещение употреблять в морских войнах подводные миноносные лодки или иные орудия разрушения того же свойства; обязательство не строить в будущем военных судов с таранами.

5)    Применение к морским войнам постановлений женевской конвенции 1864 года на основании дополнительных к ней постановлений 1868 года.

6)    Признание на таких же основаниях нейтральности судов и шлюпок, коим будет поручаемо спасание утопающих во время или после морских сражений.

7)    Пересмотр декларации о законах и обычаях войны, выработанной в 1874 году на конференции в Брюсселе и до сего времени не ратификованной.

8)    Принятие начала применения добрых услуг, посредничества и добровольного третейского разбирательства в подходящих случаях, с целью предотвращения вооруженных между государствами столкновений; соглашение о способе применения этих средств и установление однообразной практики в их употреблении.

Само собой разумеется, что все вопросы, касающиеся политических соотношений государств и существующего на основании договоров порядка вещей, как и вообще все вопросы, кои не будут непосредственно входить в принятую кабинетами программу, будут подлежать безусловному исключению из обсуждения предметов конференции.

Обращаясь к вам, милостивый государь, с просьбой исходатайствовать по содержанию настоящего моего сообщения указания вашего правительства, и в то же время просил бы вас довести до сведения последнего, что, для пользы великого дела, которое так близко сердцу моего Августейшего Государя, Его Императорское Величество полагал бы желательным не избирать местом собрания конференции столицу одной из великих держав, где скрещиваются многосложные политические интересы, которые могли бы иметь влияние на ход дела, в одинаковой степени важного для всех стран мира.

 

Разведчик, №481, 19 января 1899 г.

 

 

Еще по теме:

 

Гаагская мирная конференция 1899 г. Циркулярная депеша русского министра иностранных дел от 12 августа 1898 г.

Гаагская мирная конференция 1899 г. Циркулярное сообщение от 30-го декабря 1898 года

Гаагская мирная конференция 1899 г. Часть 1

Гаагская мирная конференция 1899 г. Часть 2

Гаагская мирная конференция 1899 г. По поводу конференции в Гааге.

 

 

 

 

Категория: Исторические заметки | Просмотров: 619 | Добавил: nik191 | Теги: Конференция, мир, Гаага, 1989 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz