Париж, 10 марта.
КРОНШТАДТ И МОНАРХИСТЫ
Вчера мы напечатали краткую, но выразительную телеграмму нашего берлинского корреспондента:
"В местной русской церкви по инициативе русских монархистов отслужено молебствие о победе над большевизмом и о восстановлении в России монархии"
Дело личного убеждении — быть монархистом или республиканцем. Но, все-таки, и монархисты — русские граждане и, надо думать, русские патриоты. Они даже считают себя сами патриотами по - преимуществу. Позволительно всякому русскому патриоту желать победы над большевизмом. Но когда убеждения служат поводом для политической демонстрации вроде вышеупомянутой, то нельзя не спросить: понимают ли эти люди, что они творят, сочетая «победу над большевизмом» с «восстановлением монархии в России».
Не говорим уже о неуместном вовлечении служителей церкви и обрядов религии в политику. Если местные представители церкви так мало умеют оберегать ее достоинство, то, казалось бы, именно сторонникам консервативных тенденций следовало бы быть в этом отношении осмотрительнее и осторожнее. Но дело даже не в этом. Дело в том, что, желая «победы над большевизмом», эти люди выбирают такой путь, который может лишь отдалить их и всю Россию от победы.
Пора понять — даже и лицам, приверженным к старым методам борьбы, — что в Петрограде и Кронштадте в настоящее время не стало применение одних методов исключать применение других. Пора, наконец, усвоить то, что если есть верный способ провалить начавшееся движение, то это — тот, который употребляют в Берлине. Г. Троцкий сильно рассчитывает на этот метод, и крайняя пробольшевистская печать в Париже, Лондоне и других местах ему усердно в этом помогает.
Надо ославить движение черносотенным и подсунуть ему цель вроде той, о которой воссылаются усердные молитвы в Берлине, чтобы его дискредитировать. Это нужно Троцкому, Кашену, Лансбери, которые знают, что лгут, но лгут ad majorem dei gloriam Ленина и Всемирной революции.
Во имя чего же сознательно лгут гт. монархисты?
Употребляя известную фразу, можно спросить их: что это — глупость или измена родине?
Вообще гг. монархисты зашевелились. Прежде они конспиративно разъезжали по Европе под прикрытием неподходящих учреждений. В последние дни они шумно служат молебны, шумно встречают и провожают претендентов на российский престол, открыто создают ячейки монархических организаций и заводят постоянные сношения между ними.
На днях мы дали сведения о такой организации в Париже; теперь мы получили сведение о такой же организации в Константинополе. Состав — довольно однородный. Бывшие министры и генералы Врангеля (Пильц, Слащев, Денисов и т. д.) встречаются здесь с деятелями тайной полиции и разведки (Климович, Глобачев, Самохвалов). Недавно одна берлинская галета напечатала список постоянных гостей одного почти литературного салона, где встречают пресловутого Маркова II и присных.
Собирайтесь, господа, демонстрируйте, служите молебны, воздвигайте претендентов, — чем громче, тем лучше. Но зачем же посягать на то, что не ваше? Что у вас общего с кронштадтским и петроградским восстаниями? Ведь там кроме учредительного собрания требуют иногда и Советов.
Погодите, господа, посторонитесь. Мы не знаем, придет ли ваше время, и постараемся, чтобы этого не случилось. Но теперь-то, в эту минуту, неужели вы, как русские граждане, и все-таки патриоты, хотя и «с другой стороны», — неужели вы не понимаете, что ваше время еще не пришло?
Последние новости : Ежедневная газета 1921, №272, 10 марта
ВАРШАВА, 10 марта.
Вопрос упростился
Польско-грузинский клу6 в Варшаве опубликовал воззвание ко всему цивилизованному миру, протестуя в нем против вторжения в Грузию новых гуннов—русских большевиков.
Группа русских социалистов-революционеров, из числа бывших членов Учредительного собрания, приблизительно незадолго перед этим обратилась также с воззванием, в которой самым популярным образом разъясняет социалистическим партиям и пролетариату всего мира, что русский большевизм есть враг и социализма, и рабочей самодеятельности, и всего того, чем в праве было до сих пор гордиться человечество — враг культуры, гуманности, демократизма. уважения к личности и пр. и пр.
Эти воззвания не только горячо и сильно написаны, но и подкреплены ссылками и указаниями на совершенно бесспорные факты — моральное разложение и хозяйственный распад, — эти итоги господства коммунистов в России — не отрицаются ведь и самими большевиками, даже теми из них, кто занимает ответственные правительственные посты.
Сколько раз в последнее время цитировали мы советскую „Правду" или Московские „Известия", в которых черным по белому выводились „красные ламентации" о разъедающем коммунизм красном жульничестве и выражалась необходимость „бить тревогу" по поводу общего развала.
И тем не менее указанные нами воззвания никак нельзя было бы признать лишними. Они все еще необходимы, ибо еще и до сих пор приходится вести борьбу с предубеждениями и недоверием, в которых закоснели некоторые демократические круги Запада в отношении к большевизму. Правда, эти предубеждения в последнее время все явственнее уступают слишком очевидным жизненным свидетельствам. Нам уже не приходится доказывать теперь, что борьба, которая ведется русской демократией в самой России и вне ее против большевистской власти—есть „контрреволюция".
Как прекрасно замечает сегодня Варшавский "Работник",—
"безумная тактика большевиков, которые сперва мечом, а потом коварным разбитием европейского рабочего движения старались „обмосковить" Европу, оттолкнула от Советской России широкие массы пролетариата. Советская Россия все больше теряет и ту моральную основу, которую она имела в надеждах и симпатиях европейского пролетариата. Советская Россия спровоцировала социалистическую Европу... А в самой России кипит недовольство, огненные языки которого вспыхивают время от времени."
Ясно, что с легендой о „контрреволюционности" русской демократии, боровшейся и борющейся против большевиков,—должно покончить. Тексты воззваний, с которыми кронштадтские повстанцы обращаются сейчас ко всему миру, подтверждают это также самым очевидным образом.
Причудливо сложный переживаемый нами исторический момент дало к этой общей и без того яркой картине еще одно характерное дополнение - в факте появления воззвания германских коммунистов, открыто требующих союза Германии с большевистской Россией...
Так резко и определенно обозначилась грань, отделяющая две борющиеся стороны.
Под углом этой столь выяснившейся общемировой конъюнктуры. европейская демократия, прежде всего, конечно, демократия Антанты—должна определить, как ответить ей на тот призыв, который доносится сейчас из Кронштадта.
Ведь, пожалуй, никогда еще, во всей мировой истории, не было призыва, с большим правом обращенного ко всему человечеству. Ибо воистину Кронштадт стоит сейчас на охране основ человеческой цивилизации от варварства и дикого сумасбродства, привезенных на разводку в запломбированной ампуле и развивился в бурный поток, который грозит затопить собой весь мир, яростно разбивается сейчас о твердыни маленького островка...
***
Генерал Козловский
В берлинских русских военных кругах полагают, что отмеченный в официальном большевистском сообщении генерал Козловский, возглавивший восстание, не кто иной, как генерального штаба полковник А. Р. Козловский. Временным правительством полковник Козловский, состоявший для особых поручений при военно-судном управлении и вместе с военными прокурорами генералом Шавловским и Батогом, производивший расследование по делу генерала Корнилова, был произведен в генералы.
Генерал Козловский одним из первых в свое время подчинился Бонч-Бруевичу и Крыленко.
Генерал Козловский имеет собственные дома в Кронштадте и Ораниенбауме, где его сестра владеет типографией.
После Брестского мира, во время наступления немцев на Петроград, совнарком поручил оборону столицы генералу Парскому, проф. Шверцу и комендантам Петрограда назначил Козловского.
***
Перехваченное радиотелеграфное воззвание кронштадтского гарнизона ко всем трудящимся, подчеркивает независимость кронштадтского восстания от каких-либо реакционных интриг.
Ревельское "Неродное Дело", орган эсеров, сообщает, что революционным движением в Кронштадте руководит правое крыло социалистов - революционеров. В воззваниях, выпущенных эсерами, на первом месте выставлено требование созыва Учредительного Собрания.
Советское Радио
Московская радиостанция разослала следующее сообщение:
"Сов. Россия переживает новый заговор и новое восстание. Эсеры и меньшевики вели в течение продолжительного времени провокационную агитацию и на сцене появился генерал Козловский. Старая история повторяется. Так в свое время появились на арене политических событий Колчак, Деникин и Врангель. Мы переживаем сейчас тяжелый период. Недостаток топлива значительно ухудшает продовольственное положение.
Чернов, меньшевики, ген. Козловский и агенты союзников пытаются снова ловить рыбу в мутной воде. Эта попытка, как и предыдущая, кончится ничем.
Поднятый командой Петропавловска бунт является несомненно только одной из подробностей громадного провокационного плана, с целью создать не только внутренние затруднения в сов. России, но и ухудшиться международное положение. Во главе этого движения стоят б. царский генерал и офицеры, деятельно поддерживаемые меньшевиками и эсерами".
Тоже радио отмечает, что кронштадские повстанцы чувствуют недостаток продовольствия и имеющихся в их распоряжении запасов хватит только на несколько дней. Офицерский корпус, утверждает то же радио, чувствуя неизбежность крушения восстания, уже агитирует за передачу Кронштадта Финляндии, чему противятся матросы.
По сведениям местных агенств
Бой на Васильевском острове
ГДАНЬСК, 9.III. По сведениям из Гельсингфорса, 37.000 матросов и войск кронштадтского гарнизона, предприняли поход на Петроград. Советское правительство выслало против них финляндский полк и китайские батальоны, а также 3 батареи артиллерии.
Столкновение произошло на Васильевском острове. Финляндскому полку удалось сбросить нападавших повстанцев на лед, но 6роненосец "Петропавловск" открыл по ним огонь и рассеял большевиков.
Троцкий принял верховное командование над войсками, борющимися против повстанцев.
По сведениям "Данцигер Цейтунг", за последние дни в сов. России арестовано много иностранцев, среди них большое количество членов Союза христианской молодежи. В Петроград и Москву стягивают войска со всех концов России для усмирения повстанцев.
(ПАТ)
Помощь восставшим
ПАРИЖ. 8. III. Здешний русский парламентский комитет обратился к представителю Соед. Штатов, заведующему американскими складами провианта, с просьбой взять на себя снабжение продовольствием восставшего Кронштадта.
Красная горка в руках повстанцев
"Пр. Веч." сообщает:
Финляндское посольство в Варшаве получило собственные сведения о положении в Сов. России. Согласно этим сведениям, война между Кронштадтом и Петроградом продолжается с большим ожесточением и революционеры имеют серьезный успех. Они овладели Красной Горкой, что, как утверждают сами большевики, предрешает вопрос об обладании Петроградом.
Сведения, полученные через Ригу, подтверждают эти известия и дополняют их сообщением о создании на Красной Горке нового правительства и о перерыве сообщения между Петроградом и Москвой.
Часть Петрограда занята восставшими
"Речи Посполитой" телеграфируют:
Согласно телеграмме "Политикен" из Гельсингфорса от 9 с. марта там получены сведения из Петрограда, что часть города занята восставшими. Но улицах происходят беспрерывные бои с применением пулеметов и артиллерии. В артиллерийском состязании преобладают антибольшевистские батареи. В своей прокламации матросы заявили, что они будут сражаться до тех пор, пока не победят изменников, или же сами погибнут под развалинами Кронштадта.
Бомбардировка Петрограда
ГЕЛЬСИНГФОРС, 8.III. 7-го марта в 5 час. 15 м., пополудни из Кронштадта началась 6омбардировка Петрограда. Одновременно с этим с батарей фортов Красная Горка и Тарховка (?) был открыт огонь в направлении Кронштадта. Бомбардировка продолжалась до 7 часов.
Вечером Троцкий вернулся в Петроград из Гатчины
ГЕЛЬСИНГФОРС, 8.III. Точно установлено, что Кронштадт выпустил по Петрограду до семи тысяч орудийных снарядов. Петроград в огне. Обезумевшие от ужаса и злобы жители города бросались на отступавших красноармейцев, душили их, убивали камнями и палками. По словам 6ежавших, — вид города не поддается описанию.
(Русспресс).
Красные отступают на Гатчину
ПАРИЖ, 6.III. Выборгский корреспондент "Общего Дела" сообщает, что части взбунтовавшегося флота, удалось высадить десант в окрестностях Ораниенбаума и занять этот город, Другая часть прорвалась в устье Невы и сделала высадку в Петрограде. Советская армия отступает на Гатчину, куда прибыл Троцкий и принял начальство над войсками.
Советское радио
РИГА, 9.III.— Здесь перехвачено советское радио из Москвы, помеченное 7 марта в котором, между прочим говорится:
„Контрреволюционеры в Кронштадте не сложили оружия в назначенный срок. Правительство социалистической республики не остановится ни перед чем, чтобы усечь лоб контрреволюционной гидре.
Сегодня утром славные войска красного Петрограда начали выполнение боевых приказов правительства республики".
(Р. Б. Д.)
Подробности бомбардировки Петрограда
СТОКГОЛЬМ, 9.III. Сообщения о занятии Красной Горки революционерами не подтверждается. Вместо того дошли новые подробности об обстреливании Петрограда фортами Кронштадта. После того, как ультиматум был отвергнут вчера в 4 ч. 15 м. пополудни, Кронштадт открыл огонь, который продолжался до полуночи и снова возобновился в 6 час. утра.
Береговые батареи отвечали. Положение осложнялось, тем что несколько фортов в окрестностях Кронштадта оставались в руках большевиков.
(ПАТ).
Свобода : Газ. полит., лит. и обществ. - Варшава, 1921 г. № 193, 10 марта
Еще по теме:
Кронштадтский мятеж (22 февраля - 2 марта 1921 г.)
Кронштадтский мятеж. Долой изменников!
....................
Кронштадт не сдается
Часть Петрограда занята восставшими
К кронштадтским событиям
|