nik191 Воскресенье, 23.07.2017, 01:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1495]
История искусства [165]
История науки и техники [182]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История науки и техники

Битва за скорость. Часть 1. Профессор Борис Вейнберг и его «Движение без трения»

 

Битва за скорость всегда была в центре внимания человечества. Очень хотелось как можно быстрее достичь цели, передвигаться из одной точки в другую за возможно меньшее время. К этому стремились все, а ученые создавали свои проекты, иногда по своей смелости превосходившие самые смелые фантазии.

Читая старые газеты, отыскал несколько статей 100-летней давности о двух таких ученых - французе Эмиле Башле (Emile Bachelet)  и профессоре томского технологического института Борисе Вейнберге, которые в начале ХХ века, когда и скорость в 100 км/час считалась запредельно высокой, мечтали и создавали проекты передвижения по земле со скоростью до 800 км/час.

Если Эмиля Башле на западе помнят, о нем пишут, снимают фильмы, то о Борисе Вейнберге практически не вспоминают. А ведь он своим проектом сверхскоростного способа передвижения даже обошел своего западного коллегу.

Именно поэтому хочу привести несколько статей из старых газет, посвященных разработанным этими учеными проектам скоростных железных дорог.

Первый рассказ о проекте Бориса Вайнберга, взятый из газеты "Сибирь" за июнь 1914 г. и основанный на лекции, прочитанной им в г. Иркутске.

 

Лекция профессора Б.П. Вейнберга в Иркутске.

 

8-го мая 1914 г. профессор Б.П. Вейнберг прочел в большом зале 1-го общественного собрания лекцию на тему: «Движение без трения». Лектор разделил свою лекцию на две части, причем, отведя в первой части выяснению общих вопросов физики, он во второй остановился на своей гипотезе движения без трения и вытекающего из нее практического результата—устройства безвоздушной электрической дороги, посредством которой можно развить неимоверную быстроту.

Есть одна особенность в историческом процессе: стоит одному народу завести у себя какую-нибудь «роскошь», как за нее ухватятся все остальные народы. Так, например, было с авиацией, - стоило завести ее у себя Франции, и теперь нет ни одной страны, которая обходилась бы без нее.

Есть один вопрос, в котором человечество заинтересовано наиболее сильно. Это вопрос о быстром движении. Мы стремимся ускорить нашу жизнь и тем, конечно, увеличить ее.

И отсюда практическая задача физики— ускорение передвижения вещественных тел.

Подойдя, таким образом, к основной теме своей лекции, проф. Вейнберг сжато напомнил законы физики, определяющие и нормирующие движение, подчеркнул процесс преодоления силы трения и силы тяжести в движении и затем уже перешел к объяснению спроектированной им безвоздушной электрической дороги, как способа развития колоссальной скорости передвижения.

Мысль о безвоздушном электрическом пути явилась из стремления бороться с силою тяжести и сопротивлением среды. Но бороться не теми способами и силами, какими борются теперь (т.е. ими же самими), а иными, например, магнетизмом.

И вот, в опыте с соленоидом (спиралью, концы которой включены в электрическую цепь) проф. Вейнберг видит эмбрион своей идеи.

Сущность безвоздушного электрического пути заключается в следующем. В герметически закупоренной трубе с выкаченным воздухом, окруженной электромагнитами пускается вагон, который силою этих электромагнитов поддерживается в безвоздушном пространстве так, что не касается стенок трубы.  Электромагниты расположены вне трубы на определенном расстоянии друг от друга и чрез равные промежутки и последовательно включаются один за другим. Таким образом, они втягивают вагон все дальше и дальше, не допуская его в то же время касаться стенок трубы - тоннеля, и он мчится с неимоверной быстротою, так как трение устранено. Одновременно с электромагнитами работают расположенные также чрез определенные промежутки соленоиды.

В отвращение могущей произойти катастрофы в пути, если бы вагон почему-либо уклонился и ударился в стенку трубы, устраиваются особые сигнальные приспосособления.

Путь можетъ иметь закругления, завороты, и чтобы регулировать правильность прохождения вагона, действуют те же электромагниты, соленоиды и сигнальные приспособления.

Вагоны, по проекту проф. Вейнберга, сигарообразные и вместимостью для одного человека.

Скорость, которую можно развить в таком безвоздушном пути—исчисляется им в 800 километров в час. Таким образом, расстояние от С.-Петербурга до Владивостока можно покрыть в 11 часов. Стоимость 1 версты такой дороги вычислена лектором в 250-360 тысяч рублей, в то время, как обыкновенная железная дорога обходится в 100 тысяч руб. за версту.

Но эта громадная разница в стоимости постройки, вполне компенсируется, по уверению лектора, удешевлением тарифа. Экономически дело это вполне возможное.


 

Свой проект проф. Вейнберг иллюстрировал чертежами на экране и детальными объяснениями, которые имели в большей степени интерес для специалистов-техников.

Но, понимая, всю идеальность своего проекта, лектор, несмотря на то, что им были совершены удачные лабораторные опыты в этом направлении (с опытами этими он ознакомил аудиторию), сам признался, что в настоящее время еще рано думать об осуществлении его идеи. И от идеала он перешел к компромиссу: устройство облегченного электрического пути. То-есть, такого пути, который, должен двигаться по тем же принципам, что и безвоздушный, но на открытом воздухе.

Отличаться он от теперешних железных дорог станет тем, что силою электромагнитов, находящихся над ним, он будет едва касаться рельсов: «легкими перстами», как выразился лектор.

К такому компромиссному решению следует идти. Но все же не нужно забывать и идеала.

Идеалом же безвоздушный электрический путь является потому, что, осуществив его, мы получим движение по эфиру, по пустоте. И тогда к трем средам, твердой, жидкой и газообразной, по которым в настоящее время осуществляется движение, прибавится четвертая—эфир.

И в этом идеале энергия будет передаваться через эфир, по эфиру...

 

Макет магнитной дороги в Томском технологическом институте.

В заключение лектор выражает надежду, что в ожесточенном споре, который ведут между собою твердая, жидкая и газообразная победит новая среда--эфир..

 

 

 

Еще по теме:

Битва за скорость. Часть 1. Профессор Борис Вейнберг и его «Движение без трения»

Битва за скорость. Часть 2. Эмиле Башле и его «Летучий поезд»

Битва за скорость. Часть 3. Эмиль Башле и Борис Вейнберг

Битва за скорость. Часть 4. А. Вернер о проекте Эмиля Башле

 

 

Категория: История науки и техники | Добавил: nik191 (09.06.2014)
Просмотров: 792 | Теги: скорость, Вейнберг, движение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Новости дня

» Block title


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz