О старинных музыкальных инструментах и интимной музыке - 2 - История искусства - История. События и люди. - Каталог статей - Персональный сайт
nik191 Четверг, 08.12.2016, 06:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1987]
История искусства [167]
История науки и техники [184]

» Друзья сайта
  • Хочу квартиру
  • Наши таланты
  • История и современность

  • » Block title

    » Block title

    » Block title

    Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

    О старинных музыкальных инструментах и интимной музыке - 2

     

    Во всех материалах по старым газетам и журналам сохранена стилистика и орфография того времени (за исключением вышедших из употребления букв старого алфавита).

     

     

    О СТАРИННЫХЪ МУЗЫКАЛЬНЫХЪ ИНСТРУМЕНТАХЪ И ИНТИМНОЙ МУЗЫКѢ

    (продолжение. Начало)

     

    Звуки клавихорда, нежные и тихие, полные неизъяснимой прелести, совершенно стушевывались не только перед органом, но даже перед лютней. Мягкая вибрация, присущая этому инструменту, делала отдельные тоны не ясными и расплывчатыми, ибо чем сильнее играющий нажимал на клавишу, тем выше подымал металлический язычок самую струну. "Бездушное" фортепиано наших дней, более совершенное по механизму, конечно чуждо таких неопределенных, звукообразований, но зато, с прогрессом техники, исчез бесследно источник чистейших музыкальных наслаждения, весь аромат и эфирность старой звуковой поэзии, ея обаятельная грация.

    Однако, логика истории, поставившая клавир во главе музыкальнаго развития Европы, уже в начале XV века потребовала замены интимнаго, замкнутаго в себе клавихорда другим инструментом с ровным, сильным, ясным звуком. Наряду с клавихордом выступает впервые в Италии, а затем и на севере, новый клавишный инструмент, известный в летописях музыки под странным именем клавицимбала.

    Это неприятное для нашего уха название показывает, что прототипом его являются вульгарные цимбалы, обладающие гулким резким звуком, который получается при ударе молоточками по стальным струнам разной длины и настройки. Инструменты подобнаго типа, еще поныне входящие в составь "румынских" оркестров, были весьма распространены, как в западной Европе, так и у нас. История музыки сохранила имена некоторых виртуозов-цимбалистов, доведших технику игры до высокаго совершенства. К числу их принадлежит и некий баварский артист, стяжавший себе великую славу при дворе императрицы Елизаветы Петровны. "В государеву радость" цимбалисты играли уже при Михаиле Феодоровиче во время Высочайших выходов.

     

     


    Рис. 2. Италианские цимбалы (XVIII в.).

     

    Цимбалы, в чем легко можно убедиться при рассмотрении рис. 2 (превосходный образец итальянскаго происхождения, начала ХVIII века), до известной степени напоминали наши гусли "яровчатыя", чем объясняется их приспособленность к обиходу древней русской жизни.

    Главное отличие клавицимбала (цимбала с клавишами от клавихорда заключалось, следовательно, в том, что у перваго каждой клавише соответствовала, как и в современных роялях, особая, настроенная в известном тоне струна, вследствие чего не имелось больше надобности в системе подставок. Вместо тангентов клавихорда, здесь применялись деревянныя палочки, на верхних концах которых были насажены маленькие заостренные кусочки вороньяго крыла, твердой кожи или эластичные штифты, зацеплявшие струны. Для усиления звучности клавицимбалы обыкновенно строились двух или треххорнымн, т. е. для каждаго тона имелись три струны, приводившияся в колебание каждая отдельно.

    Клавицимбалы раньше всего приобрели права гражданства в Англии, и в эпоху Шекспира изящные небольшие инструменты сделались предметом особаго любительства. Сама королева Елизавеста была превосходной клавесинисткой, и долгое время историки музыки полагали, что английское название инструмента "вирджинель" (встречающееся впервые в 1510 году, то есть за двадцать лет до ея рождения) хранит для наших поколений память о королеве-девственнице (virgо).

     



    Рис.3. Вирджинэль королевы Елизаветы (XVI в ).


    Мы воспроизводим на рис. 3 фотографический снимок с богато орнаментированнаго королевскими гербами, золотом и кармином инструмента, принадлежавшаго самой Елизавете. Клавицимбал этот, построенный из редкаго кедроваго дерева, венецианской работы. При Феодоре Иоанновиче посол Елизаветы привез царю Московии в подарок подобнаго рода клавицимбал, с соответствующими "игрецами". Анилийский бытописатель Руси рассказывает, что "царица Ирина Феодоровна, рассматривая подарок, особенно поражена была наружностью клавикордов, которые были раззолочены и украшены финифтью, и восхищалась гармонией этих музыкальных инструментов, никогда ею невиданных и неслыханных. Тысячи народа толпились у дворца, чтобы их послушать.

    Сами по себе, первые вирджинэли оставляли желать многаго в смысле красоты звукав и их важнейшим недостатком была отрывистость, жесткость и сухость тона. В конце XVI века проставленным амстердамским мастером Гансом Рукерсом было сделано чрезвычайно важное улучшение клавирных механизмов. Он стал впервые изготовлять вирджинэли с двумя клавиатурами. Когда играли на верхней клавиатуре задевалась лишь одна струна, при нажиме же на клавишу нижней в колебание приводились две струны, и вирдженэль звучал с удвоенной силой и блеском.

     



    Рис. 4. Вирджинэль с двумя клавиатурами работы Рукерса (XVI в.).


    Рис. 4 представляет собой снимок вирджнинеля с двумя клавиатурами из мастерской Рукерса. Клавиатуры не расположены параллельно, как это было бы всего удобнее для играющаго, а рядом, на некотором отдалении друг от друга. На крышке изображена история Аполлона и Марсия, излюбленный мотив для художественнаго украшения клавиров. Еще в начале XVIII века амстердамские клавицимбалы пользовались большой известностью и находили широкий сбыт. Лучшие голландские художники зверей и мертвой природы, Франк, Ян ван Хейзум, расписывали их своей искусной кистью, так что цена инструментов достигала 3.000 ливров. Но, увы!—покупатели часто, с целью сохранения живописи знаменитых мастеров, разбирали по частям самый клавицимбал.

    В пятидесятые годы этого столетия производство клавишных инструментов достигло большой степени совершенства и в Англии. Лондонские "гарпсихорды" (клавицимбалы с двумя параллельными клавиатурами), благодаря остроумным приспособлениям для различных видоизменений звучности, давали очень сильный, ровный тон.

    В то время, как англичане высказывали предпочтение инструментам, приближающимся уже к современным концертным роялям, во Франции любители музыки особенно ценили небольшие клавицимбалы с одной клавиатурой, "спинеты", названные так по имени мастера Иоанна Спинетуса, жившаго в начале XVI века и Венеции.

    Особенно прославился своими клавесинами (так назывались большие спинеты во Франции) парижанин Паскаль Таскэн, построивший в 1768 году инструмент, "en peau de buffle". Сущность его изобретения заключалась в том, что, наряду с перышками и эластичными штифтами, он применял язычки из буйволовой кожи, которые, по словам проспекта, им выпушеннаго, "ne pincent plus, mais caressent la corde". Так называемую "jeu de buffle" можно было пускать в ход отдельно или одновременно с перьями. Действительно, по мнению тогдашних знатоков, инструменты Таскэна превосходили все, что до тех пор было сделано в области клавирнаго строительства. Их сладкий, мягкий, бархатный звук давал, при помощи регистров, приводимых в действие рукой или ногами клавесиниста, различныя наростания силы. Басовые тоны отличались необычайной густотой и содержательностью. К сожалению, мы не можем продемонстрировать пленительной звучности изящнейшаго клавесина Таскэна из наследия королевы Марии Антуанеты.



    Рис. 5. Клавесин работы Паскаля Таскэна, покрытый живописью ван Мейлена (XVII в.).


    Паскаль Таскэн упрочил славу клавесина в музыкальном мире. Его изобретение быстро распространилось заграницей. Усовершенствованные клавесины стали строиться у нас при императрице Екатерине II, "l'art de toucher le clavesin" привлекал уже тогда представительниц придворных кругов.

    Но все же царство клавесина близилось к концу. Еще в 1711 году итальянцем Кристофори изобретен был новый клавишный инструмент, с течением времени окончательно вытеснивший существующие старые типы. Кристофори заменил систему тангентов и крылышек молоточками, ударявшимися о струны и заставлявшими их, таким образом, звучать. В то время, как на самых совершенных клавицимбалах можно было добиться лишь скудных оттенков звучности, простое прикосновение пальцев к клавишам новаго инструмента давало возможность усилить звук от нежнейшаго пианиссимо до громового фортиссимо. Итальянский мастер окончательно сконструировал механизм, содержавший уже все существеннейшия части наших современных роялей. Благодаря новому способу "передачи", при помощи молоточков, сила звука зависела исключительно от силы нажима на клавишу, что открывало возможность тонкой нюансировки при исполнении композиций для клавира. Кристофори назвал свой инструмент "Grаviсеmbalо (искаженное "сlаviсеmbalо"), соl рiаnо а fоrte".

     

    По материалам журнала "Столица и усадьба" №34 1915 г.

     

    Еще по теме:

    О старинных музыкальных инструментах и интимной музыке - 1

    О старинных музыкальных инструментах и интимной музыке - 2

    О старинных музыкальных инструментах и интимной музыке - 3

    О старинных музыкальных инструментах и интимной музыке - 4

     

     

     



    Источник: http://история, инструменты, музыка
    Категория: История искусства | Добавил: nik191 (22.05.2016)
    Просмотров: 82 | Теги: история, инструменты, музыка | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    » Block title

    » Яндекс тИЦ
    Анализ веб сайтов

    » Block title

    » Block title

    » Block title

    » Статистика

    » Block title
    senior people meet contador de visitas счетчик посещений

    » Информация
    Счетчик PR-CY.Rank


    Copyright MyCorp © 2016
    Бесплатный хостинг uCoz