О старинных музыкальных инструментах и интимной музыке - 4 - История искусства - История. События и люди. - Каталог статей - Персональный сайт
nik191 Пятница, 09.12.2016, 04:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1987]
История искусства [167]
История науки и техники [184]

» Друзья сайта
  • Хочу квартиру
  • Наши таланты
  • История и современность

  • » Block title

    » Block title

    » Block title

    Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

    О старинных музыкальных инструментах и интимной музыке - 4

     

    Во всех материалах по старым газетам и журналам сохранена стилистика и орфография того времени (за исключением вышедших из употребления букв старого алфавита).

     

     

    О СТАРИННЫХЪ МУЗЫКАЛЬНЫХЪ ИНСТРУМЕНТАХЪ И ИНТИМНОЙ МУЗЫКѢ

    (окончание. Начало)

     

    С исчезновением виол в область преданий ушло и интимное искусство звука, не нуждающееся в постижении духовном н ощущаемое одними нервами, как нежная ласка. В последние годы мы, благодаря упомянутой в начале статьи ассоциации артистов, овладевших сложной техникой игры на этих камерных "раx ехсеllenсe" инструментах, имеем возможность приобщиться к источнику чистых, ничем не замутненных звуковых радостей.

    В XVI и XVII веках лютня играла не менее важную роль и также распространена была среди любителей музыкальнаго искусства, как фортепиано в наши дни. Постепенно она вытеснена была клавесином, вполне приспособившимся к характеру лютневой музыки. В былыя эпохи лютня (известная уже египтянам, насколько можно судить по надгробным памятникам) заменяла собой как клавир и скрипку, так и арфу в оркестре.

    Три лютневых инструмента, включенных в собрание иллюстраций настоящаго очерка, прекраснейшие образцы того, как развивался этот музыкальный инструмент.

    Но совершенно забытой оказалась более старая обширная литература для лютни, того "инструмента Господня", который, наряду с виолой, является неизменным аттрибутом всех ангельских хоров на картинах итальянских и нидерландских примитивов.
    Три лютневых инструмента, включенных в собрание иллюстраций настоящаго очерка, прекраснейшие образцы того, как гармонично сочетаются у лучших мастеров художественная законченность с музыкально-техническими требованиями.

     



    Рис. 11. Лютня королевы Елизаветы, работы Иоанна Рози (1580 г.).


    Из них прелестная лютня, рис. 11. была изготовлена в 1580 году знаменитым старо-английским лютневым мастером Иоанном Рози для королевы Елизаветы. Изящно оконтуренный инструмент этот украшен раковиной с жемчугами на оборотной стороне. Мягкая светлокоричневая полировка деки, с большим вкусом обрамленной изумрудно-зеленой полосой, к сожалению, не может быть передана на черном фотографическом снимке.

     



    Рис. 12. Теорба Падуя. (XVII в.).


    Большая басовая лютня, Тhеоrbо, рис. 12, переносит нас на родину Петрарки в Падуу... Воскресают в памяти дивныя строфы сонета, посвященнаго музыке, нежно шелестят давно умолкшия струны; грациозныя вариации на народную песню, спокойно величавая паван,. радостная гальярда, чаруют наш слух... О творце этого изумителынаго по красоте инструмента, Джованни Кребаре, никаких биографических данных не сохранилось, известно лишь что он работал в первой половине XVII века. А между тем это был совершенно исключительно одаренный художник. Все пропорции и линии лютни, резьба по слоновой кости (мифологическая сцена на грифе), задуманы с редким художественным чутьем.

    В семье лютен теорба занимала такое же место, какое "violа da gаmbа" занимала среди виол. Стремление к расширению ея регистра привело к особой сложности конструкции теорбы, применению особаго резонанснаго ящика для басовых струн (бурдонов) и чрезмерному удлинению шейки. Но сколько величавой красоты заключено в такой своеобразной внешности, показывают картины Веронезе ("апофеоз Венеции" и "музыка" в веронском "museo civiсо"), на которых басовая лютня всем существом своим воплощает великолепие эпохи возрождения.

    В XV веке теорба из Италии проникла в Польшу, а оттуда уже постепенно стала распространяться в Малороссии, гле в начале считалась "панским" инструментом (15-ти струйная бандура) и только в начале ХVІІI столетии вошла в обиход народной жизни.



    Рис. 13. Сеtеrа  XVI в.


    Небольшая cеtеrа XVI в.  в Модене (рис. 13) переходный тип от лютни к гитаре. Мы приводим отдельно любопытныя детали скульптурных украшений, розетки и орнамента деки, разработаннаго с отменным вкусом.
    Капризная звучность цетеры применена была Моцартом в гениальной серенаде Дона Жуана.

    В настоящее время этот аккомпанимент даже при лучших постановках "Дон Жуана" заменяется неуклюжим пичиккато скрипок, хотя игра на cеtеrа доступна каждому мандолинисту. До известной степени такую замену можно считать символичной, ибо ни в одной из областей искусства не утеряно столь безвозвратно чувство стиля и верности исторической традиции, как в музыке, этом интимнейшем проявлении творческаго гения человека.


    Евгений Браудо.

     

    По материалам журнала "Столица и усадьба" №34 1915 г.

     

    Еще по теме:

    О старинных музыкальных инструментах и интимной музыке - 1

    О старинных музыкальных инструментах и интимной музыке - 2

    О старинных музыкальных инструментах и интимной музыке - 3

    О старинных музыкальных инструментах и интимной музыке - 4

     

     



    Источник: http://история, инструменты, музыка
    Категория: История искусства | Добавил: nik191 (22.05.2016)
    Просмотров: 81 | Теги: история, инструменты, музыка | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    » Block title

    » Яндекс тИЦ
    Анализ веб сайтов

    » Block title

    » Block title

    » Block title

    » Статистика

    » Block title
    senior people meet contador de visitas счетчик посещений

    » Информация
    Счетчик PR-CY.Rank


    Copyright MyCorp © 2016
    Бесплатный хостинг uCoz