По материалам периодической печати за июнь 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Политическое обозрение
Пересмотр договоров
Французский министр снабжений Альбер Тома 31-го мая, накануне своего отъезда из Петрограда, посетил Временное Правительство. Министр иностранных дел М. И. Терещенко вручил ему при этом ноту относительно пересмотра соглашений, касающихся конечных задач войны.
Временное Правительство предлагает созвать для этой цели конференцию представителей союзных держав. Обсуждению конференции не должно подлежать лишь соглашение, подписанное в Лондоне 5-го сентября нового стиля 1914 г. и исключающее возможность заключения одной из союзных держав сепаратного мира.
Вопрос о пересмотре договоров, связывающих Россию с прочими союзными державами, имеет довольно длинную историю.
Требование такого пересмотра было предъявлено Временному Правительству левыми партиями вскоре же после его образования. Крайние социалистические группы, большевики и меньшевики-интернационалисты шли, собственно говоря, еще дальше. Они добивались немедленного опубликования всех существующих договоров, которое, очевидно, было бы равносильно их расторжению. Более умеренные социалисты, руководящие деятельностью петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов, были благоразумнее.
Хорошо понимая, какими неисчислимыми бедствиями угрожал бы России разрыв с Англией и Францией, они звали Временное Правительство на тот путь, на который оно и вступило 31-го мая.
Они рассуждали следующим образом. Русское правительство, под давлением «революционной демократии», отказалось от захватных целей. Пусть теперь союзные правительства сделают то же самое. Когда это будет сделано, Германия будет приперта к стене. Либо она тоже откажется от всяких захватов, и тогда сразу создастся почва для скорого заключении общего мира, либо она будет упорствовать в своем «империализме», и тогда против нее грозно восстанет вся международная демократия.
Временное Правительство первого состава не усвоило этой точки зрения «революционной демократии». Поэтому против него и, в частности, против министра иностранных дел П. Н. Милюкова было организовано „народное движение" на улицах столицы, приведшее к известным событиям 20—21-го апреля. Новое коалиционное Правительство подчинилось воле Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. Открыто поставив своею целью „скорейшее заключение всеобщего мира", оно обещало предпринять совместно с союзниками „подготовительные шаги" к пересмотру существующих договоров.
Группа держав, борющихся с Германией, создалась не сразу, а постепенно. В процессе ея возникновения и развития между ее участниками неоднократно заключались соглашения, определяющие их взаимоотношения, их права и обязанности. Таким образом сама по себе идея пересмотра этих соглашений не представляет ничего трагического. Все дело в том, тактично ли и целесообразно ли возбуждение вопроса о пересмотре именно в настоящий момент и именно со стороны России.
По самому существу вещей задачи мировой войны могут быть разделены на две категории. К первой относятся задачи, так сказать, общечеловеческого характера. Задачи второй категории имеют характер эгоистическо-национальный. Державы антигерманской коалиции думают, что в результате победы союзного оружия будет установлен прочный мир и положено начало новой организации международного общения. Постольку они считают, что, борясь с Германией, они борются за высшие идеалы человечества.
Но в то же время каждая из держав согласия ожидает от победоносного исхода войны удовлетворения своих „личных" насущных интересов. Так Франция добивается возвращения отторгнутых у нее в 1871 году провинций. Италия и Румыния стремятся к завершению своего национального единства. Россия желает обеспечить себе — в той или иной форме — свободу торговых сношений через проливы.
Совершенно естественно, что союзные соглашения ставят удовлетворение национальных задач отдельных держав Согласия в зависимость от степени их участия в общем деле борьбы с общим врагом. В частности, если Англия и Франция согласились признать право России на приобретение Константинополя и проливов, то этим они наглядно доказали, как высоко они ценили наше военное и политическое сотрудничество.
Признание это было закреплено особым договором, заключение которого справедливо рассматривалось как крупный успех русской дипломатии. Поднимая вопрос о пересмотре союзных соглашений, наше Временное Правительство само ставило на первую очередь пересмотр именно этого договора и следовательно роковым образом натравляло острие всей „ревизионной" кампании против жизненных интересов России.
Теперь уже ни для кого не секрет, что весною этого года союзники намеревались дружным согласованным наступлением на всех фронтах нанести последний удар государствам центральной Европы. Были разработаны планы, распределены роли и намечены сроки. В соответствии с общей схемой наступления, была установлена и роль России, которая была поэтому снабжена в изобилии орудиями и снарядами.
Февральская революция спутала расчеты союзных штабов. Однако наступление было не отменено, а только отложено. Предполагалось, что после спада первой революционной волны русская армия окажется не только не ослабленной, но даже усиленной, и что план последней решительной кампании будет выполнен хотя и с некоторым опозданием.
К несчастью, эти предположения не оправдались, безответственная агитация наших „интернационалистов" совершенно дезорганизовала русскую армию и разрушила единство союзного фронта. Фактически Россия „вышла из войны". Благодаря водворившемуся на русском фронте затишью, германцы всей своей силой надавили на англо-французские войска и вскоре остановили их победоносное наступление.
Но наши Союзники не впали от этого в отчаяние. Как раз к моменту утраты русской армией ее боеспособности обнаружилось, что для России найдется заместитель. Северо-Американские Соединенные Штаты заявили о своем решении сформировать армию численностью в десять миллионов человек и открыть союзникам в целях успешного доведения войны до конца неограниченный денежный кредит. Союзники поспешили вступить в самое тесное общение с великой заокеанской республикой. Флот Соединенных Штатов уже прибыл в европейские воды. Особая военная миссия во главе с знаменитым маршалом Жоффром работает над созданием и обучением американских полков. Американские заводы усиленно строят для Англии и Франции аэропланы. Налаживается регулярной снабжение союзников американским зерном.
Словом, отчетливо вырисовываются очертания новой антигерманской коалиции, и открываются перспективы дальнейшего ведения войны союзниками без нас, а если угодно, и против нас. До революции Германию плотно охватывало кольцо держав Согласия. Теперь это кольцо разорвано. Но вместо него выковывается другое еще более обширное и могучее кольцо. Только Россия уже не получает места на обводе кольца, в качестве составной его части. Она постепенно перемещается внутрь кольца, которое угрожает задавить ее вместе с Германией.
Несмотря на все это, мы упорствуем в своем требовании пересмотра договоров. Раздираемая внутреннею смутой, обессиленная в военном отношении, Россия все-таки претендует на то, чтобы ее союзники, сохранившие всю свою боевую мощь и весь свой моральный закал, „равнялись" по ее политике.
Предварительные ответы, полученные нами от Англии и Франции, ясно показывают, во что при данных условиях превратится союзная конференция для пересмотра договоров. Союзники охотно соглашаются на пересмотр, но полностью и категорически удерживают свои национальные требования. Пересмотр договоров оказывается поэтому возможным только за счет и в ущерб интересам и достоинству России.
Проф. К. Соколов
Солдат к офицерам
Товарищи!
Третий год продолжается в истории народов кровопролитнейшая война. Мы воевали и нас продавали. Имена изменников известны теперь всей свободной России, и справедливое возмездие ждет их. Сколько нужной жизни пало на поле брани, вследствие упрямства грубого и продажного правительства.
Мы воевали и знали, что воюем не для себя и не для народа, а для горстки людей, предателей, захвативших власть в свои обагренные мученической народной кровью руки.
Прошло немного времени. Мы переродились — и к вам, товарищи-офицеры, мы обращаемся с просьбой:
будьте нашими искренними друзьями, примкните к нам, не печатайте в своих «Искосолах» (типография, в кот. печаталось воззвание. Ред.) буржуазных, провокаторских воззваний, в которых вы звоните во все колокола: «Война до полной победы». Не надо нам сидеть в окопах без дела.
Товарищи-офицеры, неужели вам нужна наша невинная кровь?
Товарищи-офицеры, не отгораживайте своих Искосолов от наших солдатских комитетов, искренними друзьями примкните к нам и тесно, рука об руку, пойдем мы вместе до водворения демократического республиканского строя.
Товарищи-офицеры, раньше вы были начальниками забитых, бесправных рабов. Теперь вы являетесь вождями великого вооруженного народа свободной России и вас будет благодарить весь народ, а не кучка продажных людей, которым нужна была невинная кровь наших павших братьев.
Товарищи-офицеры, пора уже категорически требовать от буржуазии и землевладельцев ответа о войне и мире, ведь война продиктована ради жадных аппетитов буржуазии и помещиков, море крови, горы трупов и калек, разорение целых областей стали жертвой этих приверженцев: они скрываются за нашими плечами, они любят погреть руки на мировом пожаре. Мы должны положить конец этой братоубийственной войне.
Товарищи-офицеры, не давайте таких воззваний, как «Искосол» 12-й армии, еще не насытившейся кровью.
Товарищи-сотрудники, обратите внимание на воззвание офицерского собрания 12-й армии, будто бы оно напечатано с воззвания Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов, но мы нигде еще подобных ему не встречали. Неужели Петроградский Совет только нашел нужным обратиться с таким воззванием к офицерам вышеуказанной армии? Это не ихняя ли собственная выдумка? Они категорически настаивают наступать до конференции, а то, говорят, Россию разделят союзники.
Все одурачивают нас.
Солдат Пахомщин.
От ред. Видимо, автор письма так удивлен призывом Петр. Совета к наступлению, что отказывается верить в подпись Совета. Автор считает «выдумкой», что Совет мог звать к наступлению... Увы! народники и меньшевики не укрепляют доверия к Совету...
Еще по теме:
Революция. 1917 год. Предисловие
.............................................................................
К событиям в Севастополе (июнь 1917 г.)
Всероссийский съезд советов (июнь 1917 г.) - Ленин: "Есть такая партия"
Всероссийский съезд советов. Заседание 8 июня 1917 г.
Революция. Обзор печати (первая декада июня 1917 г.)
Революция. Пересмотр договоров. Июнь 1917 г.
Казачий съезд (7 июня 1917 г.)
|