
Разумеется понятие о красоте условно в отношении различных рас, но понятие о ней заметно одинаково для всех индо-европейских рас.

Одежда является для женщины могучим орудием борьбы за красоту. У мужчин одежда прежде всего возбуждает любопытство и стремление к победе, нередко желание удваивается при мысли о препятствии. Очень часто мы видим, что возбуждение мужчины падает вместе с одеждой женщины.
М. Прево говорит:
«нагая женщина—разгаданная шарада».
Возможно, что модный оттенок красоты кроется больше в складках юбки, в выборе цвета материи, чем в эстетике женской анатомии.

Впрочем, чувство формы и цвета скорее дело воспитания и даже, пожалуй, образования.
Зная, например, закон цветов, открытием которого мы обязаны Шеврелю, легко быть колористом или, вернее, им стать. Цветом можно, по желанию, сделать женщину красивой или дурной.
«Противополагая дополнительные цвета, можно довести цвет или оттенок до крайняго предела яркости и интенсивности».
(Желая восстановить в памяти наших читательниц закон цветов, открытый Шеврелем, служащий основой эстетики женского туалета, мы перепечатаем в ближайшем № главу о красках из соч. Г. Прево, когда-то данного нами, как премия.)
Достаточно знать, что у желто-зеленого дополнительный цвет фиолетово - красный; у оранжево-красного—голубовато-зеленый и т. д., чтобы не заставить звучать дисгармонирующие оттенки, а это называется «иметь вкус».

Дама очаровалась тонами фиолетового шелкового платья, выставленного в окне магазина рядом с желтым платьем. Дело в сочетании цветов. Платье приносится домой, материя оказывается имеет грязноватый, линючий цвет. Дама воображает себя обманутой, на самом же деле она была жертвой закона Шевреля...
Красный и зеленый цвета придают стройность, желтый и синий толстят. Маленькая стройная женщина будет меньше и стройнее в черном. Большая и полная женщина в белом туалете покажется ярмарочным колоссом. Вертикальные полосы утончают, горизонтальные утолщают и т. д. Полные женщины должны избегать носить слишком облегающие платья.

Широкие одежды подходят худым особам, тогда как полная дама должна остерегаться рюшей и оборок. Тоже самое можно сказать о сборках на юбках, уродуя полных, они чудно идут тонким и стройным женщинам.
Серые и белые чулки прекрасно облегают красивую икру с тонкой щиколоткой, к полной ноге лучше всего подходит тонкий черный чулок.

Закон Шевреля применим к одежде, костюму, подкраске лица, окраске волос. Надо бояться как чумы дисгармонии цветов, она вызывает всюду и везде уродливость и делает смешным. Не надо слепо повиноваться моде, зачастую неподходящею.
Прочтите мнение Шевреля о женских шляпах:
«Черная шляпа с перьями или белыми, розовыми или красными цветами идет блондинкам. Годится она и брюнеткам, но не так эффектна. Для брюнеток можно добавлять оранжевые или желтые перья и цветы...
Матово-белая шляпа вполне подходит только белому и розовому цвету лица, блондинкам и брюнеткам одинаково. Другое дело газовые, тюлевые и креповые шляпы, они идут ко всякому цвету лица.

Для блондинки белую шляпу можно украсить белыми или розовыми цветами, особенно же хорошо идут голубые: брюнеткам не идут синие и голубые цвета, а следует предпочитать красные, розовые, оранжевые.
Светло-синие шляпы годятся исключительно блондинкам; отделывать их можно иногда желтыми или оранжевыми цветами, но никогда не выбирать розовых или фиолетовых цветов. Брюнетка, рискующая одеть синюю шляпу, не обойдется без оранжевой или желтой отделки.

Зеленая шляпа выгодно оттеняет нежные белые и розовые лица. К зеленой шляпе идут белые, красные и особенно розовые цветы.
Розовая шляпа не должна непосредственно касаться кожи, но отделяться волосами или отделкой, белой или, что лучше еще, зеленой.
Белые цветы с пышной зеленью весьма эффектны на розовом.
Красная, светлая или темная шляпа годится только сильно окрашенным лицам.
Следует избегать желтых и оранжевых шляп. Очень остерегаться лиловых шляп, которые всегда не выгодны для цвета лица, разве только если шляпа отделена от лица не только волосами, но еще и желтыми отделками, брюнетка же может рискнуть одеть такую шляпу лишь с синей или фиолетовой отделкой».
По Лорану Гзель
«окраска туалета в общем должна являться дополнительным цветом носительницы. Общая окраска является итогом всех оттенков, составляющих туалет, т. е.: цветы на шляпе, корсаже, платье, ленты на талии... Блондинка, светлая, выберет бирюзовый цвет; золотистая—зеленовато-голубой: рыжая — зеленый, брюнетка цвета воронова крыла—красный. Шатенке следует выбирать фиолетовый».
«Желтый туалет—белила брюнеток», сказал Бальзак.
Важную роль для выражения лица играет расположение волос и их прическа: гладкие волосы делают черты лица мужественными, пробор по середине придает женственность.

Понятно, мы не можем здесь описать с точки зрения эстетики дамские прически, головные украшения: гребни, шпильки, вуали, цветы и т. д., разнородные одежды и головные уборы, все, что женщина разнообразит соответственно своей красоте и, увы и капризу модисток.
Вуд доказал, что следует изъять из употребления вуалетки с мушками, в виду того, что они вызывают расстройство зрения, головокружения, головные боли. Всякий рисунок вообще на вуалетке вызывает опасные зрительные напряжения. Кроме того, туго натянутая вуалетка нарушает правильное кровообращение и предрасполагает к красноте лица.
Костюм, как известно, может обрисовывать формы хорошенькой женщины, не уродуя их, но не следует забывать, что все части тела солидарны и что общее впечатление должно быть гармонично, пластический ритм должен соответствовать внутреннему—истина, которую выразил Дидро, сказав, что горбатого можно узнать по ногам. Даже, когда ходит птица, видно, что у нее есть крылья.
Декоративное, ритмичное платье должно быть удлинено вдоль и облегать в ширину. Не следует стягивать талию.

Нет ничего глупее как пристрастие к тонкой талии. Кроме опасного смещения сосудов вызываемого этой привычкой, в стягивании нет ничего эстетического. Ни худым, ни полным не идет перетянутая талия, слишком уродующая фигуру.
«Перерезанная на двое, как оса, женщина оскорбляет зрение и заставляет страдать воображение», - сказал Руссо.
Высокие каблуки вредны, но надо признаться, что они стройнят ногу и придают гибкость фигуре.
«Женщины, носящие плоскую обувь, неуклюжи и тяжеловесны»
утверждает Ретиф, поклонник женских ножек. Грация женского тела кроется в гибкой волнистой линии. Украшения оживляют художественный предмет, но необходимо для этого терпеливое участие опытной и умелой портнихи.
Вид новизны отвратителен, Императрица Евгения всегда внушала своим поставщицам, что
туалеты будучи «новыми», все же должны иметь вид «уже ношенных».
(См. окончание в след. номере)
Еще по теме:
Полезные советы от наших прапрабабушек. Гигиена осанки -1
Полезные советы от наших прапрабабушек. Гигиена осанки -2
Полезные советы от наших прапрабабушек. Гигиена осанки -3
|