30 (17) ноября 1915 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
Западный фронт
Кроме слабой легко прекращенной попытки немцев атаковать наше расположение в районе реки Аа Курляндской, западнее озера Бабит, на всем фронте вчерашний день было спокойно.
Кавказский фронт
В прибрежном районе Черного моря, юго-западнее Хопы, удачные поиски наших разведчиков.
У селения Тев, севернее Тортумского озера, разведчики спустились в пропасть по веревкам и неожиданным налетом рассеяли партии турок, захватив у них оружие.
В районе Дутаха, на реке Евфрате, и в востоку от Мелязгерта положение без перемен.
В районе Арджиша, на северном берегу Ванского озера, у селения Хоп-Кепри были столкновения с курдскими формированиями. Последние, понеся серьезные потери, отступили в горы.
В Персии, к югу от Урмийского озера, в районе селения Кала-Пасва наши войска имели столкновение с турецкими и курдскими скопищами, которые, не выдержав нашего натиска, бежали в Турцию.
На тегеранском направлении после прибытия наших войск в г. г. Эгни, Имам и Кередж отметить нечего.
Северный фронт
17-го ноября.
Боевых столкновений не было.
Западный фронт
17-го ноября.
Боевых столкновений не было.
Юго-западный фронт
17-го ноября.
Боевых столкновений не было.
Кавказский фронт
17-го ноября.
На южном берегу Ванского озера наши передовые части, преследуя отступающие из района Варкуниса турецкие войска, продвинулись на переход в направлении к Битлису.
Что принесла Германии морская блокада?
Этого вопроса не раз касалась печать разных стран. Подробное обсуждение его и категорический ответ на него дает нью-йоркский журнал "Wогd`s Work» („Мировая работа"). Вопрос поставлен так:
Достигла ли блокада своей цели? Изолирована ли Англия? Принесла ли она Германии пользу, равную вреду, который причиняет ей вызванная безбожным применением этой меры мировая вражда?
Проверка достигнутых результатов дает факты и цифры, сами по себе, положим, достаточно ужасающие, но требующие освещения путем статистики и сравнений.
Блокада вошла в силу 17-го февраля н. ст., „Лузитания" потоплена 7-го мая. За эти 78 дней было потоплено 90 судов: 63 английских, 5 французских, 3 русских, остальные нейтральные американские, голландские, шведские, норвежские, одно датское, одно греческое. На первый взгляд - много, очень много. Но взгляд изменится, если приложить масштаб сперва арифметики, потом истории. 90 судов в 78 дней: это дает 1 1/6 судна в день. В 1912 году Великобритания имела 3.386 парусников и 9.072 парохода, всего 13.058 судов, занимавшихся домашней побережной и заграничной торговлей. На уничтожение этих судов, считая по 1 1/6 в день, потребуется 11.257 дней, иначе сказать 30 лет, 10 месяцев и 7 дней, не включая сюда новых судов, которые за это время будут строиться.
Исторический масштаб дает результат не более утешительный для Германии.
В 1812 году Соединенные Штаты воевали с Англией, военный флот которой, будучи несравненно больше и лучше американского, держал все атлантическое побережье под строгой блокадой. И все же, в эту три года длившуюся войну, американские военные корабли и каперы отобрали у англичан до 2.500 судов, средним числом около 2 1/2 в день.
Судя по всем этим данным, не предвидится, чтобы „изолирование" Великобритании нанесло большой ущерб ея заморской торговле. Статистика, напротив того, показывает значительное увеличение ввоза всевозможных товаров за истекший март против того же месяца в прошедшем году, невзирая на то, что в этом самом месяце были потоплены 25 британских судов и 4 нейтральных. На деньги это представляет скачок от 670 миллионов рублей до 756 миллионов. В эти ввозы за март прошедшего 1914 года входило муки и хлеба зерном на 59 миллионов, за истекший же март на 96 миллионов -почти вдвое. Разных металлов было ввезено на 6 миллионов больше. Лошадей из Соединенных Штатов в марте 1914 года было ввезено 760, в марте же текущего года 3.465.
С начала войны до 7 мая 1915 г. (9 месяцев и 1 неделя) Германия уничтожила 143 британских судна из 13.058— 1% с небольшим, а если считать по вместимости, получится уничтоженных 339.760 тонн из 11.714.198,— т.-е. около 3%. Если считать, что судно может прожить 25 лет, то это меньше нормального процента его обесценивания за то же время, что представляет совсем уж незначительный финансовый ушерб всему британскому судовому комплекту.
Несомненно, что устрашающего воздействия можно ожидать скорее от нравственного впечатления, которое производит блокада, а главное—бесчеловечный способ ее применения, нежели от наносимого финансового убытка.
Но и тут история учит, что страх смерти никогда надолго не удерживал отважных людей от риска, даже когда дело шло исключительно о наживе, а не имело, как в настоящем случае, еще и высоко идейную сторону.
Но великий и непоправимый вред блокада нанесла и продолжает наносить своим учредителям. Если бы топились только суда воюющих сторон, притом с соблюдением гуманных женевских и гаагских правил, это не вызвало бы особенно злобных чувств: что делать, на то война. Но своим полным неуважением к нейтральным флагам, беспримерной жестокостью, с которой губится жизнь сотен людей, ничем к войне непричастных, мирно занимающихся своим частным делом, без разбора национальности, пола и возраста, германцы вызвали всемирное к себе негодование и отвращение.
Потопление „Лузитании", задолго обдуманное и заранее нагло объявленное, стоившее жизни не менее как тысяче частных людей, в том числе ста слишком американцам и многим десяткам граждан других нейтральных стран, а затем недавнее потопление „Арабика" затмили все предыдущие „подвиги" современных викингов, и весь мир утвердил приговор: „массовое убийство", вынесенный английским общественным судом. Известно, какой переворот этот брошенный в лицо всему христианскому миру вызов произвел в отношении Америки к Германии.
Отношение это, по разным причинам, из которых главною является присутствие в Штатах могущественного германского элемента в лице восьми миллионного так называемого „германо-американского" населения, дотоле заметно благожелательное, мигом превратилось в открыто враждебное и, только благодаря осторожности стоящего во главе нации правительства, но выразилось импульсивным объявлением войны. Но нейтралитет бывает разный, и Америка имеет много возможностей, не изменяя ему формально, весьма ощутительно дать почувствовать свое неудовольствие.
„Итак, оканчивает свое рассуждение журнал,—Германия своей „изолирующей" политикой достигла совершенно неожиданного для нее результата. Если, по части физического изолирования великобританских островов, она может похвалиться некоторым успехом, зато с полнейшим успехом самоё себя изолировала от симпатий и нравственной поддержки всего цивилизованного мира. Бисмарк считал ценность нравственной поддержки своей политики по меньшей мере равной ценности физической мощи военного строя Германии.
Нынешние же правители Германии ставят нравственную поддержку ни во что. Чье суждение вернее,—покажет время. Весьма возможно, что установление военной зоны вокруг Великобритании окажется решительным толчком в сторону падения Германской империи".
З.Р.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 26 (13) ноября 1915 года
Первая мировая война. 27 (14) ноября 1915 года
Первая мировая война. 28 (15) ноября 1915 года
Первая мировая война. 29 (16) ноября 1915 года
Первая мировая война. 30 (17) ноября 1915 года
Первая мировая война. 01 декабря (18 ноября) 1915 года
|