22-23 (09-10) января 1918 года
ТЕЛЕГРАММЫ
Война
09 января
Палестинский фронт
СТОКГОЛЬМ, 9-1 (ПТА). 6 января, при удачных действиях наших патрулей, было взято много пленных. Нами был поврежден неприятельский аэроплан. Один из наших аппаратов, принужденный спуститься в неприятельских линиях был уничтожен пилотом и наблюдателем, прежде чем они были взяты в плен.
Западный фронт
СТОКГОЛЬМ, 9-1 (ПТА). Сообщение Хейга. Неприятельская артиллерия была деятельна в течение дня на запад от Ланса. Благодаря тому, что погода была ясная, наши аэропланы 7 января снова могли целый день производить наблюдения для артиллерии и делать снимки неприятельских передовых позиций. Весь день аппараты бросали бомбы в различных пунктах и обстреливали из пулеметов врага в траншеях. Один неприятельский аэроплан был сбит, наши же аппараты все возвратились в целости.
Английское сообщение из Восточной Африки
СТОКГОЛЬМ, 9-1. (ПТА). Наши войска вошли в контакт с неприятельскими силами по соседству с холмом Памуни, приблизительно в 80 километрах на юго-запад от порта Амелии. В области Мвельбе и Мтарика наша колонна заняла Лувамбулу и Бому, в углу, образуемом слиянием Лувамбулы и Луэнды, так как отступление неприятеля было ускорено тем обстоятельством, что наводнения разрушили сооруженные им мосты.
10 января
СТОКГОЛЬМ, 10-1 (ПТА). Вечернее сообщение генерала Хейга:
„Вчера, вечером, мы захватили два пулемета, во время успешной разведки к востоку от Ипра. Рано утром, неприятель произвел набег на один из наших сторожевых постов к югу от Сен-Кантена. Мы не досчитываем двух нижних чинов. В районе Камбрэ неприятельская артиллерия в течение дня проявляла некоторую деятельность.
Наши аэропланы, благодаря дождливой погоде, ограничивались обнаружением неприятельской артиллерии и обстрелом его передовых расположений; 8 января, после того как стемнело и погода разгулялась, совершили ряд удачных налетов на пункты, расположенные в пределах неприятельской территории, сбросив при этом две тонны бомб.
СТОКГОЛЬМ, 10-1 (ПТА). Официальное итальянское сообщение:
Успешная деятельность небольших разведочных отрядов на участке между юго-восточными склонами Монте Спинонциа и правым берегом Пиавы. Из Орникской долины наши части доставили много разного боевого материала. К югу от Кверо один из французских отрядов совершил удачный набег на неприятельское расположение, захватив несколько пленных и пулемет.
В районе между Нервазой и Понте де-ля Приула наши патрули рассеяли неприятельские патрули. На протяжении всего фронта артиллерийская деятельность с обеих сторон более оживленная, по временам в Адижской и Брентской долинах, а также в различных частях реки Пиавы.
СТОКГОЛЬМ, 10-1 (ПТА). Британское адмиралтейство сообщает подробности неудачного выхода из Дарданел „Гебена" и "Бреслау": 7 января утром британский истребитель „Ящерица", несший дозорную службу в двух милях к северо-востоку от Имброса, заметил "Бреслау", шедшего с севера по направлению к юго-восточному мысу Кефало, за которым, на расстоянии около мили, следовал "Гебен".
Истребитель тотчас же поднял тревогу и, открыв огонь, стал стараться держаться как можно ближе от неприятельских судов. "Гебен" и „Бреслау" принялись обстреливать „Ящерицу" с расстояния в одиннадцать тысяч ярдов, однако, снаряды не попадали в истребитель, ложась вдоль его бортов.
Военный обзор
С конца октября, т. е. со времени последнего переворота, на различных театрах военных действий не произошло особенно крупных событий стратегического характера. Лишь на итальянском фронте, где стороны, по-видимому не пришли еще к динамическому равновесию сил, продолжалась напряженная борьба, как результат победоносного натиска австро-германцев 11 октября на английском участке западного фронта противники усиленно оспаривали друг у друга часть позиции, занятой британскими войсками, во время последнего наступления в районе Камбрэ. Время года и состояние погоды не благоприятствует развитию широких операций на западе. Столкновения теряют свою остроту и постепенно замирают, как расходившиеся после бури волны.
Разразившиеся в средних числах октября в Италии события произвели среди населения впечатление внезапно разорвавшейся бомбы и явились сюрпризом для официальных кругов и высшего командования.
В августе прошлого года итальянцы повели наступление от нижнего течения Изонцо в направлении на Триест. Сначала обстоятельства сложились для них настолько хорошо, что штабом высказывалась уверенность о занятии Триеста не позднее зимы. Как вдруг все это переменилось.
Перед собою итальянцы имели три неприятельских армии. От Триестского залива до подъема Норе в верхнем Изонцо фронтом на запад стояла 5-я австрийская армия в составе 15 дивизий; она занимала протяжение от 70 до 80 километров. Справа от нее на Карникийских Альпах, между ущельем Хавриза и Талоахом, находилась 10-ая армия генерала ф. Кробатина. Всего силою в 3—4 дивизии, развернутая фронтом на юг на протяжении 100 километров, она имела задачей охранять Карникийския Альпы и служила связывающим звеном, с 11-й армией фельдмаршала Конрада фон Генцендорфа, занявшей своими 9-ью дивизиями позицию от Авизона до Гарде.
После удачно начавшегося наступления генерала Кадорна, австрийцы и, особенно, 5-я армия получили подкрепления. Сначала подвезли 9 новых дивизий, из которых 5-ть немецких и 4 австрийских. Австрийские дивизии и 8 германских 6ыли взяты с русско-румынского фронта, а две остальные германские дивизии перевезены с западного фронта. Несколько позднее, к этим 9-ти дивизиям добавили еще 6-ть свежих австрийских и из них вместе составили 14-ю германско-австрийскую армию генерала фон Белова. Она имела назначение ударной группы и была поставлена между 5-й и 10-й армиями в вершине треугольника, вдающегося в расположение итальянских войск в виде наконечника стрелы, направленной на юго-запад.
Удар был нанесен неожиданно 24-го октября н. с. в районе среднего Изонцо между Плеццо и Тольмино, как раз там, где его менее всего ожидали, благодаря трудным условиям местности. Стрела вонзилась в тело 2-й итальянской армии (ген. Капелло) и оторвала значительную часть ее, расположенную к северу от указанного направления. Окруженные части войск были принуждены сдаться.
Видя успех, армия ген. Кробатина перешла в энергичное наступление, спустившись с высот и стараясь окружить итальянцев. Теперь опасность угрожала уже всей 2-й и 3-й армии герцога Аотского, занимавшей район Горицы. Началось общее поспешное отступление, без предварительной подготовки, часто под штыками преследовавшего по пятам противника. В особенно тяжелом положении очутилась 2-я армия, потерявшая много пленными и почти всю свою артиллерию; сравнительно спокойней отступила 3-я армия. Против нее были австрийцы, наседавшие не столь энергично, как их соседи германцы. Но здесь были значительные потери пленными, так как некоторые колонны, двигавшиеся берегом моря, были настигнуты противником и принуждены сдаться.
Был момент, когда итальянское командование могло, до известной степени, обеспечить положение. Близ Удино имелся стратегический резерв, но почему-то он не получил приказания атаковать спустившегося с гор противника.
Первым естественным рубежом, на который могла опереться итальянская армия, рекою Таглиаменто, текущей с севера на юг итальянцы не могли воспользоваться в полной мере. Во-первых потому, что позиция не была заранее сильно укреплена, а, главным образом, из-за расстройства армии. Но были удачными здесь и арьергардные бои. Австрийцам скоро удалось перейти реку в ея нижнем течении, а 14-я армия захватила город Пкизано и тет-де-пон у него. Это повело к поспешному отступлению арьергарда и потере некоторой материальной части и пленными.
Теперь итальянцы заняли ряд высот по реке Пиава, прикрывающей Венецию и Тревис, два важных пункта.
Итак, результатом австро-германского наступления явился отход итальянской армии до рубежа венецианской долины, в среднем на 100- 150, километров от прежде занимаемой позиции. Первый аут операции окончился, но начался второй—борьба за обладание венецианской долиной, а стало быть и Венецией и всей северною частью Адриатического моря.
Но к этому времени итальянцы уже внесли некоторый порядок в расстроенные ряды своей армии, заняли сильную позицию на плато Аснаго, к западу от Пиавы и вошли в связь с прибывшими англо - французскими подкреплениями, снабженными значительным количеством тяжелой артиллерии, которой лишилась итальянская армия при отступлении.
Прибывшие подкрепления и артиллерия пополнили недостаток живых и технических средств итальянской армии, ставшей твердой ногой на плато Асиаго. Теперь она с успехом борется из-за обладания местных рубежей и местами наносит сильные, короткие удары. По-видимому силы обеих сторон находятся в равновесии. Поэтому, и борьба здесь имеет затяжной характер. Но по характеру столкновений видно, что противники оперируют еще при условии известной актнической свободы маневрирования и не успели закоченеть в неподвижные формы позиционной войны.
И все же дальнейший успех австро-германцев сомнителен уже потому, что потерян элемент неожиданности, да и линия обороны стала значительно короче, а, следовательно расположение итальянских войск много плотнее. Жертвовать же большими силами для этого, в сущности, второстепенного театра войны, германцы не будут. Им гораздо важнее удержать на месте македонскую армию которая начинает шевелится, не говоря уже о том, что гордиев узел может быть разрублен лишь на западном фронте, где англичане достигли некоторого тактического успеха в районе Камбре.
Здесь им удалось захватить сильные фортификационными сооружениями германские позиции на протяжении 10 1/2 верст. Противник энергично оспаривал каждый шаг, переходя в ожесточенные контратаки. По официальным сведениям в них принимало участие до 20 германских дивизий. В общем, они не увенчались успехом. Лишь в одном месте удалось на незначительном протяжении, прорвать английскую линию.
За время этих операций стороны взяли приблизительно одинаковое число пленных и орудий с тем лишь различием, что на долю англичан пришлось большее число крупных орудий. Это и понятно, потому что они атаковали сильно укрепленную позицию, усиленную тяжелой артиллерией.
На французском участке фронта было тихо, временами происходила артиллерийская дуэль главным образом у Вердена.
Зато широко развернулись воздухоплавательные операции. Немцы произвели воздушную атаку Лондона, английские и французские авиаторы ответили им массовыми налетами на пограничные заводско-фабричные центры, узловые железнодорожные станции и пр., сбрасывая большое количество бомб.
Наиболее ярким событием: этих двух месяцев является безусловно занятие Иерусалима отрядом генерала Алленби 26-го ноября. Город сдался на капитуляцию, которая явилась как результат удачного наступления Алленби, отряд которого состоял из территориальных английских войск, индусов, французов и итальянцев. Наступлению предшествовала солидная инженерная подготовка: англичане провели водопровод из Нила и, с помощью американцев, построили ширококолейную железную дорогу на Синайский полуостров.
Кроме политического значения, как владение древней христианской святыней, занятие Иерусалима важно и в стратегическом отношении. Теперь англичане заперли немцам калитку для владения Месопотамией и южной половиной Малой Азии. А ворота в их руках еще с весны, после овладения Багдадом.
Изменить здесь положение в свою пользу Германии трудно. Больших подкреплений Турция дать не может, так как ей самой мерещится опасность на Балканском полуострове со стороны македонской армии, усиленной свежими реорганизованными греческими войсками. Да и выгода сообщения, особенно после того, как в руки британцев перейдут приморские города Кайффа, Яффа и Газа, будет всецело на их стороне.
Замер македонский фронт. Холодная, бурная и снежная погода этого времени года исключает возможность широких военных операций. Но можно думать, что с наступлением теплых дней Балканский полуостров станет ареною крупных событий, если, конечно, к тому времени не будет поставлен между западными державами и Австро-Германией вопрос о мире. Германии трудно помириться с неуспехом на Балканах, потому что он грозит раскрепощением Турции и мечтам немецких капиталистов "Drang nach Osten".
Зимнее время отразилось и на работе германских субмарин. И море, вообще, было спокойно. Лишь 23-го ноября отряд из 4-х немецких контр-миноносцев напал на 2 английские миноносца, сопровождавших из Норвегии транспорт. После боя один британский миноносец „Парижидус" затонул, а другой "Пелеу“—сильно подбитый, достиг родных берегов. Затем, немцы потопили и караван из 6-ти транспортов и 4-х траллеров. По счастью больших людских жертв не было.
В. Кайсаров.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 18-19 (05-06) декабря 1917 года
Первая мировая война. 20-21 (07-08) декабря 1917 года
Первая мировая война. 23 (10) декабря 1917 года
Первая мировая война. 24-27 (11-14) декабря 1917 года
Первая мировая война. 3-7 января 1918 (21-25 декабря 1917) года
Первая мировая война. 14 - 21 (01-07) января 1918 года
Первая мировая война. 22-23 (09-10) января 1918 года
|