nik191 Понедельник, 25.11.2024, 17:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2017 » Сентябрь » 18 » Первая мировая война. 18 (05) сентября 1917 года
05:50
Первая мировая война. 18 (05) сентября 1917 года

 

 

 

18 (05) сентября 1917 года

 

 

Сообщение из ставки

 


5 сентября 1917 года.

Западный фронт

На Рижском направлении без перемен.

В районе к северо-востоку от Фридрихштадта нашими частями с боя занят лес к югу от д. Бидер, причем нами захвачен один пулемет.

На остальном фронте перестрелка и действия разведчиков.

 

Румынский фронт

 

В долине реки Сушица 4-го сентября румыны, после артиллерийской подготовки, атаковали и заняли участок укрепленной позиции противника в районе Варница. 

Вечером 3-го сентября, после сильного артиллерийского огня химическими снарядами, противник пытался атаковать позиции румын в районе Панциу-Мерешесчи, но ружейным и артиллерийским огнем эти попытки были отбиты.

Кавказский фронт

Ничего существенного.

Действия летчиков

Нашим летчиков Комаровским, в районе Локачи (на Владимир-Волынском направлении), сбит самолет противника, атаковавший нашего летчика во время разведки.

 

Русский фронт

СТАВКА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО, 4 сентября.—Всероссийский военный союз, вынесший еще 28 августа резолюцию, в которой от лица всех батальонов смерти и членов союза заявил о всемерной поддержке Временного Правительства, для подавления вооруженного восстания ген. Корнилова, обращается ко всем батальонам смерти с горячим призывом быть верным своему долгу, долгу защиты родины от внешнего врага. Далее, в воззвании говорится:

„Временное Правительства назначило чрезвычайную комиссию, которая выяснит участников преступного заговора и предаст их революционному суду, виновным пощады не будет. Грозный призрак гражданской войны, потушенный правительством в самом начале пусть послужит уроком в будущем.

Всероссийский военный союз, во имя спасения родины и революции, призывает братьев—солдат воздержаться от насилий над своими офицерами и от самочинных арестов и самосудов над командным составом, ибо это будет гибелью для армии и всей России.

Помните, что без командного состава мы бессильны бороться с внешним врагом. Солдаты и офицеры, верные долгу присяги, объединитесь в одном могучем порыве грудью своею отстоять родную землю, да не будет розни между братьями по крови и сынами родной, всеми любимой матери—России.

Твердый путь верховного командования, возглавляемого испытанным борцом за свободу и революцию Керенским и героем мировой войны ген. Алексеевым вернет армии былые победы и силы и сломит упорство грозного врага".

 

Действия союзников

Французский фронт

ЛОНДОН, 4 сентября.—Адмиралтейство офиц. сообщает:

„Наши морские летчики бомбардировали 2 сентября неприятельские суда между Остенде и Бланкенберге. Бомбы были сброшены над неприятельскими контр-миноносцами и патрульными лодками. Было отмечено попадание в один крупный контр-миноносец; две лодки, по-видимому, были потоплены. В течение вечера один из наших гидропланов, несший сторожевую службу, подвергся нападению со стороны двух неприятельских. Наши эскортные аэропланы сбили один из неприятельских аппаратов и прогнала другой.

Вчера утром около 10 часов один из наших воздушных патрулей вступил в бой с неприятельской воздушной эскадрой и, вероятно, уничтожил один или два неприятельских аэроплана".

ПАРИЖ, 4 сентября.—Офиц. от 1 ч. дня 4 сентября:

Ночь была отмечена довольно сильными артиллерийскими боями, в особенности в районе фермы Фруадмон, к западу от Краон и в секторе Маосиж. После ожесточенной бомбардировки германцы произвели атаку против наших позиций в лесу Апремон. Некоторые неприятельские части, которым удалось ворваться в наши выдвинутые вперед траншеи, были оттуда выбиты после упорного боя. Наша линия полностью восстановлена. В Вогезах внезапное неприятельское нападение против одного из наших постов у Виолю было отбито нашим огнем.

Действия летчиков

Вчера четыре германских аэроплана и один дракон были сбиты нашими летчиками, а шестой неприятельский аппарат был сбит огнем наших специальных орудий, и, наконец, 6 других германских аэропланов были вынуждены снизиться в весьма поврежденном состоянии и упали в своих линиях.

Наши летчики проявили особенно энергичную деятельность в бомбардировках днем 3 сентября и в ночь с 3 на 4 сентября. В этот период времени нашими аэропланами было совершено много налетов и сброшено 15.000 килограмм взрывчатых веществ над неприятельскими расположениями, среди которых необходимо отметить казармы и заводы в Штутгарте, авиационное поле в Кольмаре, склады в Логельбахе, военные здания к югу от Метца, вокзал в Тионвилле, заводы в Юшингене и станцию в Сарребурге.

ГАВР, 4 сентября.—Бельгийское офиц. сообщение:

„В течение последних 48 часов наша артиллерия подвергла обстрелу неприятельские укрепления в направлении Вумепа, а также его расположения в Прэтбоше, Кедеми, Бсерсте, Эссене, Реггсвене и Заррене. Неприятельская артиллерия лишь слабо реагировала на наш огонь. Множество бомб было сброжено над нашими лагерными расположениями. Наши летчики проявили энергичную деятельность днем 3 сентября".

Итальянский фронт

РИМ, 4 сентября. Офиц. от 3 сентября:

„Вчера, на плоскогорье Байнзицца наша доблестная бригада стремительным ударом продвинулась в юго-восточном направлении, взяв в плен 17 офицеров и более 400 солдат и захватив несколько пулеметов. Войска, сосредоточенные в районе Равницы, к востоку от горы Сан-Габиеле подверглись бомбардировке со стороны двух наших воздушных эскадр, сбросивших две с половиной тонны взрывчатых веществ.

Офиц. от 4 сентября:

На Трентинском фронте в долине Джудикария неприятельские отряды, пытавшиеся подойти к нашим выдвинутым вперед постам, были отражены ружейным огнем. В Карнии энергичный огонь неприятельской артиллерии вызвал столь же энергичный отпор с нашей стороны. В верхней части долин Фелля и на плоскогорья Байнзицца, в ночь с 2 на 3, неприятель произвел четыре контратаки с целью овладеть уступленной накануне территорией, но был отражен, при чем нами взяты 76 пленных, в том числе два офицера".

 

Радиограмма противника

14/1 сентября 1917 года

Западный театр

На фронте армий кронпринца Рупрехта:

во Фландрии, между лесом Хутхульстер и каналом Комин-Ипр сильный артиллерийский бой, начавшийся около полудня,1 вечером и рано утром севернее Фрезенберга перешел в барабанный огонь. Атак англичан не последовало. В ночь с 12 на 13 сентября .... роты выбили противника из лесного участка северней Лангомарка. Было захвачено в плен много англичан.
В Артуа и севернее С. Кантона было произведено несколько поисков, в которых были захвачены пленные и добыча.
 
Но фронте армий Кронпринца:

западнее Гиникура, на Эне, вестфальския и ганзейские ударные войска проникли вплоть до второй линии французов, в окопных боях нанесли противнику тяжелые потери и, захватив пленных, вернулись назад. В Шампани и под Верденом деятельность артиллерии достигала большой силы лишь на отдельных участках.

 

Комиссар Станкевич о причинах рижской неудачи

По поводу событий на северном фронте комиссар Станкевич заявил:

«В печальных событиях на рижском фронте произошло что-то непонятное. Нам в точности было известно, когда немцы перейдут в наступление, в каком месте. Был разработан план обороны, был отдан соответствующий приказ, усилены войска в месте предполагавшегося прорыва и т. д. И все-таки мы потерпели огромную неудачу.

Невольно напрашивается вопрос, почему это так случилось и где виновники случившегося. Можно твердо сказать, что не было ни одной части в 12-й армии, которая по не исполнила бы боевого приказа. Не было ни одной части, которая самовольно покинула бы позицию, и все-таки мы понесли поражение. Все объясняется тем, что войска слабо обучены, слабо подготовлены, не проявили той стойкости, того мужества, какое они обычно проявляли. По словам участников этих боев, войска дрались и честно умирали, но дрались вяло, без надлежащей упругости.

И в этом сражении, как и в боях на юго-западном фронте, проявилась не столько моральная неустойчивость, сколько отсутствие надлежащей военно-технической выучки.

 

ВОЕННЫЙ ОБЗОР

 

Дальнейшее развитие крупных операций более вероятно на Румынском фронте

 

Среди соображений, коими германская главная квартира может руководствоваться при решении вопроса, в каком районе нашего фронта сосредоточить свои усилия для дальнейшего наступления, — главенствующее значение имеют следующие:

1.    Наступление на Петроград— может привести в счастливом случае к захвату нашей столицы. Это даст германцам громадный моральный выигрыш, который может понудить русских к скорейшему окончанию войны.— С Петроградом мы потеряем средоточие многих важных, в отношении снабжений, заводов; правда, что некоторые из них противник уже считает эвакуированными, так как широко развитая сеть шпионажа, конечно, не запоздает осведомить его обо всем, что совершается в нашей столице.—С потерею Петрограда, мы теряем нашу позицию у Финскаго залива.

Волнения в Финляндии и ея недружелюбное выступление против нас, тогда получат, несомненно, реальную форму. Наш Балтийский флот выйдет из игры и потеряет все свои базы, а с тем вместе—и самое существование его, как русской боевой силы, будет предрешено в неблагоприятную для нас сторону.—Наши сообщения, с заграницею через Мурман окажутся под действительною угрозою неприятельского удара из Петроградско—Финляндскаго раиона. — Прибалтийский край будет прочно закреплен за нашим противником, отдав ему и все свои продовольственные запасы.

Однако достижение конечной цели операции на Северном фронте—захвата Петрограда — требует от противника много сил и много времени.—Ни тех, ни другого у него может не оказаться.

Дело в том, что, можно думать, Рижский урок научил наши руководящие военные сферы многому и, в частности,—показал, что успех действий громадных масс войск зависит прежде всего от правильного разрешения вопроса управления ими—как с внутренней стороны (создание крепкой боевой власти, распоряжения которой никем бы не оспаривались, а выполнялись бы беспрекословно), так и с внешней—в отношении создания прочной сети надежной связи, идущей из глубины, с соответствующим нахождением правящих инстанций сзади, дабы отход войсковых частей не нарушал линий связи.

С этой точки зрения, нахождение крупного штаба (штаба армии) в Риге, откуда линии связи с корпусами неизбежно должны были отходить почти параллельно фронта войск и, с отходом их,—рваться, нарушая возможность управлять отходящими корпусами,—подлежит несомненно упреку.

Не будем долго разбирать этого вопроса и повторим нашу надежду, что Рижский урок научил нас многому. -Если этот горький опыт будет использован, то, конечно, операция у Двинска потребует у противника много войск и много времени.

После отхода нашего от линии р. Двины, если бы это случилось,—противник наткнется на сильную оборонительную линию: р. Нарова—оз. Чудское и Псковское и р. Великая, удаленную от Двины на расстояние 200—250 верст, с несколькими промежуточными позициями, из коих каждая, вероятно, задержит врага на несколько дней. Таким образом, достижение указанной оборонительной линии потребует около месяца времени. И это—лишь при хороших условиях погоды. Не нужно забывать, что почвенные и климатические условия местности между Двиною и Петроградом весьма неблагоприятны осенью для развития операций крупными силами, единственно могущими сулить противнику достижение заветной конечной цели.

Таким образом,—невозможность быстро развить операции крупными силами и наступающая осень, до крайности их затрудняющая,—сделают весьма гадательным достижение цели операции противника на Петроград до наступления зимы. А это, в свою очередь, уничтожит для противника и надежду на заключение мира, к чему центральные державы стремятся всемерно, в виду, все возрастающего внутреннего кризиса во всех отношениях.

Не дав скорого мира и избавления от войны,—операция на Северном фронте не даст противнику и ресурсов для благополучного проведения зимы, в отношении захвата у нас достаточных продовольственных запасов, так как таковые в этом крае в текущем году невелики.

2.    Наступление на линию Киев— Одесса,—в конечном итоге, отдаст противнику остаток Румынской территории (Молдавию), и наш богатый южный край (губернии: Бессарабскую, Подольскую, Волынскую, Херсонскую, Киевскую). Наиболее чувствительна будет потеря Бессарабской и Херсонской губ., особенно богатых хлебом.—Противник получит возможность пережить предстоящую зиму, сравнительно, сносно, захватив наши запасы продовольствия.—

Важные административные и торговые центры края (Киев и Одесса) попадут в руки противника со всеми вытекающими отсюда общественно-политическими последствиями в современной жизни. Особенно, в отношении политическом, чувствительна для нас будет утрата Киева, как центра сепаратистских украинских стремлений.—На побережье мы потеряем базы нашего флота, а с тем вместе настолько ослабим его боевую дееспособность, что содействие его нашим операциям против Болгарии и Турции может оказаться весьма проблематичным.

—Наконец,—отход наш с территории Румынии, можно думать, вызовет среди населения и армии Румынии весьма неблагоприятное для нас брожение и может поставить ребром вопрос о продолжении нашего с румынами боевого сотрудничества.—

Итак, — потеря нами южного края будет иметь для нас весьма невыгодные последствия политического, экономического и военного характера и, если не принудит нас к миру до наступления зимы, то, во всяком случае, даст противнику возможность собрать средства для продолжения войны. При этом, — некоторые из невыгодных для нас последствий, усиливающих противника, проявятся уже при первых шагах его, а именно: вопрос о дальнейшем сотрудничестве с нами Румын и потеря для нас богатой Бессарабии.

Как видно на схеме,—расстояния до Киева (около 400 верст по прямому направлению) и до Одессы (около 200 верст) обрекают противника также на весьма продолжительную осеннюю кампанию. Но почвенные и, в особенности, климатические условия края позволяют вести интенсивные военные действия почти до декабря и даже дольше. Главное же,—что, даже прервав операцию после захвата территории на 200 верст к востоку от расположения нынешнего боевого фронта, противник достигнет больших результатов, ликвидации Румынии, захвата богатой Бессарабии, захвата Одессы.

3.    Исходя из вышеприведенных беглых соображений,—допустимо придти к заключению, что больше шансов за то, что германская главная квартира соблазнится на продолжение осенних операций в крупном масштабе — на нашем румынском фронте, с задачею завладеть богатою Бессарабиею и районом Одессы, для удовлетворения своих насущных потребностей в предвидении голодной зимы и для ликвидации Румынии,— и в меньшом масштабе—на нашем Юго-Западном фронте—с задачею содействовать развитию операции на южном направлении и давлением на Киев — создавать более реальные формы сепаратизма украинцев, внося в государственную жизнь России все новые и новые затруднения.    

Развитие германских операций на Северном фронте, однако, не обречено на полное затишье. Все будет зависеть от степени оздоровления наших войск. Если шпионаж даст в руки германской главной квартиры неопровержимые доказательства продолжающегося разложения боевой мощи наших войск и подскажет, таким образом,—возможность новаго легкого боевого успеха с наличными силами армии ген. Эйхгорна, то, конечно, этого благоприятного случая враг не пропустит. А потому, думается, — и на Северном фронте всегда возможны короткие, энергичные удары противника наличными силами, для достижения важной, но местного характера—цели и для дальнейшего подрыва моральных сил страны и для внесения тревоги в ее и без того хаотическую внутреннюю жизнь.

Угроза Петрограду, таким образом, всегда останется в руках противника и может облечься в реальные формы при продолжении развала в среде войск наших армий на путях от Двины к столице.

В следующем обзоре, посильно осветим вопрос о положении дел на Румынском фронте,—в связи с заключением сегодняшнего обзора о возможности развития там дальнейших операций в крупном масштабе.

А. Андогский.

 

Еще по теме:

 

Первая мировая. Сараевское убийство.

Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии

.............

Первая мировая война. 14 (01) сентября 1917 года

Первая мировая война. 15 (02) сентября 1917 года

Первая мировая война. 16 (03) сентября 1917 года

Первая мировая война. 17 (04) сентября 1917 года

Первая мировая война. 18 (05) сентября 1917 года

Первая мировая война. 19 (06) сентября 1917 года

 

 

 

 

 

Категория: 1-я мировая война | Просмотров: 814 | Добавил: nik191 | Теги: 1917 г., сентябрь, война, Газеты | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz