По материалам периодической печати за июнь 1917 год.
Все даты по старому стилю.
К созыву Учредительного Собрания
Разрушительная часть революции почти уже закончена. От старого строя ничего не осталось. И контрреволюция —несмотря на все ее замыслы, пока лишь в бессильной злобе точит свои зубы против революции. Но созидательные работы революции еще только начинаются.
Закладываются лишь первые камни будущего здания местного самоуправления. Стоят еще неубранными леса вокруг рухнувшего здания самодержавия. Гос. Дума, Совет, Синод, бесчисленные канцелярии и ведомства. Рядом с ними уже выросли органы новой власти, не предусмотренные никакими законами и вызванные к жизни революционной необходимостью. Советы солдатских и рабочих депутатов, Комитеты общественных организаций, Народные собрания и т. д. Творчество новых государственно-революционных форм протекает без всякого, заранее обдуманного плана, от случая к случаю, зачастую не сочетаясь достаточно гармонически с другими органами революционной власти.
В первые дни революции, когда приходилось больше разрушать, чем созидать, надо было ковать железо горячо, не останавливаясь перед некоторой разноголосицей и нестройностью возникающих революционных органов. Но чем дальше развивалась революция, чем больше созидательных задач ставило перед нею,—тем опаснее и грознее становились внутренние противоречия, вытекавшие из недостаточной стройности революционного творчества новых государственных форм.
Стали возникать самочинные республики, дошедшие даже до восстановления полевых судов и смертной казни. Усилились центробежные стремления отдельных национальностей. Подняли голову анархические тенденции. И центральная революционная власть—Временное Правительство—оказалась фактически бессильной пред мощей этих противоречий, раздирающих революционную страну в момент внешней опасности и внутренней хозяйственной разрухи, в преддверии грандиозных изменений в социально-экономическом ее строе.
События последних дней показали, что дальше медлить с водворением в России единого революционного порядка нельзя. Заговорщическая „мирная" демонстрация с оружием в руках, к которой призывали большевики за спиной у Всероссийского Совета раб. и солд. депутатов, есть лишь показатель той болезни, распада государственной жизни, которой страдает русская революция.
Бороться с этой болезнью нельзя Ни пассивным выжиданием событий, к которому прибегало Временное Правительство, ни репрессиями, к которым призывают теперь справа. Бороться с этим можно лишь одним путем: противопоставив дезорганизующим революцию актам организованную волю всего народа, созвав в возможно краткий срок Учредительное Собрание. Поэтому мы приветствуем решение Правительства ускорить созыв Учред. Собрания и назначить днем его созыва 20-ое сентября. Это решение налагает на нас новую обязанность безотлагательно приняться за подготовку выборов, дабы Учредительное Собрание явилось доподлинным отражением Всенародной воли, перед которой должны склониться все граждане новой свободной России.
"Труд", № 74, 16 июня
Созыв Учредительного Собрания назначен
Еще совсем недавно нам говорили, что Учредительное Собрание может быть созвано не ранее окончания войны, что, во всяком случае, на пути к созыву его стоят громадные, непреодолимые технические трудности. Пока господ буржуазных министров только увещевали и уговаривали, они отмалчивались и отнекивались. Но вот заговорили питерские рабочие и солдаты. Вот 10 числа назначена была демонстрация. И эта несостоявшаяся демонстрация — это можно утверждать с большой долей вероятности—весьма значительно посодействовала ускорению созыва Учредит. Собрания.
Вчера министерская «Рабочая Газета» требовала созыва Учредит. Собрания к 15 августа. И министерская газета мотивировала прямо тем, что нынешнее положение неудержимо, что надо сделать последнее героическое усилие, чтобы спасти положение, созданное совместными усилиями кадетов, меньшевиков и народников. Временное Правительство, однако, выторговало себе не 1/2 месяца, а целых три месяца срока.
Три месяца!
Но нынешнего положения вы не удержите и в течение трех недель, господа!
Экономическая разруха требует немедленных героических, т. е. революционных, мер, не останавливающихся перед посягательством на прибыли и на собственность капиталистов и помещиком.
Коалиционное министерство, в котором верховодят 10 министров-капиталистов, не может предпринять тех шагов, которые одни только могут спасти страну от гибели.
Вы хотите получить отсрочку на 3 месяца, господа?— Но жизнь не дает отсрочки и на 3 минуты.
Обострение кризиса не остановится и на 3 секунды. Нашим требованием остается:
вся власть Советам Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов.
Пусть эта власть доведет страну до Учредительного Собрания. Пусть уйдут 10 министров - капиталистов. Это единственная услуга, которую они еще могут оказать нашей стране.
С п е ш к а
Как можно охарактеризовать направление нашей политики за последнее время? Оно определяется одним словом: спешат. Да, мы живем каким-то бешеным темпом, и каждый день дарит нас все новыми и новыми сюрпризами, которые очень часто являются неожиданностью и для тех, кто одарил нас ими.
Иной раз приходит в голову мысль, что у нас правительство не творит и не работает, а производит какую-то головоломную скачку с препятствиями: оно несется впереди всех, но не по своей воле, а потому, что его толкает в спину наседающая на него безликая и обезумевшая толпа. Правительство больше всего боится того, что, если оно замедлит свое стремление хоть на минуту, то толпа его сомнет и растопчет, и вот все длится безумный и безнадежный бег...
Невольно становится страшно жаль людей, стоящих ныне во главе государства: при иных условиях их работы, их знания, их добрые намерения могли бы много принести пользы стране, но теперь, по-видимому, побивается рекорд на быстроту, а не на благо народное, на скорость, а не на спорость. Важно только одно: спешить, спешить и спешить.
Но, однако, есть ли действительно такая настоятельная потребность в быстроте и неотложности иных начинаний? Вот, например, уже назначен срок для выборов в Учредительное Собрание и даже день его открытия— 30 сентября. Вот над чем приходится горестно призадуматься. С какой стати проявлена такая стремительность в этом насущнейшем и важнейшем для государства деле? Для русских людей Учредительное Собрание — это последняя и единственная надежда. Все ожидают его с замиранием сердца, потому что оно,—и только оно одно,—должно принести народу закон, порядок и мир.
Задача Учредительного Собрания — определить все дальнейшее течение русской истории. Оно должно устроить Россию „не на день, не на год, а в долготу веков". Естественно, что к такому великому свершению нужно готовиться не в какой-то лихорадке искусственной спешки, а исподволь, серьезно и обдуманно. К тому же всеобщие выборы в Учредительное Собрание, это—такое огромное и сложное дело, что его нельзя оборудовать в краткий срок, —иначе они будут эфемерны и станут простой фикцией, которая, однако, никого не введет в заблуждение.
С этими выборами торопятся только одни социалисты и по весьма понятной причине: сейчас они— господа положения, но никто лучше их самих не понимает всей призрачности их успехов. Их победы кратковременны и основаны на чистейшей случайности. Уже теперь начинается изоляция социалистов: от них все отходят, и они остаются на пустом месте, где они грызутся друг с другом. Но как всегда бывает во время революции, краткое время вся власть и все влияние в стране сосредоточиваются в руках крайних партий: так именно происходит и у нас. Но настанет момент, когда эта крайность вызовет крайность противоположную, и маятник общественной жизни даст резкий уклон в другую сторону, это - закон жизни, и социалисты отлично учитывают его. Но они стоят на точке зрения: хоть день, да мой,—а потому они спешат, опьяняясь мнимыми своими успехами, основывающимися на том, что сейчас им никто еще не хочет оказывать противодействия.
Социалисты спешат и хватаются за все средства, дозволенные и недозволенные, включая сюда угрозы и прямые насилия. Эти калифы на час хотят использовать отведенный им час до конца. Их сердце сжимается от предчувствия и от страха; они мечутся, как больные горячкой, сжигаемые неутолимой жаждой; исполненные безумия, они торопят и торопятся в проведении реформ.
Но над ними висит рок. Их реформы, их начинания—это здание на песке: подует ветер, поднимется буря, и они рухнут, так как их основание не прочно. Государственный организм не примет в себя тех элементов, которые ему чужды и вредны: рано или поздно он их извергнет из своих недр. Вот почему эта самая поспешность является лучшим доказательством непрочности слишком и не в меру быстро проведенных начинаний.
Но зачем эту поспешность применять к созыву Учредительного Собрания? Оно нужно только социалистам, желающим лихим налетом экспроприировать у народа эту последнюю надежду. Социалисты, надеясь на то, что теперь только они одни в стране сорганизованы и свободны в своих действиях, что они одни являются у нас капралами, на том основании, что они захватили палки в свои руки, желают сделать Учредительное Собрание проводником своих химер и утопий. Но этим они погубят его, лишив его в глазах народа всякого авторитета и значения. Однобокое Учредительное Собрание, представляющее мнение ничтожного меньшинства народного, не может и не должно считаться Учредительным Собранием. Его решений страна не признает и решительно отвергнет их. Вот к чему приведет эта неразумная поспешность.
"Московские Ведомости", № 130, 20 июня 1917 г.
Задача времени
Приближается время созыва Учредительного Собрания, которому предстоит колоссальная работа по устройству русской жизни на новых основаниях.
Надо сознаться, сильно расшаталась за время войны наша хозяйственная деятельность и потребуется много труда и чрезвычайных усилий для восстановления ее нормального течения, для удовлетворения насущных потребностей населения.
К сожалению, до сих пор мы видим очень мало подготовки к той громадной и ответственной работе, которая повелительно диктуется условиями переживаемого времени. Правда, программы преобладающих ныне социалистических партий уделяют большое внимание хозяйственной жизни народа, проявляют большое сочувствие его благоустройству. К сожалению, осуществление этих программ, при всей благожелательности их, никак не может дать тех плодотворных результатов, какие ожидаются от них,— вследствие их крайней теоретичности, вследствие пренебрежения опытом жизни.
Основным является у нас аграрный вопрос, имеющий громадное значение для обеспечения народного продовольствия. Немедленное принудительное отчуждение частновладельческих земель не только не облегчите продовольственных затруднений, народа, а еще более усугубит их. Ослабевшему за войну крестьянскому хозяйству не справиться с обработкой владельческой земли, и количество продовольственных припасов неизбежно сократится, что угрожает большими затруднениями городскому и промышленному населению.
Особенно крупные затруднения придется испытать с молочными и мясными товарами, являющимися продуктами владельческого хозяйства. А ведь жить без этих продуктов будет очень трудно, особенно когда и хлебные припасы окажутся в оскудении, как это уже и наблюдается теперь.
В настоящее трудное время мы обязаны принимать все меры не к сокращению производства, а к возможному усилению его. Задача времени заключается не в стеснении предприимчивости, а в поощрении ее, в привлечении новых сил к производительной работе: от этого зависит будущность России и судьба всего ее населения.
В области промышленного производства мы также сильно ослабели: во всем оказывается у нас большой недостаток, который особенно чувствителен для мало достаточного населения, не имеющего возможности делать запасы. Усиленная работа фабрик и заводов за время войны значительно расшатала их механизмы и неизбежно придется считаться с ослаблением их производительности за время необходимого ремонта. Между тем потребность в промышленных товарах растет с каждым днем и особенно нуждается в них деревня.
При таком положении дела прежде всего необходимо внимательное, заботливое отношение к потребностям промышленного производства. Но программы социалистических партий, проявляя большую заботливость о благоустройстве рабочих, в то же время решительно высказываются против применения покровительственной системы в России.
Между тем, перед войной при действии покровительственных пошлин привоз иностранных товаров в Россию превышал миллиард рублей в год. Теперь и стоимость сырья и стоимость производства страшно повысилась у нас: одна заработная плата увеличилась в три —четыре и более раз против прежнего уровня. Как же может существовать при таких условиях русская промышленность без охраны ее покровительственными пошлинами от иностранной конкуренции? Что будут делать те рабочие, которые получают средства к существованию от промышленного заработка?
Вообще, программы социалистических партий, несмотря на всю их благожелательность, не согласованы с условиями действительности. Между тем, предстоящая созидательная работа имеет чрезвычайно важное значение и мы обязаны тщательно подготовляться к ней, вникая во все условия государственной и народной жизни России.
"Московские Ведомости", № 136, 27 июня 1917 г.
Учредительное Собрание
Под влиянием того стихийного развала, который с каждым днем все сильнее охватывал страну, комиссия по выработке положения о созыве Учредительного Собрания поспешила закончить свою подготовительную работу.
Указом Временного Правительства открытие Учредительного Собрания назначено на 30-е сентября.
Три месяца отделяют нас от исторического момента величайшей важности, от момента, который знаменует конец революции и начало нового государственного порядка, установленного впервые на Руси волею державного народа. Оставшийся до этого момента срок, при громадной сложности предстоящей нам задачи, является весьма небольшим и требует поэтому, чтобы руководящие учреждения общественной жизни немедленно начали в этом направлении свою работу, немедленно приступили к обеспечению тех условий, при которых Учредительное Собрание будет действительно выразителем истинной воли народа.
Значение и роль предстоящего Учредительного Собрания уж теперь в значительной мере должны предопределить характер текущей политической жизни. Роль Учредительного Собрания сводится к ликвидации, к завершению великой революции. Власть Учредительного Собрания является учредительной, т. е. нет и не может быть никакой другой власти, которая бы определила задачи Учредительного Собрания, связала бы его деятельность какими-нибудь определенными рамками.
Учредительное Собрание призвано выразить державную волю народа, оно должно осуществить народный суверенитет. И в этом смысле власть Учредительного Собрания есть неограниченная и полная.
Первым моментом деятельности Учредительного Собрания является необходимость организации новой правительственной власти. Организация этой власти достигается поручением известному органу выполнять функции исполнительной власти, ответственной во всем перед Учредительным Собранием.
Исполнительная власть, которая может быть, по решению Учредительного Собрания возглавляема и временным главою государства, выполняет не правительственную деятельность в сфере управления, но на ней может лежать текущая законодательная работа, осуществляемая в этот период времени указанной властью.
Учредительное Собрание с первых же шагов, и, несомненно, задолго до тех пор, пока им будут установлены формы нового государственного устройства, резко изменит и преобразует существующую революционную власть и создаст ту первую и временную, народную, государственную власть, опора которой в полновластии самого Учредительного Собрания.
В настоящий момент перед страной и руководящими политическими кругами возникает самая ражная государственная задача—подготовка к созыву Учредительного Собрания. Эта задача не только в том, чтобы произвести отчетливую политическую группировку граждан, не только в том, чтобы правильно отразить существующие в стране политические образования в Учредительном Собрании, но и в том, чтобы защитить и охранить самую возможность созыва этого Собрания.
За последнее время вполне ясно наметились течения, которые старались всеми силами отклонить созыв Учредительного Собрания, заглушить истинное проявление народной воли. За последние дни мы были свидетелями того, как настойчиво домогались отдельные политические группы установления классовой диктатуры, а может быть и диктатуры еще более тиранической. Важнейшая задача поэтому—обеспечить условия проявления народоправства, находящегося сейчас под угрозой его ограничения, как справа, так и, в узком смысле, слева.
Предстоит напряженная и острая политическая борьба на почве предстоящей нам предвыборной кампании. Раскаленная политическая атмосфера заставляет опасаться, что эта борьба может вылиться в столь уродливые формы, что результаты выборов могут исказить действительное выражение народной воли. В силу этого, как перед Временным Правительством, так и перед органами революционной демократии—возникает настоятельная задача ввести текущую политическую жизнь в такие русла, которые могли бы обеспечить правильность выполнения гражданами их долга—участия в выборах Учредительного Собрания.
"Пробуждение", № 06, 1917 г.
Тюрьма для политических
Решетки узких рам
Близки душе до боли.
Тюрьма—страданий храм —
Этап народной воли.
О, как томились те -
Противники насилья,
Что радостной мечте
Не подрезали крылья.
Скрывают кирпичи
Тоску и крик о мести,
К чему ж здесь палачи,
Здесь на священном месте?
Тех нет, за то теперь
За тою же решеткой
Сидит сановный зверь
Страну поивший водкой...
Как крот он тьмы хотел.
И не забыть во веки
И груды юных тел,
И слез, и крови реки...
Петр Бунаков.
Москва.
Еще по теме:
Революция. 1917 год. Предисловие
.............................................................................
Да здравствует мировая революция — освободительница народов
Воскресение армии (июнь 1917 г.)
Революция и армия. П. Д. Бурский
Боязнь большевистского влияния (июнь 1917 г.)
Спасайте Россию! (июнь 1917 г.)
К созыву Учредительного Собрания (июнь 1917 г.)
|