nik191 Пятница, 22.11.2024, 14:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2017 » Август » 30 » Дело Сухомлиновых (10-16 августа 1917 г.)
05:35
Дело Сухомлиновых (10-16 августа 1917 г.)

По материалам периодической печати за август 1917 год.

Все даты по старому стилю.

 


Дело Сухомлиновых

   10-го августа в сенате началось слушаться дело быв. военного министра В. А. Сухомлинова. Вместе с ним на скамье подсудимых и его супруга — Е. В. Сухомлинова. Сухомлинов обвиняется в бездействии власти, превышении власти, заведомо ложном докладе монарху и, наконец, в государственной измене. Но за всеми этими индивидуальными обвинениями выдвигается нечто общее, более значительное, чем судьба Сухомлинова, и, быть может, более грозное, чем его преступления. Это — правительственный быт России накануне революции.

   Только суд на основании всех обстоятельств дела компетентен решить, был ли Сухомлинов причастен к государственной измене. Но вне всякого сомнения — изумительный, почти фатальный круг друзей бывшего военного министра. Желанными гостями в квартире Сухомлинова и его супруги и в кабинете военного министра были трое: двое ныне осужденных за государственную измену, — Мясоедов и Гошкевич, и третий — бежавший от этого суда Альтшиллер. А в роли биографа военного министра, которому Сухомлинов послал материалы для характеристики своей личности и деятельности, был ныне осужденный за государственную измену Думбадзе. Ни один человек, а тем более политический деятель, не может быть абсолютно гарантирован от общения с предателем. Но когда хранитель сокровеннейших тайн государства, военный министр, проводит время в обществе трех оказавшихся немецкими шпионами лиц, это — уже не слепота, легкомыслие или преступление: это — крушение правительственной системы, граничащее с государственной катастрофой. И, быть может, ни в чем падение власти не сказалось так внушительно, как в ее сознательном попустительстве своеобразному укладу военного министерства.

   Оттого так тяжело и медленно двигалось дело Сухомлинова при старом режиме: власть знала, что это также и ее процесс. Эта Россия старая перед судом России освобожденной пройдет на процессе Сухомлинова.

"Искры", № 32, 1917 г.

 

Обер-прокурор сената В. П. Носович, обвинитель Сухомлиновых.

 

М. Г. Казаринов, защитник Е. В. Сухомлиновой.

 

В. А. Сухомлинов в бытность военным министром.

 

Е. В. Сухомлинова.

 

ДЕЛО СУПРУГОВ СУХОМЛИНОВЫХ

 

I. Общий вид заседания суда в здании Армии и Флота.

II. Обвиняемые: 1) Г-жа Сухомлинова. 2) Ген. Сухомлинов.

3) Защитник г-жи Сухомлиновой прис. пов. Казаринов. 4) Защитник ген. Сухомлинова прис. пов. Захарьин. 5) Председатель суда Н. П. Таганцев. 6) Ген. Сухомлинов дает объяснения суду. 7) Ген. Н. И. Иванов в качестве свидетеля. 8) Свидетели на балконе своей комнаты во время перерыва. В центре гр. Коновцов, ген. Поливанов и друг.


10-го августа в помещении собрания Армии и Флота началось слушанием дело супругов Сухомлиновых. Все необычно и исключительно в этом сенсационном процессе, имеющем громадное политическое значение.

В первый раз открывается Заседание нового в истории России судебного учреждения—сената с участием народных судей в лице присяжных заседателей. В первый раз также слушается дело сановника старого режима, обладавшего полнотой власти. Наконец, необычным является вызов на суд члена царского дома. вел. кн. Сергея Михайловича в качестве свидетеля.

Заседание ведется гласно. Всего свидетелей вызвано до 200 человек. Среди них преобладают видные государственные и общественные деятели и крупные представители финансового мира. Процесс идет без перерыва и будет тянуться несколько недель. Сейчас никто не может сказать, как он развернется.

"Огонек", № 33, 1917 г.

 

Процесс Сухомлиновых

ПЕТРОГРАД, 13. VIII. Заседание открывается допросом свидетеля, бывшего командующего армиями юго-западного фронта ген. Иванова.

Свидетель показывает, что Германия и Австро-Венгрия были осведомлены о военных делах России из петроградского источника, но не может сказать, давал ли эти сведения Сухомлинов. Австрия имела в Киеве и на юго-западном фронте 194 шпиона. Были даны инструкции окружить ген. Иванова шпионами, не останавливаясь ни перед какими средствами. Предполагалось использовать плохие отношения свидетеля с Сухомлиновым. Благодаря контрразведке, планы Австрии были известны. Генерал Иванов изображает тяжелое положение армии, недостаток оружия, снарядов и патронов.

Свидетель, генерал квартирмейстер Данилов объясняет его неподготовленностью заводов и недостатком средств.

Начальник канцелярии военного министра ген. Данилов говорит, что Сухомлинов приказал приготовить перечень сведений, касающихся обороны, для доклада бывшему царю. Однако, перечень этот доложен не был, а оказался в руках шпиона,—двоюродного брата Сухомлиновой, Горшкевича.

Бывший помощник начальника главного инженерного управления, профессор Николаевской инженерной академии генерал Величко говорит, что Сухомлинов, вступив в должность, упразднил многие важные органы министерства и лишил начальников некоторых управлений непосредственного доклада бывшему царю. Упразднив управления, Сухомлинов сам ничего не сделал, не подготовил обороны и дошел до того, что, вопреки военному искусству, уничтожил некоторые крепости на границе с Пруссией и Австрией. Тогда французы подняли тревогу в печати и в обществе. Сухомлинов вместо обсуждения этого вопроса послал заграницу Андронникова и Шарапова успокоить французское общество и печать. Против упразднения крепостей были варшавский генерал-губернатор Скалон и великий князь Николай Николаевич.

ПЕТРОГРАД, 13. VIII. При дальнейшем допросе генерал Величко говорит о полной неподготовленности нашей к войне.

„Ни для кого не тайна, что наши войска не только обучались стрельбе с палками в руках, но и шли на позиции с палками в руках".

Сухомлинов дает подробные объяснения и говорит, что Величко—узкий специалист, и смотрит на его реформы по преобразованию военного министерства с точки зрения ученого, а не практического деятеля.

ПЕТРОГРАД, 14. VIII. Бывший помощник военного министра генерал Поливанов указывает, что предпринималось министерством и Государственной Думой для восстановления боевой мощи армии. Осуществить программу было трудно в виду малой производительности казенных заводов. Перед своей отставкой генерал Поливанов в 1912 г. указал военному министру на запоздание и отсталость в изготовлении снарядов и отмечал, что в этом виноваты не только заводы, но и военное ведомство. На это обращала внимание и Государственная Дума.

В 1912 году в Германии был принят единовременный налог на военные надобности; в слудующем году была принята большая военная программа. В это время войну нужно было считать неизбежной; однако, мы совершенно не были готовы. Свидетель указывает, что он не может считать виновным одного Сухомлинова; к войне должен был готовиться весь народ, все правительство. Свидетель обвиняет Сухомлинова в упразднении многих управлений министерства. Сухомлинов относился к свидетелю плохо, считая, что свидетель - виновник разглашения в газетах деятельности Мясоедова. В комиссиях и в пленарных заседаниях Государственной Думы Сухомлинов бывал редко". Дума никогда не урезывала военных кредитов.

"Московские Ведомости", № 178, (15) 28 августа 1917 г.


Процесс Сухомлиновых

ПЕТРОГРАД, 15. VIII. Бывший помощник военного министра генерал Вернандер показывает:

„Мы не готовились к войне и не могли готовиться, так как наша промышленность находилась в печальном состоянии. Когда с фронта посылались телеграммы о недостатке снарядов, военное ведомство предложило заводчикам придти на помощь, но они потребовали возмещения расходов на оборудование заводов. Создалась обстановка, при которой требований с фронта в полной мере мы выполнить не могли".

На вопрос прокурора, свидетель заявляет, что военное ведомство не особенно доверяло ставке, когда последняя телеграфировала, требуя снарядов.

Передопрошенный генерал Иванов заявляет, что с его стороны не было чрезмерных требований присылки снарядов.

Следующий свидетель великий князь Сергей Михайлович говорить, что одной из задач после русско-японской войны было перевооружение артиллерии. Он составил проект перевооружения в 1907 году, но проект пролежал без движении до 1913 года. Генерал Сухомлинов лишил непосредственного доклада бывшему царю всех начальников учреждений военного ведомства, в том числе и его, свидетеля. По докладу Сухомлинова царь отдал преимущество пушкам Депор, в то время как все специалисты признавали лучшими пушки Шнейдера. По мнению свидетеля, Сухомлинов представил неточный доклад царю.

Последним допрашивается бывший министр торговли и промышленности Тимашев, который показывает, что за все время его службы с 1909 по 1915 год, военное ведомство не обращалось к нему с просьбой привлечь заводчиков к делу обороны страны. Оно считало, что само справится. Когда началась война и обнаружился недостаток снарядов, тогда только Сухомлинов обратился к свидетелю с просьбой созвать промышленников. Последние были созваны. Сухомлинов обратился к ним с речью. Последние назначили крупные суммы на оборудование заводов.

Свидетель не знает, чем дело кончилось, так как военное ведомство по прежнему не считало нужным привлекать к делу обороны страны министра торговли и промышленности.

"Московские Ведомости", № 179, (17) 30 августа 1917 г.

 

ПЕТРОГРАД, 16 VIII. Заседание открывается вопросом генерала Михельсона, служившего военным агентом в Германии с 1906 по 1911 г. Он говорит, что доносил Военному Министерству о военных приготовлениях Германии и сообщал технические подробности о вооружении германской армии.

Военное ведомство знало, что Германия намеревалась объявить войну еще в 1909 г., затем в 1913 г. По вопросу о союзе, с кем Германия намеревалась объявить России войну свидетель отказывается говорить при открытых дверях.

Председатель закрывает двери.

 

Еще по теме:

Дело Сухомлиновых (10-16 августа 1917 г.)

Процесс Сухомлиновых (16-18 августа 1917 г.)

Дело Сухомлинова - это суд над царизмом (август 1917 г.)

Дело Сухомлиновых (20-28 августа 1917 г.)

Приговор по делу Сухомлиновых (сентябрь 1917 г.)


 

Категория: Политика и политики | Просмотров: 866 | Добавил: nik191 | Теги: Август, 1917 г., Сухомлинов, процесс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz