Прошлое и будущее ракеты
После внедрения нарезного оружия эффективность обычной пушечной артиллерии значительно опередила мощность боевых ракет. Начиная с 1860 года, боевая ракета была заброшена в России, хотя в военных частях Туркестанского округа она сохранилась до конца XIX в. Однако отдельные энтузиасты продолжали работать над проблемой реактивного движения.
Так, народоволец Н. И. Кибальчич в проекте, набросанном им в тюрьме в период между приговором и казнью (1881 г.), предложил реактивный двигатель, как средство перемещения по воздуху. К. Э. Циолковский пошел еще дальше: он предложил использовать ракету для межпланетных сообщений и вывел ее основные формулы. Интересно отметить, что Кибальчич и Циолковский работали над проблемами ракеты, не зная о том, что было сделано в этой области до них в России и за границей.
***
Сегодня ракета имеет самые разнообразные области применения. Особенно широко используются фейерверочные и сигнальные ракеты. Современные осветительные ракеты могут в течение 4 минут освещать местность в несколько квадратных километров.
Метеорологические ракеты поднимают регистрирующие приборы, а также сосуды для отбора проб воздуха.
Градобойные ракеты применяются для предохранения против выпадения града.
Спасательные ракеты перебрасывают трос на терпящий бедствие корабль.
Фоторакеты применяются для снимков местности на фронте.
В авиации ракеты иногда применяются для облегчения взлета тяжелых самолетов, для сокращения длины пробега их при посадке и т. д.
Автомобили с ракетными двигателями лишены всякого будущего из-за их ничтожного радиуса действия; это является следствием неэффективного использования ракетой топлива при относительно малых скоростях, доступных для наземного транспорта.
Только в высоких слоях атмосферы и вне ее реактивный двигатель сможет проявить свои замечательные преимущества по сравнению с двигателем другого рода.
При постоянной тяге скорость летательного аппарата увеличивается с высотой благодаря уменьшению плотности воздуха. Аппарат, имеющий вблизи поверхности земли скорость в 300 км. в час, на высоте 40 км. будет иметь скорость в 1.200 км. Выше скорость увеличивается больше. Отсюда понятны преимущества полетов на больших высотах.
Только реактивные двигатели сохраняют силу тяги в разреженном воздухе. Заметим, однако, что они могут быть применены лишь при очень больших скоростях передвижения летательного аппарата, порядка 1200— 1600 км. в час и при условии использования высококачественных топлив.
Еще более быстрое сообщение, чем в случае реактивного аэроплана, может осуществиться с помощью реактивного обитаемого снаряда, пересекающего всю атмосферу и летающего вне ее по инерции. Полет из Москвы в Нью-Йорк занял бы тогда всего 1/2 часа.
Практические достижения в области конструкции высококачественных ракет пока очень малы.
Основная задача, стоящая перед ракетной техникой, заключается в максимальном увеличении скорости истечения газов и относительного запаса топлива в ракете. Успехи, которые будут получены в этом направлении, разрешат шаг за шагом увеличить радиус действия летательного аппарата вплоть до космических расстояний. Вспомним, что ракета является единственным аппаратом для движения в пустоте мирового пространства.
Первые мысли об установлении связи между отдельными мирами были высказаны уже давно, но серьезное изучение основ межпланетного летания началось лишь в текущем столетии, когда труды ученых и техников пришли на смену фантазиям романистов.
Науку о плавании в межпланетном пространстве называют астронавтикой или точнее космонавтикой. Научное значение исследования межпланетных пространств неоспоримо. Со временем оно найдет самое разнообразное практическое применение, не говоря уже о теоретическом значении.
Будет окончательно решен вопрос о населенности планет солнечной системы, разнообразии форм жизни и стадий ее развития на различных планетах и их спутниках.
Не исключена возможность, что при посещении планет будут открыты новые элементы и неизвестные нам химические соединения, образовавшиеся в условиях, отличных от земных.
Вполне возможно, что в мировом пространстве будут обнаружены такие явления, о которых мы совершенно не подозреваем.
Полет в межпланетном пространстве позволит произвести ряд важных опытов. Появится возможность проверить некоторые гипотезы теории относительности Эйнштейна, исследовать невиданную никогда человеческим глазом часть поверхности Луны и т. д.
Не подлежит сомнению, что космическим сообщениям должен предшествовать ряд обширных исследований. Но основные принципы построения межпланетной ракеты и ее главные маршруты нам уже известны: возможность сознательно, по воле человека, управлять космическими кораблями, этими миниатюрными искусственными небесными телами, доказана уже сегодня.
Что касается полетов к звездам, то они еще надолго останутся вне пределов человеческих возможностей. Однако, с чисто теоретической точки зрения, возможность подобных полетов отнюдь не исключена: теория относительности приоткрывает перспективу достижения ближайших к нам звезд при условии, что будут найдены способы практического превращения материи в энергию.
А. ШТЕРНФЕЛЬД.
Красная звезда 1940 № 220, 19 сентября
Еще по теме:
Прошлое и будущее ракеты, часть 1
Прошлое и будущее ракеты, часть 2
|