Проект подводного железнодорожного туннеля между Францией и Англией - по системе гг. Мартеном и Легэ
Фиг.1. Общий вид работ
НОВОСТИ НАУК И ЦИВИЛИЗАЦИИ
Туннель под Ламаншем
Между предприятиями, польза которых очевидна, видное место занимает проект непосредственного и постоянного пути соединения между Англией и Францией.
Г. Дюфрене, из статьи которого мы извлекаем описание проекта туннеля, предложенного гг. Мартеном и Легэ, говорит, что все предложенные проекты сообщения между Францией и Англией приводятся к четырем главным системам:
Первая заключается в устройстве парома, на котором бы помещались экипажи и повозки, с пассажирами и грузом, без перегрузки, наподобие уже устроенного на одном из Швейцарских озер. Система эта не удовлетворяет условию непосредственного сообщения, так как зависит от состояния погоды.
Вторая—в постройке моста, хотя и обращающая на себя, в последнее время, особенное внимание, едва ли возможна по причине больших бурь в Ламанше и, кроме того, подобный мост представлял бы большое затруднение плаванию кораблей, особенно в темные ночи.
Третья состоит в устройстве туннеля под Ламаншем, в пласте мела, имея в виду подобный громадный туннель под озером Мичиган, в Северо-Американских Соединенных Штатах. Проект мог бы быть осуществлен, если бы возможно было убедиться, что меловой пласт лежит правильно и равномерно под водами пролива; но могущие встретиться в почве трещины, опасность постройки, громадные расходы и время, необходимое на его постройку, значительно уменьшают шансы на ее успех.
Прежде, чем перейти к четвертой, упомянем еще о недавно предложенном проекте уничтожить пролив, устроив шоссе в 1 километр шириной.
Проект, без сомнения, оригинальный, но никакой критики не выдерживает.
Четвертая система, к которой и принадлежит проект Мартена и Леге, о котором мы выше упомянули, заключается в том, чтобы погрузить на дно канала трубу, в которой производилось бы движение по устроенным в ней рельсам; по нашему мнению проект этот наиболее удобоисполнимый.
Фиг.2. Поперечный разрез туннеля
При современном состоянии науки, очень легко определить профиль канала и уничтожить все неровности этой профили, тем более, что дно Ламанша, как известно, почти ровное, с небольшим уклоном; наконец глубина канала незначительная.
Итак, описываемый нами проект заключается главным образом в устройстве самой трубы, надежного прикрепления ее к грунту и наконец в устранении возможности просачивания воды, в особенности в местах соединения частей ее.
Для устройства этой трубы или след. туннеля, следует укрепить на дне моря, по направлению известной линии, сплошной ряд однообразных коротких труб, объем которых соответствовал бы их назначению.
Положенные на места, эти трубы покроются слоем бетона, достаточно густым, против напора воды. Для спуска этих труб на дно моря, необходимо укрепить два параллельных кабельтовых каната; концы их закрепляют на берегах или на корабле; расстояние между ними определится шириной рам, о которых мы сейчас скажем.
Каждая труба поставится в раму, состоящую из 2-х боковых стенок, соединенных снизу брусками. Каждая труба укрепится во внутренности своей рамы железными подпорками. Каждая труба, оправленная в раму, составляет отдельный снаряд.
Далее; поместив снаряд между двумя канатами и пропустив эти последние в кольца, имеющиеся на раме, двигают ее, при помощи вспомогательных цепей и особой машины, находящейся на палубе корабля, по этим канатам до дна пролива.
Когда снаряд дойдет до места, на котором должен находиться, тогда приступают к опусканию следующего и т. д., таким образом составится непрерывная цепь, по направлению, данному двумя главными канатами.
Вслед за опусканием, приступают к засыпке бетоном расстояния между трубой и рамой. Делается это следующим образом: по канату опускают на трубу ящик, наполненный бетоном, и когда он дойдет до нее, то открывают его дно и бетон наполняет требуемое пространство; при этом важно наблюдать, чтобы бетон ложился равномерно.
Эта работа продолжается до тех пор, пока рама не наполнена и труба не окружена слоем бетона толщиной в 3 метра. Внутренняя окружность трубы доходит до 22-х метров, в ней можно вписать четырехугольник, сторона которого равняется 5 метрам; вышина и ширина этого квадрата достаточна, чтобы вместился локомотив. Четыре сегмента круга послужат для телеграфа, освещения и для отвода просачивающейся воды.
Чтобы защитить эту массу бетона, ее окружают непроницаемой покрышкой из камня, с 45-ти градусными отлогостями; таким образом наружный вид будет представлять треугольную призму, которой основание вдвое более ее высоты.
Фиг.3. Вентиляционная башня
Для того, чтобы выкачать воду, строят колодцы, в самых низких и самых возвышенных точках пролива, составленные также, как и туннель, из колец труб, но каждое кольцо состоит из 4-х концентрических цилиндров. Внизу колодезь соединяется с туннелем, а место выхода колодца на поверхность воды может быть занято маяком, или, даже, если будет признано нужным, как напр. в средине пролива, спасительным портом. По окончании выкачивания воды, колодцы будут служить для вентиляции галереи.
Всемирная иллюстрация. 1870, Т. № 73 (23 мая).
Еще по теме:
Успехи цивилизации и наук (1869 г.)
Международный мост от Дувра до Кале (1869 г.)
По железной дороге из Франции в Англию (1916 год)
Тоннель под Ламаншем (1916 год)
Туннель под Ламаншем (1870 г.)
Проектированные паромы для устройства железнодорожного сообщения между Англией и Францией
|