nik191 Воскресенье, 21.07.2019, 01:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1074]
История искусства [215]
История науки и техники [257]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История. События и люди.

Адмирал А. В. Колчак. Часть 2

 

 

Адмирал А. В. Колчак

 

(начало)

 

После войны А. В. Колчак поправившись принял деятельное участие в воссоздании нашего флота; состоя в оперативном отделении нового учреждения—морского генерального штаба—он стал его душой: ни один мало-мальски важный вопрос не решался без его участия.

Всесторонне образованный, прекрасный моряк, участник боевой кампании—он был лучшим сотрудником адмиралов Брусилова и Эбергарда, первых начальников генерального штаба.


Одной служебной деятельностью Колчак не ограничился—при его участии в Петрограде образовался кружок офицеров флота, задавшийся целью самоусовершенствования в военных вопросах; Александр Васильевич был первым председателем кружка и не один из разработанных офицерами докладов лег в основу реформы флота и морского ведомства после цусимского погрома.

С отъздом Колчака через два года на Восток деятельность кружка замерла.

А. В. Колчак принял на себя обязанности лектора и в открытом после неудачной войны—1904—05 г. в николаевской морской академии военно-морском отделе, и читал курс «службы генерального штаба во флоте».

В генеральном штабе Колчак пробыл около трех лет, а затем ушел в строй—был назначен командиром специального предназначенного для Ледовитого океана транспорта «Таймых», совершил на нем переход из Кронштадта во Владивосток и готовился уже идти в знакомые ему суровые воды севера, когда из-за порчи котлов плаванье было оставлено. Александр Васильевич однако не остался без дела: он был вызван в Петроград, где в это время решался вопрос о малой судостроительной программе.    

Приняв непосредственное участие в разработке программы нашего нового судостроения и проведения ее через Государственную Думу Колчак снова был зачислен в генеральный штаб и оставался в нем до 1913 года, когда окончательно ушел в строй—занял должность флаг-капитана по оперативной части при командующем флотом Балтийского моря—адмирале Эссене.

Вся подготовка флота к военным операциям с Германией велась им—и, конечно, немногие, как он, почти все время работавший по этим вопросам в генеральном штабе, так хорошо знали боевые средства и планы неприятеля. В 1914 году Колчак недолгое время занимал должность командира эскадренного миноносца «Пограничник», но с началом военных действий снова вернулся в штаб Эссена на тот же ответственный пост флаг-капитана.    

Здесь нельзя не отметить, что с возвращением Колчака с Востока, снова ожила общественная жизнь морских офицеров в Петрограде—кружок, во главе которого снова встал Александр Васильевич, возобновил свою работу и вплоть до самой войны продолжал деятельное обсуждение возможных в ближайшее время военных действий.

На месте помощника адмирала Эссена Колчак, как незаурядная личность, приобрел себе много друзей и врагов—нельзя было не удивляться его энергии, неутомимой работоспособности, активности—он продолжал смотреть только «вперед»; критики же ставили ему в вину некоторые неудачи флота—гибель «Паллады», после которой для поддержки духа он предлагал выслать еще ряд крейсеров в море, чрезмерную личную работу его в штабе, поглощавшую все его силы и не дававшую дела другим, и, наконец, даже самую активность его.

Живой, энергичный Александр Васильевич не способен был к исключительно кабинетной работе—нередко он принимал участие и в таких «авантюрах», в которых, казалось бы не было места флаг-капитану по оперативной части.

Из таких эпизодов приведу два.
    
Производили испытание с метанием новой бомбы; Колчак вызвался лететь и сбрасывать бомбу—проба не удалась, бомба повисла на шнуре, и гидроплан носился над Гельсингфорсом до тех пор, пока бомба не сорвалась и не взорвалась на каком-то, к счастью, пустом окраинном дворе.

Другой раз Колчак улетел на рекогносцировку, у летчика не хватило бензина, и флаг-капитан очутился за тридевять земель на каком-то необитаемой острове; пришлось добираться по способности, до места своей службы.

Время управления Колчаком оперативной частью флота Балтийского моря будет славной страницей в истории нашего многострадального флота.

Свой пост, оказавшийся по ходу военных действий кабинетным, Александр Васильевич оставил в 1915 году, вступив во временное командование дивизией эскадренных миноносцев, охранявших вместе со «Славой» подходы в Рижский залив. Последовал ряд активных действий, вплоть до удачной высадки небольшого десанта в тыл немцам, за которые молодежь прямо боготворила нового начальника, Георгиевский крест, чин контр-адмирала с утверждением в должности были наградой Колчаку, а через несколько месяцев, когда «Бреслау» совершил новый набег на побережье Крыма и не был вовремя встречен черноморцами, решено было послать молодого адмирала в Черное море.

 


Сорока трех летний Колчак был произведен в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом. Когда он являлся в ставке государь обратил внимание, что у молодого вице-адмирала нет ни одной звезды.

— Для командующего флотом это неудобно,

—сказал он и пожаловал ему тут же Станислава 1 ст. с мечами.

Новый командующий флотом не одержал на Черном море решительной победы, для этого не представилось случая, наоборот, его командование совпало с пожаром и гибелью дредноута «Императрица Мария», но нельзя не сказать, что встреченный предубежденно черноморцами, обидевшимися, что их едет учить балтиец, он сумел своим тактом, а главное решительными активными действиями сломить этот лед и расположить к себе сердца новых подчиненных. А в этом уже заключалась половина успеха.

Как пример действий Колчака, приведу одну из постановок лишь в Босфоре, произведенную вскоре после вступления А. В. в командование. Держа свой флаг на «Императрице Марии», Колчак подошел с отрядом новых миноносцев к Босфору и, поручив им поставить мины в самом проливе, чего раньше не делалось, остался мористее для поддержки операции. Погода была тяжелая, миноноцы мотало, и начальник отряда, решив, что задача невыполнима, повернул обратно.

Находившийся на отряде флаг-капитан Колчака потребовал подойти к адмиралу, передать ему свой письменный доклад, и через минуту последовало радио — «начальнику отряда сдать командование флаг-капитану—отряду немедленно следовать по назначению»— и мины были благополучно поставлены. Конечно, начальник отряда не вернулся на свое место, но его подчиненные получили наглядный урок понимания дела Колчаком; и такие случаи не были единичны.

К сожалению, достижению значительного военного успеха на Черном море Колчаку помешала революция, но она же содействовала еще большему сближению адмирала с личным составом.

 

К. Наташин.

 

Донская волна 1919 №07(35), 10 февраля

 

 

Еще по теме:

 

Александр Васильевич Колчак - новый командующий флотом Черного моря (1916 г.)

Приход к власти адмирала Колчака

О адмирале Колчаке

Адмирал А. В. Колчак. Часть 1

Адмирал А. В. Колчак. Часть 2

Адмирал А. В. Колчак. Часть 3

Колчак за учредилку

Все на борьбу с Колчаком (апрель 1919 г.)

 

 

 

Категория: История. События и люди. | Добавил: nik191 (08.03.2019)
Просмотров: 81 | Теги: Колчак | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz