nik191 Четверг, 04.06.2020, 18:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1089]
История искусства [233]
История науки и техники [286]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История науки и техники

Узкоколейные дороги в России, часть 2

 

 

 

 

НОВОСТИ НАУК И ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

 

Узкоколейные дороги в России

 

Часть 2

 

Все серьезные возражения, противу применения узкоколейной системы к главным линиям, сводятся, в сущности, к следующим пунктам:

1)    Что скорость движения по узкоколейным дорогам вдвое меньше, чем на ширококолейных и вследствие того увеличиваются сроки передвижения пассажиров и грузов.

2)    Что узкоколейная дорога при известном развитии движения не может удовлетворить его потребностям, в то время, как ширококолейная еще в состоянии удовлетворять таковым без всяких затруднений.

3)    Что при встрече дорог обеих систем нельзя отправлять вагоны одной дороги по рельсам другой и потому необходима перегрузка, дорого стоящая и невыгодная для правильной торговли, вследствие неопределенности срока доставки грузов.


Рассмотрим эти возражения по порядку.

1)    Что скорость движения, возможная на узкоколейных дорогах, вдвое меньше, чем на ширококолейных,—это правда.

В то время, как предельная скорость на первых составляет от 25 до 40 верст в час, таковая же, на вторых, равна 50—80 верстам. Нужно, однако, заметить, что указанные числа относятся к mахimum’у скорости, который до сих пор не практикуется ни на одной из наших железных дорог. Самые скорые поезда у нас,—это пассажирские поезда на линиях главного общества, но и те движутся от 35 до 40 верст в час.

На остальных дорогах нашей сети пассажирские поезда движутся со скоростью от 25 до 30 верст в час и мы не видим основания, при нашей бедности капиталами, бросать миллионы ради того только, чтоб доставить некоторым пассажирам 1 и 2 класса возможность ездить у себя дома на манер заграничных ехрrеss’ов. Скорая езда очень дорого стоит управлениям дорог и убытки от нее они наверстывают на медленно ездящем 3-м классе пассажиров и на тарифе на все грузы.

Скорость движения товарных поездов на линиях нашей сети, нигде не превосходит 25 верст в час, а бывает даже и меньше. Тому же условию удовлетворяют узкоколейные дороги. Жалобы же товароотправителей на управления дорог относятся не к тому, что товар передвигается с малой скоростью, а к беспорядочности в его отправке и доставке: зачастую товар заваливается на какой-нибудь промежуточной станции, попадает не туда, куда назначен и т. п. В этом отношении, хорошо администрируемая узкоколейная дорога может быть приятнее для публики, чем ширококолейная с дурным управлением.

И так, скорость движения, допускаемая на узкоколейных дорогах, не может служить препятствием к применению, у нас, этой системы для главных линий.


2)    Относительно подъемной силы дорог обеих систем, мы не станем разбирать условий пассажирского движения, потому что и те, и другие дороги, у нас, могут удовлетворить перевозке пассажиров в количестве, несравненно большем нынешнего. К тому же, нужно заметить, что главные статьи доходов железных дорог составляют товары; вот почему исключительно пассажирские дороги, как напр. Петергофская и Царскосельская, не смотря на значительное движение, не дают больше 6—6 1/2% дивиденда, в большей же части случаев даже 5%.

Валовой сбор от пассажирских поездов на такой бойкой дороге, как Николаевская, составляет едва 1/4 часть всего сбора, чистый же доход не составляет и 1/4 всего чистого дохода, потому что расход на пассажирское движение, всегда выше соответственного расхода по товарному движению, т. е. для всякой дороги выгоднее возить товары, чем пассажиров.

Сделаем расчет количества товаров, которое может быть перевезено в год по узкоколейной дороге, снабженной в достаточном количестве подвижным составом и разъездными путями, предполагая скорость товарного движения до 25 верст в час. На основании такого расчета мы будем в состоянии судить о том, может ли узкоколейная дорога, по своей подъемной силе, соответствовать требованиям движения, существующим на главных линиях наших железных дорог.

Всякому, знакомому с расчетами движения на железных дорогах, хорошо известно, что при одном пути и скорости движения 35 верст в час для пассажирских, и 25 верст в час для товарных поездов, при достаточных подвижном составе и запасных путях и при условии, чтобы перегоны были не длиннее 12—15 верст, можно ежедневно отправлять в каждую сторону по 3 пассажирских и по 12 товарных поездов, а всего в оба конца до 30 поездов, из коих 24 товарных.

Локомотивы системы Ферли на Кинсландских дорогах, возят со скоростью 25 верст в час, при подъеме в 1/40 (втрое круче предельного подъема, допускаемого на наших дорогах до 7,500 пудов груза, что составляет, даже с избытком в 300 пудов, общий вес товарного поезда, состоящего из 16, сполна нагруженных, вагонов. Следовательно, в течение суток, по узкоколейной дороге, может быть отправлено в обе стороны, даже при подъемах в 1/40, 384 вагона, сполна нагруженных товарами. Здесь мы принимаем, основываясь на заграничном опыте, нагрузку вагона в 300 пудов и собственный вес его в 150 пудов.

По приведенному расчету для одного дня, выходит, что в 365 дней, или в течение года, по дороге может быть перевезено из одного конца в другой 42,048,000 или, круглым счетом, 42 миллиона пудов, а при 2 путях, по крайней мере в 1 1/2 раза больше, т. е. 63 миллиона пудов товара. Откидывая на недогрузку, прогон порожних вагонов и на служебные перевозки те 300 пудов, которые остаются в запасе подъемной силы для каждого поезда и, сверх того 30% от 63 миллионов пудов, получим слишком 44 миллиона оплачиваемых грузов, т. е. приблизительно 3/4 всего количества товаров, перевозимых в лучшие годы самой бойкой из наших дорог,—Николаевской, и приблизительно на 10% больше, чем перевозила Московско-Рязанская дорога, принося 20 и больше процентов дохода. Следовательно, не может быть и речи о несостоятельности узкоколейных дорог в отношении подъемной силы их.


3)    Говоря о дороговизне и неудобствах перегрузки из вагонов узкоколейных дорог в вагоны ширококолейных, нужно, во избежание недоразумений, условиться, что подразумевать под этим.

Мы согласны, что если заниматься перегрузкой чрез каждые 15—20 верст пути, пройденного вагонами, то она обойдется дорого и будет убыточна для товароотправителей. Но товары, без сомнения, будут передвигаться на целые сотни, а иногда и тысячи верст или без перегрузки или с перегрузкой один раз.

Что значит, при таком расстоянии какая-нибудь 1/5 или 1/6 часть копейки с пуда, в особенности, если по примеру заграничных дорог и прямого сообщения линий главного общества чрез Вену и Триест, перегрузка будет производиться средствами управлений дорог с ответственностью их за порчу мест и доставку товара в срок? Отправители, в этом случае, не нуждаются ни в каких агентствах и комиссионерствах.

Наконец 1/5 или  1/6 копейки,—слишком высокая плата за перегрузку, потому что последняя, при надлежащих приспособлениях, может быть доведена до 1/8 и даже до 1/10 коп. Неужели, ради сбережения подобных расходов на перегрузку, стоит тратить миллионы на дорогие железные пути?

Мы остаемся при убеждении в рациональности применения узкоколейной системы к главным линиям. Тем, кто скажет нам, что железные дороги предназначаются на пользу многих поколений и что мы не в праве оставлять нашему потомству несовершенные, для настоящего времени, узкоколейные дороги, мы ответим: техника идет вперед так быстро, что, может быть, мы с вами еще доживем до тех времен, когда и нынешние ширококолейные дороги будут несовершенны; станем же заботиться только о том, чтобы грядущие поколения не осудили нас за те долги, которые мы можем наделать, строя убыточные дороги.


Всемирная иллюстрация, № 70 (2 мая 1870 г.)


 

 

Еще по теме:

 

Узкоколейные дороги в России, часть 1

Узкоколейные дороги в России, часть 2

 

 

Категория: История науки и техники | Добавил: nik191 (21.02.2020)
Просмотров: 36 | Теги: Россия, железная дорога, 1870 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz