Постимпрессионизм (от лат. post - после и импрессионизм), условное собирательное обозначение основных направлений французской живописи конца XIX - начала XX вв. Мастера постимпрессионизма, многие из которых ранее примыкали к импрессионизму, с середины 1880-х гг. искали новые и, по их мнению, более созвучные эпохе выразительные средства, позволившие бы преодолеть эмпиризм художественного мышления и перейти от импрессионистической фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению её длительных состояний - духовных и материальных.
В постимпрессионизме отразились кризисные черты западноевропейской культуры этого времени, мучительные и противоречивые поиски художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей. Для периода постимпрессионизма характерно активное взаимовлияние отдельных направлений и индивидуальных творческих систем. И хотя ряд направлений постимпрессионизма (неоимпрессионизм, отчасти "наби" - французский вариант "модерна") не выходит из указанных временных границ, творчество его ведущих мастеров (прежде всего постимпрессионизм Сезанна, В. ван Гога, П. Гогена, А. де Тулуз-Лoтрека) своей проблематикой кладёт начало многим тенденциям изобразительного искусства XX в.
Сезанн, Поль (1839-1906). Французский художник, представитель постимпрессионизма.
П.Сезанн - один из самых значительных мастеров конца XIX - начала XX вв., художественные открытия которого во многом определили облик современного искусства и легли в основу таких явлений, как фовизм и кубизм.
Свой творческий путь Сезанн начинает в 60-е гг. с увлечения Делакруа и Курбе.
Учился в колледже Бурбон в Эксе вместе с писателем Э. Золя; одновременно проходил курс рисунка при городском музее.
В 1861 г. приехал в Париж, где посещал частную Академию Сюиса (1862—65); познакомился с К. Писарро, а позднее с К. Моне, О. Ренуаром, А. Сислеем.
Не пройдя по конкурсу в Школу изящных искусств, вернулся домой и поступил на службу в контору отца, не оставив, однако, твёрдого намерения стать художником.
П.Сезанн «Убийство», 1867—70
В этот т. н. тёмный, или романтический, период (1862—72) художник писал трагические сцены («Убийство», 1867—70), натюрморты типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865—67), создал «Портрет отца» (ок. 1867 г.), запечатлел свою сестру, исполняющую музыку Р. Вагнера («Девушка за пианино. Увертюра к "Тангейзеру”», ок. 1869 г.). Сезанн часто бывал в Париже, встречался с будущими импрессионистами и ежегодно безуспешно пытался экспонировать картины в Салоне.
П.Сезанн. «Девушка за пианино. Увертюра к "Тангейзеру”», ок. 1869 г.
В импрессионистический период (1873—76) художник работал на пленэре вместе с импрессионистами в Понтуазе и Овере, учился раздельному мазку у К. Писарро. В 1874 и 1877 гг. он участвовал в выставках импрессионистов. Но вскоре под влиянием Э. Золя, советовавшего «живописцам впечатлений» обратиться к более значительным темам, Сезанн заявил о своём намерении «сделать импрессионизм чем-то более основательным и постоянным».
Художник обладал особым цветовым и пространственным видением, на основе которого создал к 1880 г. новую живописную систему, стремясь передать в своих картинах не мимолётные впечатления, но конструктивную основу мира. Уже ранние работы нарушают законы прямой перспективы: все линии в пространстве искривлены, предметы предстают преувеличенно весомыми и объёмными, а пространство – сферическим.
П.Сезанн. «Дом доктора Гаше»
П.Сезанн.«Эффект снега»
Цветовая гамма, чёткость контуров практически не меняются по мере удаления предметов в глубину («Дом доктора Гаше», «Эффект снега», «Панорамный вид Овера»; все – 1873—75). Пространство в «Доме повешенного» (1873) построено как система наклонных осей; дом повешенного отклонён влево, дом перед ним – вправо, камень в нижнем углу – снова влево.
П.Сезанн. «Дом повешенного» (1873)
В начале 80-х годов Сезанн стал все больше сосредотачиваться на натюрморте.
Вещи, которые он использовал в своих натюрмортах, не были ни разнообразны, ни роскошны. Драгоценности, китайские безделушки, прекрасный шелк не прельщали его. Он снова и снова писал яблоки. Ему нравились персики, груши, апельсины, лимоны и лук. Рядом с ними он ставил одиночные предметы: чайники, кувшины, бутылки, блюда, стаканы, тарелки. Таковы главные герои сезанновских композиций.
Поль Сезанн. «Натюрморт с кувшином и драпировкой» 1893-1894 годы
Сезанн писал натюрморты на протяжении всей своей творческой жизни - не в пример другим великим художникам, его равно увлекали натюрморт, пейзаж, изображение фигур людей и портретная живопись, но натюрморту он уделял особое внимание. Сезанн создал около 200 картин этого жанра.
Поль Сезанн. Портрет отца. 1885.
Поль Сезанн. Портрет госпожи Сезанн в оранжерее. 1890
Вместе с пейзажами и натюрмортами Сезанн создавал и портреты. Большинство портретов, созданных Сезанном, имеет одно отличительное общее свойство: художник так мало заботился о сходстве с оригиналом, что его портреты кажутся портретами вообще. Часто героями портретов были его жена Гортензия, которую он писал более сорока раз, и он сам. Сохранилось более 35 его автопортретов.
Поль Сезанн. Автопортрет в каскетке
Свой интерес к человеческой фигуре, сохранявшийся всю жизнь, Сезанн выразил и в создании групповых портретов. Некоторые из них изображают небольшие группы, как в известной серии игроков в карты; другие, в особенности купальщицы, насчитывают более дюжины фигур.
Поль Сезанн. "Игроки в карты"
В поздний период творчества художник увлекся идеей соединить два крупнейших живописных жанра, включив фигуры людей в пейзаж. В самом конце жизни Сезанн блестяще реализовал эту идею в "Больших купальщицах".
Поль Сезанн. "Большие купальщицы". 1905
В 1880-90-е годы Сезанна по-настоящему занимали пейзажи Прованса. Интерес был таков, что Сезанн создал 300 живописных пейзажей, и половина из них выполнена между 1883 и 1895 годами.
Поль Сезанн. Пейзаж в Провансе
Естественное соотношение форм тяжелой, выжженной солнцем земли Прованса и прозрачность здешнего света напоминали Сезанну его представления об Италии и Греции, и Прованс был связан для него с этими странами как один из "великих классических ландшафтов".
В течение жизни Сезанн написал огромное количество видов Прованса. Но было среди них несколько, к которым он обращался чаще, чем к другим.
Среди них наиболее продуманно выстроены виды города Гардана. Другим излюбленным местом для Сезанна-пейзажиста были окрестности Эстака.
Поль Сезанн. Вид на Эстак
К началу 90-х годов интерес Сезанна к ландшафтам Эстака угас, и художник сосредоточился на видах горы Сент-Виктуар, которая неизменно очаровывала его.
Поль Сезанн. Гора святая Виктория
Он рисовал Сент-Виктуар более 60 раз. С середины 80-х годов Сент-Виктуар стала единственной и самой важной темой пейзажей Сезанна и оставалась ею до конца его жизни.
Могучая творческая индивидуальность Сезанна соседствовала с необычайной неустойчивостью его натуры. Это очевидное расхождение художественного и личностного начал вводило в заблуждение всех, кто знал его, и поражало тех, кто занимался изучением его жизни и творчества.
Его терзало предчувствие ранней смерти, и, начиная с сорока трех лет, он много времени тратил на составление своего завещания. Страх заставил его обратиться к церкви - со средних лет до конца жизни он был практикующим католиком, хотя посещение мессы называл "данью средневековью".
Он искал спасения в живописи. Работа была для него единственным, что приносило полное "душевное удовлетворение". Об этом он снова и снова говорит в своих письмах. Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе. Во времена, когда его живопись подвергалась яростным нападкам, он писал матери: "Я научился чувствовать себя выше всего, что вокруг". Не вызывает сомнения, что он был твердо убежден в несравнимом превосходстве своего художественного видения. Примечательно то, как мало зрелое творчество Сезанна свидетельствует о нестабильности натуры своего создателя: когда мир предавал художника, он находил поддержку в своей живописи.
Уверенный в своей гениальности, Сезанн тем не менее был вечно одержим страхом того, что не найдет точных средств выражения. Он вечно твердил о неспособности "осуществить" собственное видение, и каждая новая картина становилась и опровержением, и подтверждением этого.
Источником творческого упорства была для Сезанна вера в искусство как "священнодействие". Вся его жизнь являет пример служения, преданности и эпической завершенности. И творчество его, и судьба исключительно важны для художников следующих поколений. В XX веке он предстал великим отшельником искусства, мужественно боровшимся в одиночестве. "Важно не то, что художник делает, но то, кем он является, - сказал о Сезанне Пикассо в 1935 году, - безграничное упорство - вот чему он учит нас".
Роль Сезанна как "отца" нового искусства была по заслугам оценена следующими поколениями художников. Достаточно вспомнить о том воздействии, которое он оказал на формирование неисчислимого множества мастеров и такие художественные направления, как символизм, фовизм, кубизм и экспрессионизм. Значимость Сезанна не ограничивается этим влиянием. Он перешагнул пределы современной ему и следующих эпох, в своей исключительности и завершенности встав вровень с другими гигантами европейской живописи.
Еще материалы по теме:
Постимпрессионизм. Анри Тулуз-Лотрек
Постимпрессионизм. Поль Гоген
Постимпрессионизм. Винсент Ван Гог
Постимпрессионизм. Поль Сезанн
Неоимпрессионизм
Импрессионизм
Источники:
http://dic.academic.ru/
http://www.darkgrot.ru/
http://www.centre.smr.ru/win/
|