
Народный писатель Михаил Шолохов
Появление в литературе Михаила Шолохова, комсомольца и бывшего продработника, пятнадцать лет назад издавшего свой первый сборник «Донских рассказов», известный писатель Серафимович встретил приветственным возгласом:
«Молодой орел!»
Покоренный силой вновь открытого таланта, Серафимович в предисловии к сборнику назвал первые рассказы Шолохова «степным цветком», восхищался проявленных им «чувством меры в острых моментах» и подчеркивал «огромное знание того, о чем он рассказывает».
Откуда же пришли к начинающему писателю знание жизни, сжатость и яркость стиля, образы, полные напряжения и правды? Вспоминая о днях своей юности, Шолохов писал:
«Гонялся за бандитами, властвовавшими на Дону до 1922 года, и бандиты гонялись за нами. Все шло, как положено. Приходилось бывать в разных переплетах...»
«Разные переплеты» гражданской войны, шедшей на Дону, — вот тот источник, из которого щедро черпал молодой Шолохов суровые «впечатления бытия», впоследствии с такой силой и страстью воплощенные в его замечательных произведениях.
Первые вещи Шолохова, при всем их бесспорном и поныне сохранившемся очаровании, воспринимаются сейчас как своеобразные этюды к «Тихому Дону». Четыре тома, восемь частей, девяносто печатных листов, многие годы упорного труда, — такова количественная мера, определяющая значение этого поистине вдохновенного произведения, безусловно относящегося к числу классических образцов советской литературы.
Стоит взглянуть на все произведение в целом — и у вас буквально захватывает дух от величия и богатства раскрывающейся социальной панорамы.
Героическая эпопея, наполненная буйными ароматами цветущей донской степи, то величаво и спокойно течет, как и сам «батюшка тихий Дон», то выходит из берегов в острые моменты «исторического половодья», чтобы снова войти в русло под воздействием мудрой руки взыскательного художника.
Поразителен по лиризму, по задушевной обаятельности, по тончайшей музыкальности и народной напевности язык Шолохова, то исполненный горечи, то пронизанный гневной иронией, то сверкающий всеми оттенками лукавого крестьянского юмора.
Восхищают и надолго запоминаются его просветленные, задумчивые, акварельные пейзажи, отражающие мысли и переживания героев и проникнутые необычайно тонким чувством природы. Тургенев, Чехов,— вот имена, приходящие в данном случае на память. И многие шолоховские страницы с честью выдерживают это труднейшее испытание.
Всю свою «звонкую силу» художника, все свое мастерство, тесно связанное с народным творчеством и крепнущее с годами, Шолохов направляет на то, чтобы изобразить историю казачества нашего времени, историю военного, морального, политического разоружения «русской Вандеи» и переход трудовых элементов казачества на сторону советской власти. Этот мучительный, кровавый, острый процесс, нашедший свое отражение в жестоких классовых схватках и боях гражданской войны, Шолохов нарисовал с предельной жизненной проникновенностью.
«Степь родимая! Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, нержавеющей кровью политая степь»,
— так восклицает Шолохов — поэт тихого Дона. Но романтическая слеза не может затуманить взор этого проницательного художника. Он отдает должное романтике, но нигде и никогда не находится у нее в плену. В одном из своих ранних рассказов Шолохов едко и зло высмеял тех «не нюхавших пороха» писателей, которые с чужого голоса воспевают «пахучий седой ковыль» донских степей.
«На самом деле ковыль, — разоблачал Шолохов этих верхоглядов и близоруких наблюдателей, — поганая белобрысая трава. Вредная трава, без всякого запаха».
Расправляясь с лживой романтикой «седого ковыля», Шолохов борется против политически вредных штампов, против того экзотического мусора, которым «украшены» всякого рода дешевые, олеографические описания казачества в трудах, не имеющих ничего общего с подлинной жизнью.
Классовую борьбу на Дону Шолохов показывает во всей сложности социальных противоречий. Глубокий и органический реализм шолоховского стиля позволил ему нарисовать не только отдельные, красочные батальные эпизоды, но и в первую очередь — широкую картину гражданской войны; исторически верно и художественно правдиво представлена в «Тихом Доне» та обстановка, в которой был точно осуществлен гениальный сталинский план разгрома врага на южном фронте.
Мастерски показав условия, при которых «в оторванном от общерусской демократии казачьем крае» (Ленин) осела контрреволюция, Шолохов с не меньшим мастерством отобразил и сложнейший путь, проделанный трудовым казачеством, в конце концов пришедшим к признанию революции и советской власти.
Б. РОЗАНОВ.
Красная звезда, № 63, 16 марта 1941 г.
Еще по теме:
Народный писатель Михаил Шолохов, часть1
Народный писатель Михаил Шолохов, часть 2
|