nik191 Вторник, 07.07.2020, 03:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1090]
История искусства [255]
История науки и техники [291]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Народный писатель Михаил Шолохов, часть 1

 

 

Народный писатель Михаил Шолохов

 

Появление в литературе Михаила Шолохова, комсомольца и бывшего продработника, пятнадцать лет назад издавшего свой первый сборник «Донских рассказов», известный писатель Серафимович встретил приветственным возгласом:

«Молодой орел!»

Покоренный силой вновь открытого таланта, Серафимович в предисловии к сборнику назвал первые рассказы Шолохова «степным цветком», восхищался проявленных им «чувством меры в острых моментах» и подчеркивал «огромное знание того, о чем он рассказывает».

Откуда же пришли к начинающему писателю знание жизни, сжатость и яркость стиля, образы, полные напряжения и правды? Вспоминая о днях своей юности, Шолохов писал:

«Гонялся за бандитами, властвовавшими на Дону до 1922 года, и бандиты гонялись за нами. Все шло, как положено. Приходилось бывать в разных переплетах...»  

«Разные переплеты» гражданской войны, шедшей на Дону, — вот тот источник, из которого щедро черпал молодой Шолохов суровые «впечатления бытия», впоследствии с такой силой и страстью воплощенные в его замечательных произведениях.

Первые вещи Шолохова, при всем их бесспорном и поныне сохранившемся очаровании, воспринимаются сейчас как своеобразные этюды к «Тихому Дону». Четыре тома, восемь частей, девяносто печатных листов, многие годы упорного труда, — такова количественная мера, определяющая значение этого поистине вдохновенного произведения, безусловно относящегося к числу классических образцов советской литературы.

Стоит взглянуть на все произведение в целом — и у вас буквально захватывает дух от величия и богатства раскрывающейся социальной панорамы.

Героическая эпопея, наполненная буйными ароматами цветущей донской степи, то величаво и спокойно течет, как и сам «батюшка тихий Дон», то выходит из берегов в острые моменты «исторического половодья», чтобы снова войти в русло под воздействием мудрой руки взыскательного художника.

Поразителен по лиризму, по задушевной обаятельности, по тончайшей музыкальности и народной напевности язык Шолохова, то исполненный горечи, то пронизанный гневной иронией, то сверкающий всеми оттенками лукавого крестьянского юмора.

Восхищают и надолго запоминаются его просветленные, задумчивые, акварельные пейзажи, отражающие мысли и переживания героев и проникнутые необычайно тонким чувством природы. Тургенев, Чехов,— вот имена, приходящие в данном случае на память. И многие шолоховские страницы с честью выдерживают это труднейшее испытание.

Всю свою «звонкую силу» художника, все свое мастерство, тесно связанное с народным творчеством и крепнущее с годами, Шолохов направляет на то, чтобы изобразить историю казачества нашего времени, историю военного, морального, политического разоружения «русской Вандеи» и переход трудовых элементов казачества на сторону советской власти. Этот мучительный, кровавый, острый процесс, нашедший свое отражение в жестоких классовых схватках и боях гражданской войны, Шолохов нарисовал с предельной жизненной проникновенностью.

«Степь родимая! Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, нержавеющей кровью политая степь»,

— так восклицает Шолохов — поэт тихого Дона. Но романтическая слеза не может затуманить взор этого проницательного художника. Он отдает должное романтике, но нигде и никогда не находится у нее в плену. В одном из своих ранних рассказов Шолохов едко и зло высмеял тех «не нюхавших пороха» писателей, которые с чужого голоса воспевают «пахучий седой ковыль» донских степей.

«На самом деле ковыль, — разоблачал Шолохов этих верхоглядов и близоруких наблюдателей, — поганая белобрысая трава. Вредная трава, без всякого запаха».

Расправляясь с лживой романтикой «седого ковыля», Шолохов борется против политически вредных штампов, против того экзотического мусора, которым «украшены» всякого рода дешевые, олеографические описания казачества в трудах, не имеющих ничего общего с подлинной жизнью.

Классовую борьбу на Дону Шолохов показывает во всей сложности социальных противоречий. Глубокий и органический реализм шолоховского стиля позволил ему нарисовать не только отдельные, красочные батальные эпизоды, но и в первую очередь — широкую картину гражданской войны; исторически верно и художественно правдиво представлена в «Тихом Доне» та обстановка, в которой был точно осуществлен гениальный сталинский план разгрома врага на южном фронте.

Мастерски показав условия, при которых «в оторванном от общерусской демократии казачьем крае» (Ленин) осела контрреволюция, Шолохов с не меньшим мастерством отобразил и сложнейший путь, проделанный трудовым казачеством, в конце концов пришедшим к признанию революции и советской власти.

 

Б. РОЗАНОВ.


Красная звезда, № 63, 16 марта 1941 г.



 

Еще по теме:

 

Народный писатель Михаил Шолохов, часть1

Народный писатель Михаил Шолохов, часть 2

 

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (24.05.2020)
Просмотров: 36 | Теги: Шолохов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz