«Для мудрого жизнь ни худа, ни хороша, она то, что человек из нее сам делает».
Дионисий
Соч. Жоржа Реньяль
(Продолжение. Начало ЗДЕСЬ).
Матери, из совершенно ложной стыдливости, поддерживают подрастающих детей в опасном невежестве. Есть возраст, когда знакомство с законами природы необходимо.
Глупейший предрассудок окружил тайной эволюцию в развитии отправлений, в которых также мало постыдного, как в образовании зубов, росте, аппетите и пищеварении. Я иду даже дальше. Я считаю, что в виду необходимости подвергать невинность ребенка опасности, при помещении его в школу или мастерскую какого бы то ни было рода, нужно знакомить детей с известного рода извращениями и пороками, соблюдая при этом конечно осторожность и действуя с тактом.
Главная забота родителей должна заключаться в том, чтобы дети безусловно доверяли и не боялись обратиться со всяким признанием.
Очень часто детей удерживает от откровенности боязнь сурового выговора или надоедливого присмотра. Если же они уверены, что встретят отзывчивое внимание, объяснение, разумный совет, они не станут прятаться и скрывать от родителей ничего того, что их интересует и внушает любопытство.
Необходимо, чтобы родители, с самой колыбели, следили за своими детьми и их привычками, но это должно быть незаметно и не должно переходить в скучную и тяжелую опеку.
Сохранение здоровья зависит — во всяком возрасте—от внутренней, если можно так выразиться, чистоты. Наша машина должна постоянно выводить отбросы своего поглощения.
И в этой внутренней чистке принимают участие не только желудочные каналы, но и почки, и слизистые оболочки, и поры кожи, почему необходимо, чтобы они все хорошо функционировали. Стоит где-нибудь образоваться застою и это уже отзывается на всем организме. Поэтому, избави Бог, препятствовать в чем-нибудь работе этих органов, а напротив, надо следить за их правильным развитием и отправлениями и восстановливать всякое их нарушение.
Несоблюдение законов воздержания является также важным поставщиком болезней всякого рода.
Поэтому во всех религиях, где конечно кроется всегда забота о материальном благосостоянии своих верных, указаны везде посты всякого рода, и весьма жаль, что их перестали соблюдать.... хотя бы по самым мирским, а не божественным причинам.
В наше время едят плохо и слишком много.
— Но если я голоден? протестует любитель покушать.
— Вы не голодны, а только хотите есть. А есть вы хотите потому что насильственно возбуждаете свой аппетит, соблазняете его разными вкусными излишествами и приучаетесь есть гораздо больше чем следует. Возбуждать аппетит - это вещь положительно вредная, если человек ничем не болен, аппетит у него явится вместе с чувством голода без всяких искусственных мер. Говорят: «Наши предки не так еще ели как мы!»
Это опять одна из тех ходячих истин, которая держится только благодаря ложным предрассудкам. Правда, наши предки поглощали иногда громадное количество пищи; но за то, по условиям тогдашней жизни, им приходилось иногда и сильно голодать. И их желудки оттого и справлялись хорошо с излишком пищи, что они не переутомлялись постоянно и не возбуждались ничем искусственно, чтобы вызвать аппетит.
Пьяницы встречались и в старину, но это были красноносые гуляки, весело распевавшие, добравшись до кружки вина. Но как они далеки от бледных испитых лиц нынешних алкоголиков, отравляющих себя постоянным потреблением абсанта (полынной водки), доводящего своих поклонников до сумасшествия или белой горячки.
Богачи, конечно, и тогда злоупотребляли пищей, не подвергая себя голоду, но зато тогда и медицина с ними не церемонилась, и мы знаем, как во времена Людовика XIV доктора злоупотребляли слабительными и кровопусканиями.
Нам кажется, что главное, что надо наблюдать в отделе питания, это то, чтобы есть только удобоваримую и здоровую пищу. Многие уверены, что у них превосходный желудок, потому что даже неумеренное потребление острых, прянных и жирных вещей не вызывают у них желудочных расстройств. Но они очень заблуждаются, если пищевые аппараты у них (до известного времени) и не портятся, то вред от той пищи, какую они потребляют, проявляется иным путем, в виде головных болей, подагры, всякого рода воспалений и т. п.
Природа мстит, как настоящий тиран, за всякое отступление от ее законов.
Я считаю, что было бы весьма рационально не давать мяса детям до 13—15 лет. Мясо слишком тяжелая пища для детского желудка.
А как много родителей, которые гордятся тем, что «дитя все кушает и выпивает рюмочку вина, совсем как большой!».
Между тем мы должны помнить, что если бы мы жили как первобытные люди и должны бы были добывать себе пищу с помощью когтей и зубов, то несомненно мы бы не могли питаться животной пищей, пока не достигли бы достаточных сил для того, чтобы ее добывать.
И надо думать, что вообще переход к животной пище произошел у людей тогда, когда им стало не хватать продуктов земли.
Самые большие обезьяны, не обиженные уже ни в каком случае силой, питаются все таки только фруктами!
—Вероятно доисторические люди начали с того, что стали воровать яйца из гнезд, сосать ракушек и научились добывать молоко от смирных животных. Затем, когда открытие огня научило варить себе пищу, жители севера, где растительность беднее и благодаря зиме не может давать плоды, перешли к питанию мясом. Еще и теперь жители севера прожорливее южан. Они вероятно первые начали питаться мясом животных, шкура которых была им необходима для того чтобы укрыться от холода. На тропиках туземцы ходят почти голые и редко питаются мясом.
Я не скрываю своего пристрастия к вегетарианству, который необходимо отличать от вегетализма. Поклонники последнего требуют отречения от всякой пищи, кроме растительной—хотя надо сознаться, что и они прекрасно себя чувствуют. Но вегетарианство не так строго. Оно не допускает только потребление той пищи, для которой нужно кого-нибудь убить, но не отказывается ни от яиц, ни от молока, ни от масла, ни от сыру... и вегетарианцы, по моему, совершенно правильно решили эту дилемму.
У нас, если кто сознается, что он вегетарианец, тот должен ждать иронического вопроса:
— И что же вы едите?
— Поверьте что не только один шпинат, вареный на воде!
— А все таки, недорого вам значит стоить прокормиться.
— К несчастью это не совсем верно. Если мы сокращаем расходы на мясо, зато тратим много на зелень, на плоды, на хорошее масло, кофе, шоколад.
Плоды и разные сыры стоят также не дешево, и в домашнем бюджете не является особой экономии.
(Продолжение будет)
Еще по теме:
Жизнь как она есть и как следует к ней относиться - 1
Жизнь как она есть и как следует к ней относиться - 2
Жизнь как она есть и как следует к ней относиться - 3
Жизнь как она есть и как следует к ней относиться - 4
Жизнь как она есть и как следует к ней относиться - 5
Жизнь как она есть и как следует к ней относиться - 6
Жизнь как она есть и как следует к ней относиться - 7
|