Высочайший смотр броненосной эскадры русского флота в Транзунде 2 июля
Двухдневное пребывание Государя Императора в среде русских моряков, будет занесено в летописи русского флота светлыми буквами.
Иностранные газеты, как водится, тотчас же заподозрили в этом смотру, демонстрацию против Пруссии, упустив из виду, что из всех представителей иностранных держав, находящихся в Петербурге, только принц Рейс и прусский военный агент были приглашены сопутствовать Государю.
Это мирное, вполне удавшееся торжество, имело единственную цель, представить Государю новую эскадру, выстроенную в продолжении 6 лет, в ее боевом виде, и вместе с тем сделать маневры из которых наглядно удостоверялось умение командиров, офицеров и матросов управлять и маневрировать новыми судами также хорошо и отчетливо, как они привыкли делать это на прежних судах.
Во вторник, 1 июля, вечером, вся эскадра перешла с транзундскаго рейда в шхеры, недалеко от острова Бюрк-э и простояла там на якоре до следующего дня; к 7 часам утра, в среду, разведя пары, эскадра направилась обратно в Транзунд, двумя колонами, в следующем порядке:
1-я колонна:
а) Броненосный фрегат «Петропавловск» (под флагом вице-адмирала Бутакова).
б) » » «Севастополь»,
в) Винтовый » «Пересвет».
г) » » «Олег».
д) Броненосная батарея «Не тронь меня» (под флагом контр-адмирала Керна),
е) » » «Первенец» .
ж) » » «Кремль».
з) Винтовый корвет «Витязь».
и) » » «Варяг» (под флагом свиты Е. И. В. контр-адмирала Перелешина).
2-я колонна:
і) Пароходо-фрегат «Соломбола» (под флагом свиты Е. И. В. контр-адмирала Стеценкова).
к) Двух башенная броненосная лодка «Русалка».
л) » » » » «Чародейка».
м) » » » » «Смерч».
н) Монитор (однобашенная лодка) «Тифон».
о) » » » «Стрелец».
и) » » » «Единорог».
р) » » » «Колдун».
е) » » » «Латник».
т) » » » «Броненосец».
у) » » » «Лава»
ф) ІІароходо-фрегат (обращенный в паровую мастерскую) «Владимир».
Рядом с передовыми судами эскадры, отдельно, с левой стороны, шел пароходо-фрегат «Храбрый», на котором было предложено флотским штаб и обер-офицерам отправиться из Кронштадта в Транзунд, присутствовать при Высочайшем смотре и посмотреть маневры. Около пятидесяти человек воспользовались этим предложением.
В девятом часу, в то время, когда эскадра выходила из шкер на открытый плёс и выровняла свои колонны, из-за острова показался императорский кортеж, из пяти судов. Впереди шла императорская яхта-пароход «Штандарт», за ней пароходы-яхты «Александрия», «Стрельна» (яхта генерал-адмирала) и пароходо-фрегаты «Олаф» и «Рюрик». Кортеж быстро нагнал эскадру и, не доходя двух миль, на императорской яхте был поднят штандарт Государя и проснувшееся эхо островов, загремело громкими перекатами от раздавшегося со всех судов эскадры салюта.
Пройдя всю линию судов, яхта стала во главе первой колонны и с нее было отвечено на салют пятью выстрелами. Проходя мимо судов эскадры, Государь Император, стоявший все время на мостике, здоровался с командами. Вместе с Государем на мостике находились: Наследник Цесаревич и Великие Князья Владимир и Алексей Александровичи.
Яхта «Штандарт» стала на якорь, на Транзундском рейде, в 11-м часу утра. Начальник эскадры и отрядные начальники явились с рапортами к Государю Императору. Мониторы и броненосные батареи, выстроившись в три колонны, направились к старому клиперу «Наездник», поставленному в углу рейда, впереди императорской яхты, а остальные суда, проходя мимо «Штандарта», становились на якорь, на заранее назначенные места.
Кроме выше названных судов, на рейде находился отряд морского училища, состоящий из фрегата «Громовой», корвета «Гиляк», винтовых канонерских лодок «Прибой» и «Марево» и тендера «Кадет», и следующие суда: корветы «Воевода» и «Гридень», клипер «Гайдамак», пароходы «Ястреб» и «Ильмень», винтовые канонерские лодки: «Прилив», «Отлив», «Толчок», «Волна», «Гул», «Молния», «Картечь», «Забияка», «Щука» и «Пчела».
Русский флот: Императорские яхты "Забава" и "Королева Виктория" на Транзундском рейде
Парусные яхты (из которых самые красивые «Виктория» и «Забава» представлены на рисунке) «Виктория», «Волна», «Забава», «Никса» и ботик «Увалень» катались под парусами по рейду. Картина была самая оживленная; вскоре загремели выстрелы громадных орудий с мониторов и батарей, тяжелые снаряды, от 9 и до 15 дюймов в диаметре, ударяли в борта легкого клипера; грянул залп с батареи «Не тронь меня» и с клипера повалил дым, но скоро начавшийся пожар затих. Раздались выстрелы орудий с лодки «Чародейки» и снаряды, ударяя в воду, начали попадать в подводную часть клипера, он вздрогнул, и, раненый смертельно еще несколькими снарядами с монитора «Лава», тихо опустился на дно. Вслед затем мимо флота прошел старый клипер «Джигит», на буксире колесного парохода.
За ним гнался, заходя с разных сторон, клипер «Гайдамак», как бы выбирая слабое место и удобную минуту, и наконец раздался гул. «Джигит», как будто подпрыгнул из воды; надводная часть, разлетевшаяся в куски и осколки, поплыла по воде; капитанская рубка, почти уцелевшая, тихо покачиваясь, потянулась по ветру к ближайшему берегу и кроме этой рубки и обломков, ничто уже не напоминало бывшее красивое судно.
На императорской яхте был сервирован завтрак, и по сигналу весь Транзундский рейд покрылся стаей окрыленных лебедей, роль которых играли около 60 шлюпок со всей эскадры. Барказы, полубарказы, катера и вельботы, управляемые молодыми офицерами, под всеми парусами, сходились, расходились, описывали красивые линии, поворачивали по ветру и против ветра, проходили, или выражаясь технически, обрезывали корму больших судов, задевая мачтами кормовые флаги.
Около 2-х часов, броненосная батарея «Кремль», на полном ходу, пошла на предназначенный для опыта парусный старый бриг «Филоктет», и с разбегу ударила его своею удлиненной носовой частью (тараном). Бриг задрожал и раскачнулся, но устоял, и батарея, высвободившись из пробитого над водой отверстия, завернула назад и ударила во второй раз, еще с быстрейшего разбега.
Старый, высоко стоящий на воде, бриг, благодаря своей плавучести и легкости, все-таки не пошел ко дну сразу; лодка «Толчея» успела подойти к нему взять на буксир и отвести в сторону, только тогда он затонул окончательно. Батарея «Кремль» стала на свое место и немедленно начался новый маневр, ловко и с уменьем исполненный капитанами 2 ранга: Корниловым, бароном Клодтом и Копытовым, на трех винтовых канонерских лодках, обшитых фашинами, для ослабления и безвредности ударов. Они старались ударить одна другую таранами и вместе увертываться от ударов противника. Некоторые удары, а также увертливость были сделаны мастерски и к 5 час. лодки прекратили примерный бой.
К шести часам, на Императорской яхте собрались командиры, приглашенные к обеду. На мостике, между кожухами, играла музыка гвардейского экипажа. К концу обеда был поднят сигнал:
«свезти десант на остров, атакованный неприятелем».
Через несколько минут, со всех сторон к яхте гребли шлюпки большого размера (барказы, полубарказы и катера) в боевом виде. На носу виднелись большие орудия, кроме гребцов на скамьях сидели, а в корме и стояли, матросы, временно превратившиеся в пехотинцев. Не видавшему никогда свозки десанта, трудно себе представить ту массу людей, которая помещается на небольших по виду шлюпках. Через десять минут, с момента поднятия сигнала, между «Громобоем» и «Штандартом», выстроились колоннами два отряда шлюпок, каждый из 3-х рот. Отрядами командовали капитан 2-го ранга Куприянов и капитан-лейтенант Клочков.
Отряды начали стройно подвигаться на гребле к берегу, а с фрегата «Громовой» начали обстреливать остров Менца-Сари, в котором находился предполагаемый неприятель, после с фрегата и с лодок «Прибой» и «Марево» гребцы налегли на весла и, по мере приближения к берегу, из шлюпочных орудий начали, в свою очередь, обстреливать берег батальным огнем; затем началась трескотня из ружей, и когда шлюпки пришли на малую глубину, десантные роты бросались в воду и держа ружья над головой, по пояс в воде, бегом кидались на берег, где живо строились поротно.
Десантные орудия, поставленные на станки, выкатывались на руках и помещались в интервалах; все происходило быстро, ловко, отчетливо, без крика и суеты, и этому тем более следовало удивляться, что в командах эскадры, в которой некоторые суда пришли за два и за три дня до смотра и не успели приготовиться, насчитывают не менее двух с половиной тысяч рекрут.
Государь Император, съехавший, еще до момента высадки, на особую пристань, устроенную на острове, остался весьма доволен высадкой и маневрами и благодарил команды за лихое исполнение всех маневров, за усердие и одушевление, с которым люди выполняли весь маневр.
Вечером, при заходе солнца, грянула заревая пушка с Императорской яхты, и как бы с удесятеренной силой отозвалась на фрегате «Петропавловск», который сделал залп изо всех орудий. Звук слился в один гул, как будто выстрелили из гигантской пушки.
Так кончился первый день Высочайшего смотра.
(Продолжение будет)
Всемирная иллюстрация, № 31 (26 июля 1869 г.)
Еще по теме:
Придворные известия. 1-3 июля 1869 г.
Высочайший смотр броненосной эскадры русского флота в Транзунде 2 июля 1869 г.
Высочайший смотр броненосной эскадры русского флота в Транзунде 3 июля 1869 г.
|