Генерал-майор А, М. Стессель
ИМЕННОЙ ВЫСОЧАЙШИЙ УКАЗ
Правительствующему Сенату
Признав необходимым привести на военное положение войска Приамурского военного округа, Мы повелели Указом Нашим, сего числа данным Военному Министру, сделать ныне же, по указаниям Нашим, все надлежащие по сему распоряжения.
Вместе с сим повелеваем призвать на действительную службу потребное для сего число чинов запаса из областей и уездов Приамурского и Сибирского военных округов согласно утвержденного Нами 10-го июня 1897 года расписания и позднейших изменений, внесенных в таковое.
Правительствующий Сенат не оставит сделать к исполнению сего надлежащее распоряжение.
На подлинном Собственной Его Императорского Величества рукой написано:
«НИКОЛАЙ
В Петергофе, 10-го июня 1900 года.
***
Правительственное сообщение
Со времени получения первых же тревожных известий из Китая Императорское правительство не замедлило, чрез представителя своего в Пекине потребовать от китайских министров принятия решительных мер к восстановлению спокойствия в стране, граничащей на обширном пространстве с Российской Империей. Действительному статскому советнику Гирсу вместе с тем поручалось привлечь самое серьезное внимание цзун-ли-ямыня на опасные осложнения, к которым неминуемо поведет народное возбуждение против проживающих в Китае иностранцев, и возложить на членов правительства ответственность за все последствия возникших беспорядков.
К сожалению, беспечность китайских провинциальных сановников явилась в глазах мятежников поощрением их преступной деятельности, встретившей к тому же сочувствие в среде правительственных войск. Восстание с каждым днем стало принимать все более широкие размеры: 25-го мая боксеры сожгли православную церковь в деревне Дунтинань и угрожали поджечь здание русской духовной миссии. Жизнь и имущество русско-подданных, проживающих в северном Китае, подверглись серьезной опасности, между тем, в распоряжении нашего посланника находился лишь небольшой десант в 75 человек.
При таких условиях не представлялось более возможным медлить принятием со стороны Императорского правительства решительных мер к ограждению Российского представительства в Пекине и обеспечению жизни и имущества русско-подданных от преступных замыслов китайских мятежников.
В этих видах, по Высочайшему Государя Императора повелению, начальнику Квантунской области предписано было держать наготове 4-х-тысячный отряд для отправки оного, в случае необходимости, в Китай по первому требованию российского посланника в Пекине, но так как вслед затем все сношения с нашей миссией были прерваны, а между тем телеграммами из Шанхая сообщалось о сосредоточении вблизи столицы скопища боксеров, имевших намерения произвести нападения на иностранные миссии, вице-адмирал Алексеев получил приказание немедленно отправить вышеупомянутый отряд по назначению.
Прибывший, 30-го мая, в г. Тянь-Цзинь первый эшелон в 2,000 человек нашел как железнодорожный путь, так и телеграфный провод к Пекину разрушенными, в самом Тянь-Цзине подошедшие мятежники произвели дважды нападение на европейские участки, начав поджогами зданий китайского города и дома местного генерал-губернатора. Наш полевой отряд, не понеся никаких потерь, отбил обе атаки с большим уроном для мятежников, шайки которых между тем успели захватить все форты бухты Таку, дабы как русскому, так и другим иностранным десантам отрезать пути для получения провианта и подкреплений.
Обстоятельство это побудило международные войска прежде всего озаботиться обеспечением за собой доступа с моря, и с этой целью принудить мятежников сдать укрепления Таку. Результаты боя, открытого китайскими мятежниками в ночь с 3-го на 4-е июня, уже известны из обнародованной в «Правительственном Вестнике* телеграммы вице-адмирала Алексеева.
С занятием укреплений Таку, русский отряд может приступить к исполнению возложенного на него поручения по обеспечению прямых сношении с Императорской миссией и защите русско-подданных.
Из всего вышеизложенного явствует, что русские войска, вступая на соседнюю территорию, отнюдь не преследуют каких-либо враждебных по отношению к Китаю целей: напротив того, присутствие их в дружественной стране при настоящих тревожных событиях может только оказать существенную помощь пекинскому правительству в борьбе его с мятежниками и ускорить восстановление в империи законного порядка вещей в интересах самого Китая.
***
Телеграммы вице-адмирала Алексеева Военному Министру из Порт-Артура
От 9-го июня.
Получено донесение от полковника Анисимова из Тянь-Цзиня, от 6-го июня, из которого видно, что положение отряда очень опасное. Сообщение прервано, китайские скопища окружили Тянь-Цзинь, бомбардируют его из орудий больших калибров, нанося большие потери — убито и ранено семь офицеров, сто пятьдесят нижних чинов, патронов и снарядов осталось немного. Пробиться на Таку трудно, а также везти женщин, детей, раненых; железная дорога совершенно испорчена. Донесение доставлено благодаря счастливой случайности. Генерал Стессель отправил 7-го июня из Таку, на выручку Анисимова, что было под рукой, сегодня, 8-го, надеялся, по выгрузке артиллерии, выступить с остальными войсками, оставив гарнизон в Таку. Серьезность положения обязывает меня принять крайнюю меру: не дожидая войск из Владивостока, отправить немедленно, сегодня ночью, один батальон десятого полка.
От 13-го июня, № 432. 1
1-го июня генерал Стессель с боем вступил в Тянь-Цзинь и соединился с Анисимовым. Потери невелики; подробности дополнительно.
От 14-го июня, № 439.
Ночью на 13-е июня, вышедший из Тянь-Цзиня отряд, под начальством подполковника Ширинского, в составе четырех наших рот и такого же числа иностранцев, освободил отряд Сеймура и доставил в Тянь-Цзинь. Раненых в отряде Сеймура двести.
***
В штурме занятых китайскими мятежниками фортов у Таку, 4-го сего июня, приняла участие, вместе с десантами военных судов, сводная рота 12-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, направленная за два дня перед тем из Порт-Артура и прибывшая как раз вовремя, чтобы оказать деятельное содействие означенным десантам. Поручик названного полка, Станкевич, вместе с четырьмя нижними чинами того же полка первыми взошли на вал атакованного укрепления. В этом деле рота лишилась трех нижних чинов ранеными; из них один ранен тяжело.
За изложенное отличие, поручик Станкевич удостоился Всемилостивейшего награждения орденом Св. Георгия 4-й степени, а четырем нижним чинам, взошедшим вместе с ним первыми на вал, пожалованы знаки отличия Военного Ордена 3-й степени. Независимо сего, роте пожалованы четыре знака отличия того же ордена 4-й степени, для награждения наиболее отличившихся нижних чинов оной по выбору самой роты.
***
В настоящее время в Тянь-Цзине, под начальством генерал-майора Стесселя, собрался русский отряд в составе пяти отдельных батальонов, 8-ми орудий, 4-х пулеметов. В составе войск генерал-майора Стесселя, двинутых к Тянь-Цзиню, принимали участие, по полученным уже сведениям, 140 американцев и 100 японцев. Вполне вероятно, что к нашим войскам присоединились 750 германцев, высадившихся в Таку на другой день по выступлении наших войск из Таку к Тянь-Цзиню.
Об участии в освобождении Тянь-Цзиня войск других нации известий пока не получено.
Разведчик, № 505, 21 июня 1900 г.
***
(Известия из петербургских и заграничных газет)
— Убитые при взятия Таку похоронены с подобающими почестями на вновь устраиваемом в Порт-Артуре братском кладбище. На этом же кладбище покоятся убитые при взятия Таку иностранцы.
— С каждым днем восстанавливается железнодорожный путь от Таку до Тиенцзина,— работает рота железнодорожного батальона. Провиант доставлен в значительном количестве, что обеспечивает вполне прибывшие все войска.
— Народное брожение, вызываемое адептами «Большого Кулака», началось уже и в Кантоне, и в Гонконге, и в Шантунге. Из Шантунга телеграфируют, что близ Куоме адмирал Гильдебранд с немецкими инженерами едва спасся от рук мятежников.
— Из Берлина телеграфируют в «Новости»:
— Из Вены телеграфируют, что китайские осложнения и особенно убийство германского посла вызывают особенное возбуждение в военных кружках.
— Бывший германский посланник в Китае, согласно вчерашним телеграфным известиям убитый в Пекине, барон Кеттелер, давно уже служил в Китае и имел раньше случай выказать свое мужество и самообладание во время китайского восстания в период борьбы китайцев с французами из-за Тонкина. 10 сентября 1883 года китайцы сделали разбойническое нападение на населенные преимущественно европейцами кварталы города Кантона. Тогда полковник Кеттелер был переводчиком при германском консульстве в Кантоне. Во время упомянутого нападения Кеттелер особенно заботился о безопасности женщин и детей. Благодаря его энергии, удалось прекратить этот мятеж прежде, чем он принял угрожающие размеры. Император Вильгельм I тогда же наградил полковника Кеттелера орденом «Красного орла».
ИЗ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ
Вчерашние газеты принесли читателям потрясающие сообщения: «боксеры» убили германского посланника и разрушают здания посольств в Пекине, а в Нью-Йоркской гавани случился грандиозный пожар, унесший сотни жертв...
Далее газеты сообщают о необычайном возбуждении, которое переживает Берлин: берлинцы окружают редакции газет, расхватывают вечерние прибавления и призывают возмездие германских войск на головы китайцев!...
В Китае восстание, по-видимому, все распространяется и распространяется, так что теперь мудрено разобраться, где начинаются "шайки мятежников" и где кончаются «правительственные войска»...
Все в этой стране пагод и сюрпризов смешалось в одну общую массу и покрыто туманом общей смуты.
Ежедневно, таинственная страна посылает Европе разноречивые сообщения, из совокупности которых мудрено вывести ясное представление о том, что творится в Китае.
Китайские же дипломаты проявляют удивительное коварство...
Германский посланник убит две недели тому назад, а в течении этих двух недель китайские посланники при европейских правительствах категорически заявляли, что с посольствами, мол, все благополучно, все, мол, они живы, здоровы и находятся под надежной охраной...
Совершенно очевидно, какими соображениями тут руководствовались китайские дипломаты: выиграть время — это при настоящем положении вещей значит выиграть очень много!
Московский листок (большая политическая внепартийная газета) № 172, 21 июня 1900 г.
Еще по теме
События в Китае. 1900 г.
.................................
Восстание "боксеров" (20 июня 1900 г.)
Введение военного положения в войсках Приамурского военного округа
Восстание "боксеров" (21 июня 1900 г.)
|