Вступление германских войск в Берлин
Вот как описывают торжественное вступление войск в Берлин 16 июня.
Блестящее июньское солнце освещало сегодня ликующие толпы народа на берлинских улицах с самого утра, и сами берлинцы, и приезжие из провинций и всей Германии высыпали на улицы. Рабочие, с хорами музыки впереди, в 58 отдельных группах по ремеслам, заняли предназначенные для них места, начиная от Крестовой горы, вдоль Кениггрецской улицы, Под Липами, вплоть до самой академии наук и художеств. На другой стороне улицы Под Липами разместились стрелковые и другие общества.
Все дома и бульвары изукрасились флагами, транспарантами и аллегорическими фигурами разных побед. Перед дворцом открыта статуя Германии. В половине девятого, разные части войск стекались на огромное поле, близ подгородной деревни Темпльгоф. Полки выступили с музыкой, играли марш вступления пруссаков в Париж, в 1815 г., при всеобщем ликовании публики.
В 1/4 11 часа в шествии показался князь Бисмарк; его встретили оглушительными рукоплесканиями. За ним следовали граф Мольтке и фельдмаршал Врангель. Император, как по обыкновению, явился ровно в 11 часов, на перекрестке двух аллей, с блестящей свитой из принцев и генералов, прославившихся в последнюю войну. За ними следовали императрица и принцессы в придворных экипажах.
Все полки выстроились по заранее назначенному плану, и в 1/2 12 часа все было готово к триумфальному их вступлению в столицу. Войсками предводительствовали главнокомандующие: великий герцог Мекленбург-Шверинский, наследный принц саксонский, фельдмаршал Фон-Штейнмец и генерал фон-Мантейфель. Впереди императора ехали канцлер князь Бисмарк, фельдмаршал граф Мольтке, военный министр граф фон-Роон.
Непосредственно позади императора наследный принц германский и принц Фридрих-Карл предводительствовали гвардейскими полками, с трофеями: 81 знаменем и орлами.
В час гвардия достигла Бранденбургских ворот, где начинается бульвар Под Липами. Все пространство под воротами, до начала бульвара, превратилось в нечто вроде празднично-убранной залы.
Берлин. Торжественное вступление германских войск. Манифестация у Бранденбургских ворот
Восторгу не было конца при въезде императора. У Бранденбургских ворот императора встретили 75 девиц, одетых в белые платья с синими лентами; предводившая их Жанна Блезер, красавица собой, приветствовала императора стихотворением. С улыбкой на устах, он принял из рук ее лавровый венок, обменялся несколькими словами с нею и другими девицами, и затем подъехал к раненым офицерам.
Берлин. Торжественное вступление германских войск. Приветствие императора ранеными
Под Липами навстречу ему выступили бургомистр Гедеман с четырьмя членами магистрата, и председатель городских депутатов Кохганн, с четырьмя депутатами. В приветственной речи бургомистр выразил признательность города храброму войску и заключил словами:
«Мы будем бодрыми стражами наших Богом созданных границ, отторгнутых у хищного неприятеля; но и всем соседям мы будем добрыми соседями и будем состязаться с ними в достойной человечества борьбе о равенстве в науке, художествах, промышленности, для блага всех».
На это император отвечал:
«Прежде всего благодарю вас за то, что вы теперь высказали, благодарю вас вообще и специально от себя лично и от имени армии, представители которой вступают в город. Мы пережили великие события, и знаем, кому следует воздать благодарность. Возблагодарим Всевышнего, что он дал нам силы воспользоваться пережитыми событиями.
Всем, что народ мой пережил, всеми благами и сокровищами, которые мы теперь только познаем, мы обязаны верности долгу за границей и у себя дома: ее-то мы сохраним, как самое дорогое благо для нашего будущего. В эту минуту я считаю долгом выразить благодарность городу Берлину за изумительно прекрасную и торжественную встречу, конечно, не меня, но моего войска».
Из генералов, особенно Мольтке, Блюменталь и Роон сосредоточивали на себе симпатии публики; князь Бисмарк возбуждал неописанный восторг. При появлении 81 французского орла, раздались шумные клики.
Берлин. Торжественное вступление германских войск. Марш войск перед императором Вильгельмом
Войска прошли под триумфальными арками по бульвару Под Липами, где были расставлены все взятые французские пушки и митральезы и 191 телеграфическая депеша, повествовавшие о германских победах. В конце бульвара император со свитой стал около памятника Блюхера, и в продолжение трех часов войска дефилировали. Гренадерским полком № 7-й император лично предводительствовал.
В половине четвертого часа войска стали расходиться по казармам. Затем, в парке, против дворца, происходило еще открытие памятника Фридриху-Вильгельму III.
Некоторые корпорации отличались эмблемами весьма юмористическими. Так, плотники несли на длинном шесте фигуру Бисмарка в рабочем костюме, распиливающего карту Франции и остановившегося на том месте, где находился Бельфор. Громадность немецких побед выражалась особенно в огромном количестве пушек (более полутысячи), которыми был уставлен триумфальный путь (от Потсдамских ворот до памятника Фридриха Великого).
Необыкновенное впечатление производят статуи Беролины (ваятеля Энке) и Страсбурга и Меца (знаменитого Бегаса), приготовленные специально для этого случая из гипса и поставленные у Гальских и Потсдамских ворот; особенно две последние, ваятель которых получил большую известность памятником Шиллера, поражают зрителя массивной грандиозностью своей меланхолической, но гордой осанки и художественной отделкой костюмов.
Не менее интересны произведения живописи, которыми изукрашена улица Под Липами, особенно привлекает отделка академии искусств: весь фасад раскрашен в итальянском вкусе с медальонами, на которых по золотому фону нарисованы портреты главных полководцев этой войны и, кроме того, между окнами помещены портреты во весь рост самых значительных, между прочим портреты Мольтке и Бисмарка, произведения Менделя.
Многия изречения короля в его письмах к королеве, прокламациях и т. д., иллюстрированы огромными картонами, повешенными поперек средней аллеи Под Липами; особенно замечательна картина молодого художника Вернера, изображающая Боруссию на колеснице, преследующую французов, которые бегут; живописец привлек внимание зрителей фигурой Наполеона, валяющегося в пыли под ногами у лошадей, с изломанным венцом на голове.
Всемирная иллюстрация : Еженед. илл. журнал, № 25 (129) - 19 июня - 1871.
Торжественное вступление германских войск в Берлин
Наконец, давно ожидаемый в Берлине день 16 июня - настал. В 11 часов утра все отряды войск, назначенные для торжества, выстроились на Темпельгофском поле, фронтом к шоссе, под главным начальством принца Августа Виртембергского и двинулись в порядке, описанном нами в № 129 нашего издания. Не повторяя сказанного, мы считаем обязанностью сообщить рисунки торжества. Мы выбрали для этого две вещи. Появление императора подле девушек и раненых и встреча его речами представительниц их, и прохождение войск перед императором и его блестящей спитой.
Как известно, из России была послана депутация, для присутствования при торжественном входе германских войск. Депутацию эту, в назначенный час, в полном составе, повезли, в придворных колясках, на главную площадь перед дворцом, где вступавший войска должны были пройти церемониальным маршем. Войска вступали в город с музыкой, по отделениям. Офицеры, солдаты и даже лошади вступавших войск были буквально завешаны со всех сторон зеленью, венками и даже небольшими зелеными ветками, так что войска решительно были обращены как бы в движущийся сад.
В начале площади, перед дворцом, были выстроены триумфальные ворота, которыми войска вступали на площадь, на глазах нашей депутации, занимавшей видное место около императора. Во время прохождения войск церемониальным маршем, к начальникам различных частей войск постоянно подбегали придворные лакеи с венками, которые бросали из окон дворца принцессы, смотревшие на церемонию. Венки эти надевались на сабли, стремена, луки у седел.
Церемониальный марш кончился в час; во время прохождении войск, император несколько раз подзывал в себе командира петербургского гренадерского полка, генерал-майора Аллера и называл ему по имени каждую часть войска. Наследный принц прусский, по окончании церемониального марша, подозвавши к себе старшего сына принца Фридриха Вильгельма, приказал ему так же, при нем, явиться генерал-майору Аллеру, как командиру полка, в который он на днях зачислен, генерал-майор Аллер при этом подал его высочеству, принцу Фридриху Вильгельму, рапорт о состоянии полка. Затем наследная принцесса долгое время разговаривала с нашей депутацией на французском языке.
По окончании всей церемонии, вся наша депутация, в полном составе, была приглашена на обед к 4 ч. пополудни, который давали городские власти города Потсдама в честь офицеров вступивших к ним войск, но так как до начала обеда оставалось еще очень много времени, то депутация, в сопровождении ротмистра Тилло фон-Трота, отправилась осматривать дворцы в Потсдаме: Sans Sоuсi, мраморный и другие, в числе которых и тот, где живет наследный принц прусский.
На другой день, после торжественного вступления войск, последовали многие награды.
Всемирная иллюстрация : Еженед. илл. журнал. Т.5, № 2(132)- 10 июля - 1871.
Съезд немецких журналистов
В июле назначен съезд немецких журналистов. По програме съезда, главнейшим предметом прений будут основы будущих законов о печати для всей германской империи. Докладчиком по этому предмету избран редактор лейпцигской «Германской Всеобщей Газеты», член Рейхстага, профессор Бидерман; вторым докладчиком по тому же вопросу назначен бывший редактором берлинской газеты «Zukunft», Гвидо Вейс. О результатах австрийских законов о печати будут докладывать редактор «Nеuе Frеiе Рresse»—Федлендер и редактор венского «Экономиста» — Виттельсгефер. Сотрудник «Франкфуртской Газеты»—Киннгисер предложил подать прошение в рейхстаг об уничтожении штемпельной пошлины. Редактор «Бреславской Газеты»—Штейн изложил свои соображения о положении немецких корреспондентов во время войны.
Всемирная иллюстрация : Еженед. илл. журнал, № 25 (129) - 19 июня - 1871.
Еще по теме:
Вести о войне между Францией и Пруссией
Вести о войне между Францией и Пруссией. Войска сторон
.............................
29 июня - 4 июля 1871 года
Вступление германских войск в Берлин
В Меце после занятия его прусскими войсками
|