Казанский собор в ночь на Светлое Христово Воскресение
Один из самых поэтических обрядов церковного православного служения—совершался в ночь на светлый праздник. Далеко, по всей России, горят огни в церквах и подле церквей, и храмы наших бедных, утонувших в степях селений, наполняются пестрым людом, поминающим великое событие нашей веры. Ни один из праздников не пользуется таким почетом, ни одного не ожидают так долго... Может быть, именно это долгое ожидание, этот утомительный семинедельный пост, с его однообразным звоном колоколов, с прекращением всяких забав и развлечений, —много придает самому празднику.
Сразу, чудом, является Пасха и преображает в мгновение ока всю великую, необъятную Россию. Рядом, вслед за Пасхой, идет весна, а с ней пробуждение наших полей и лесов, и работы по деревням. Пасха, весна, жизнь, все это вместе действует на сердца и веселит людей, требующих веселья, как отдохновения, как притока новых сил.
Нынешнюю Пасху случилось нам встретить в Казанском соборе.
Ни один из петербургских храмов не представляет собой такой величавой, почтенной святыни, как храм Казанской Божией Матери.
Благодаря серому, потемневшему от времени, цвету камня, из которого он сложен,—собор этот приобрел печать древности, маститости, т. е. именно то, чего не хватает всем нашим петербургским церквам, неумолчно и без устали молящимся. Исаакиевский собор тоже темен, но он же и пестр, тогда как в Казанском пестроты нет.
Ночь на Пасху в нынешнем году была великолепна, хотя и не отличалась полной теплотой. Хорошо, что ветер, так часто дующий нынешней весной, не нагнал туч и ночь была из редких.
Народу в соборе было видимо невидимо и с Невского проспекта сияние света в окнах его, от многих тысяч свечей, горело ярко и картинно, мешаясь с тенями ночи и проступая из темных масс его стен, колонн, между нишами.
Внутри было еще великолепнее. Темная высь купола, в глубину которого, казалось, и самый свет свечей не смел подняться, было почти темно. Ветхие знамена и черные древки их выступали со стен под движущейся массой богомольцев и составляли, своими лохмотьями, полный контраст с белыми, розовыми и голубыми платьями женщин и детей.
Служба той ночи, как известно, одна из самых пышных. Быстрая смена черных, траурных риз духовенства белыми глазетовыми, много способствует эффекту, равно как и пение лучших и мелодичнейших молитв; общая радость после первого «Христос Воскресе», — отвеченного всеми прихожанами «Воистину Воскресе»—была действительно шумна и картина представлялась самой пышной, самой исключительной. Еще эффектнее вышел крестный ход, представленный на нашем рисунке.
Ни в одном из иноверческих служений не случалось нам видеть чего-либо сходного со службой нашей церкви в ночь на светлый праздник... Стоит однажды увидеть эту службу иностранцу, для того, чтобы никогда не забыть её.
Для нас русских праздник этот, который справлялся нашими праотцами также точно, как справляется нами, имеет еще и смысл воспоминания. Детьми молились мы в эту ночь также точно, как будем молиться стариками, как будут молиться наши правнуки. Те же хоругви и те же молитвы, что участвуют теперь в крестных ходах, будут развеваться и слышаться столетия после нас, — когда о нас позабудут и имена наши исчезнут даже из метрических книг.
Отличие Пасхи от прочих праздников заключается еще и в том, что ни один из праздников не оставляет после себя такого долгого следа, как он, в церковном служении, в радостях всех получивших награды и в тех еще, кто, благодаря долгой великопостной диете и разговенам, нежданно для себя очутится больным на более или менее долгое время.
«Праздников праздник и торжество из торжеств», поется в одной из молитв, в ночь на Пасху. И это так, несмотря на некоторые, не совсем удобные и не желательные, последствия разгавливанья.
А разговляться будут всегда, как бы не ратовали против этого. А ратуют давно: еще Ломоносов сказал свое слово по этому предмету.
Всемирная иллюстрация : Еженед. илл. журнал. Т.5, № 17 (121) - 24 апреля - 1871.
Еще по теме:
Омовение ног в Исаакиевском соборе, в великий четверг (1871 г.)
Мироварение в Крестовой Палате (1871 г.)
Христос воскресе!
Встреча Пасхи в Казанском соборе (1871 г.)
|