Мироварение в Крестовой Палате
На страстной неделе совершилось в Москве священнодействие мироварения. Торжество началось в понедельник в девять часов утра. Преосвященный викарий московский Леонид совершил сперва молебствие, в присутствии многочисленных посетителей, наполнивших Крестовую Палату, и потом сам затопил очаг, в котором помещаются мироваренные котлы. Так как священнодействие это имеет весьма важное значение в православной церкви, то мы считаем не лишним представить читателю его краткий исторический очерк, главные основания которого мы извлекли из труда почтенного иеромонаха Иосифа, заведующего патриаршей ризницей.
Миропомазание ведет свое начало со времен апостольских, когда, вместо возложения рук, для сообщения даров святого Духа, вошло в употребление помазание миром. Еще в ветхом завете употреблялось помазание составленным по повелению Божию миром как поставляемых первосвященников и священников, так равно и некоторых принадлежностей скинии сведения.
В православной церкви святое миро со времен апостольских приготовляется и освящается:
во-первых, для помазания по совершении святого крещения над младенцами,
во-вторых, для совершения таинства миропомазания над присоединяемыми к православной церкви из других христианских исповеданий.
Кроме этого всеобщего употребления св. мира, оно употребляется также при освящении храмов,—когда это освящение совершается архиереем, — и им же помазуются на царство наши государи и их супруги, при их короновании.
Во всех остальных случаях св. миро пе употребляется, и его заменяет освященный перед священнодействием елей.
Еще с ветхозаветных времен св. миро заповедано составлять из лучших благовонных веществ, причем, под страхом смерти, запрещено было делать такой состав для другого употребления, кроме указанного законом. Таким же образом и в новозаветной церкви св. миро составлялось из многих благовонных веществ, в ознаменование, по свидетельству Дионисия Ареопагита, —
«благодатного благоухания многоразличных даров св. Духа, сообщаемых через миропомазание».
В греческой церкви употреблялось, как видно из одной старинной рукописи, до 50-ти разных веществ. У нас, в России, количество последних в разные времена менялось, и к концу XVIII столетия уменьшилось до 25-ти. В настоящее время их употребляется до тридцати.
Главный составной элемент св. мира—оливковое масло высшего достоинства, которого, соответственно вместимости мироваренных сосудов, употребляется каждый раз 20 пудов. Кроме масла идет до шести ведер лиссабонского вина, которое в течение процеса мироварения испаряется совершенно и вливается только для воспрепятствования иссушению и загоранию масла.
Вещества благовонные, разного веса, (от 2 пудов до 20 золотников) следующие: стиракса, ладоны: росный, простой, белый и черный, мастика, сандарак, розовые цветы, базилика, корни: фиалковый белый, имбирный, ирный, калганный, кардамонный, масло мушкатное густое, бальзам перувианский, терпентин венецианский, благовонные масла: бергамотовое, лимонное, лавендуловое, гвоздичное, богородицкой травы, розмаринное, лигнородийное, розовое, коричневое, маиоранное, померанцовое и мушкатвое жидкое.
Так как по установлению церкви освящение мира могут совершать только епископы, то и мироварение должно производиться в местопребывании архиерея. Но московский собор 1675 года, взяв в расчет трудность добывания в отдаленных местностях потребных благовонных веществ, постановил совершать это священнодействие в Москве.— как столице и центре тогдашней России,—и в Киеве, где оно совершалось еще раньше Москвы. В других же епархиях мироварение запрещено.
В Москве оно производилось прежде на паперти церкви «Трех Святителей»; но когда она в 1763 году разрушилась, то назначена была для него бывшая «Крестовая палата», в которой русские патриархи принимали царей, приезжих святителей и иноземных послов. В ней же производились заседания соборов; с 1721 года в ней постоянно заседали и члены Святейшего Сенода, до переведения последнего в Петербург.
Направо от входа, под красивой золоченой сенью, помещается каменный очаг с двумя серебряными, вызолоченными внутри, котлами, (смотри рисунок). Кругом по стенам стоят шкафы, а в глубоких окнах помещены под стеклами богатые коллекции старинных образков и медальонов. Правее очага, на время совершения мироварения, устраивается горка с сосудами и утварью, необходимой для священнодействия (см. рис.).
Прямо перед входной дверью—помещается пожертвованная императрицей Екатериной серебряная кадь, с золочеными рельефными украшениями, в которую сливают сваренное миро.
Весит она 11 пудов, 25 фунтов, 47 золотников, и сделана очень изящно. Наверху крышки изображен Самуил, помазующий на царство Давида, и ниже 4 евангелиста. Кроме того, на кади вырезана следующая подпись:
— «По всевысочайшему и богоугодному повелению благочестивейшия Государыни Великия Екатерины II, императрицы и самодержицы всероссийской, сделан сей сосуд к употреблению священного мироварения в шестое лето благополучного ея величества царствования, а от Рождества Христа Спасителя в 1767 году».
—По бокам кади на двух столиках помещаются золоченые крышки от котлов.
Сосуды, употребляемые при священном мироварении
Мироварение начинается в 9 часов утра в понедельник, и с этого часа в Крестовую палату пускаются все желающие, вплоть до четверга. Сначала преосвященный вместе со старшим духовенством совершает малое освящение воды, по окончании которого окропляет святой водой все приготовленные для мироварения принадлежности и благословляет вливать в котлы масло и вино.
Потом преосвященный возжигает огонь под котлами и начинает чтение евангелия, которое после него продолжает все старшее духовенство. Чтение евангелия продолжается в течение всех трех дней особо назначаемыми иеромонахами и священниками, а иеродиаконы и диаконы все это время поочередно мешают деревянными веслами варящееся миро.
В великий вторник, утром, вливается в котлы несколько вина, а в среду утром вкладывают приготовленные пахучие вещества, и миро варится до вечера, после чего его переливают в упомянутую серебряную кадь. Когда оно наконец остынет и гуща осядет, то в кадь вливают благовонные масла и потом разливают миро по серебряным кувшинам, которые, за печатью ризничего, оставляются в палате до утра.
В великий четверг, перед литургией, архиерей, облачившись в Успенском соборе, отправляется с крестным ходом, в сопровождении многочисленного духовенства, в Крестовую палату. Оттуда крестный ход возвращается обратно в собор. При этом архиерей, поддерживаемый двумя священниками, несет Алавастр с прежде освященным миром, (см. рис.), а за ним идет остальное духовенство, неся попарно серебряные кувшины с вновь сваренным миром. В алтаре собора Алавастр ставится сперва на жертвенник, а сосуды вокруг. Во время великого входа сосуды с миром выносятся из алтаря, и Алавастр, принятый архиереем от протопресвитера, ставится на престоле, а кувшины вокруг. При освящении даров архиерей произносит вслух положенную на освящение мира молитву и трижды благословляет каждый сосуд.
Освященное миро относится для хранения в патриаршую ризницу, откуда выдается бесплатно по требованию епархиальных властей, а ими уже рассылается в церкви. В церквах св. миро должно храниться постоянно на престоле и не должно оскудевать, так как оно всегда необходимо для совершения таинства миропомазания. Когда в московской ризнице св. миро подходит к концу, то назначается новое мироварение.
Алавастр, в котором хранится прежде освященное миро, принадлежит к числу замечательнейших редкостей. Он сделан наподобие того алавастра, из которого кающаяся Магдалина излила драгоценное миро на главу и ноги Спасителя, и, по преданию, прислан из Константинополя в Киев, в первые времена христианства на Руси. Сделан он из меди и весь выложен перламутровой чешуей. В нем хранится присланное тогда св. миро, из которого несколько капель каждый раз примешивается ко вновь варимому, после чего сосуд опять дополняется, чтобы не оскудевал священный источник. Из Киева Алавастр этот, с перенесением митрополии, перешел также в Москву и хранится здесь постоянно в патриаршей ризнице. 16 серебряных кувшинов, в которые разливается вновь сваренное миро, сделаны по повелению императора Павла, и весят по пуду каждый.
***
От торжества мироварения перехожу к другому великому торжеству, которое нигде, вероятно, в России не бывает так величественно, как в Москве. Я говорю про ночь светлого праздника в Кремле. Всякий иностранец, проживающий в Москве, непременно отправляется в эту ночь на соборную площадь, и целые толпы их гуляют по каменным плитам просторного двора. Зрелище, действительно, великолепное. Густая толпа народа, собравшаяся в ожидании радостной вести, двигается и толкается в темноте; в воздухе носится смешанный говор с преобладающим немецким оттенком, и все ждут 12 часов.
Между тем загораются по всем направлениям ряды плошек, освещая белые стены и золоченые главы храмов. Иван Великий начинает постепенно вырисовываться в темном ночном воздухе, и в открытые двери церквей видны густые толпы молящихся и облитая ярким светом позолота иконостасов.
Но вот толпа зашумела и двинулась к колокольне, на которой уже раскачивают язык царя-колокола; через минуту глухой удар его раздался в воздухе и дрожащей волной пронесся по безмолвной Москве. Город словно ждал сигнала, чтобы проснуться: со всех сторон понесся радостный ответный звон, и вся площадь зажглась тысячами огней. Всякий зажигает свою свечку, и все толпятся к лестницам церквей, в ожидании крестных ходов.
«Идут, идут!» — раздалось со всех сторон и из всех церквей потянулись разом крестные ходы. Наконец благая весть объявлена, сигнальная ракета, шумя и извиваясь, рассекла воздух и грозные орудия разрушения загрохотали с Тайницкой башни в честь торжества мира, братства и любви. Все Замоскворечье заблестело огнями и, грязное и неказистое днем, выглядывает теперь каким-то волшебным городом. Народ спешит на дворцовую набережную, чтобы полюбоваться видом и послушать поближе пушечные выстрелы, к которым, как и всякая толпа везде, питает непреодолимое влечение.
И долго еще стоит он уже после того, как улеглась последняя волна разбуженного звоном и выстрелами воздуха, ожидая чего-нибудь новенького и сожалея, что так мало было выстрелов, и только одна ракета.
Всемирная иллюстрация : Еженед. илл. журнал. Т.5, № 19 (123) - 8 мая - 1871.
Еще по теме:
Омовение ног в Исаакиевском соборе, в великий четверг (1871 г.)
Мироварение в Крестовой Палате (1871 г.)
Христос воскресе!
Встреча Пасхи в Казанском соборе (1871 г.)
|