nik191 Среда, 18.09.2024, 05:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2014 » Июль » 16 » Воздухоплавание и право каждого
11:12
Воздухоплавание и право каждого

 

Начало ХХ века время становления авиации. Естественно, что это развитие ставит перед человечеством и совершенно новые вопросы, связанные с использованием воздухоплавательной техники - правовые. Действительно, наличие частного права, границ, вопросы безопасности и многие другие  требовали своего разрешения. Именно этому и посвящена статья П. Маттеры, размещенная в "Новом Времени" начала века.

 

Воздухоплавание и право каждого.

П. Маттер.

Всякий прогресс науки и промышленности вызывает новые отношения между людьми и требует установления новых правовых норм. Воздушный двигатель также несомненно вызовет необходимость значительных изменений в законодательных положениях.

Хотя воздухоплавание известно уже более 100 лет, но развитие его шло очень медленно, и оно до последнего времени не давало ничего, кроме воздушных шаров, совершенно бессильных в борьбе с ветром. Успехи техники и особенно изобретение легкого двигателя дали сильный толчок его развитию. В течение нескольких лет дирижабли совершенно вытеснили устарелые круглые шары. Наконец появился совершенствующийся с каждым годом аэроплан. Уже теперь можно предвидеть, как много столкновений и конфликтов вызовет движение в воздухе. Здесь мы хотели бы указать на некоторые их них.

Раньше мог лететь всякий, кто хотел, но только за свой собственный риск. Икар не спрашивал разрешения ареопага на то, чтобы приклеить себе воском два крыла. Он погиб, но при этом пострадал только он один. В наши дни всякий воздухоплаватель, желавший захватить с собой попутчика, должен будет иметь на это специальное разрешение. Капитан дальнего плавания, шофер, проводник в Альпах должны выдержать соответствующий экзамен, и только тогда получают разрешение брать с собою других, когда докажут, что способны управляться сами.

Очевидно, в скором времени можно предвидеть установление особых свидетельств для воздухоплавателей, которые пожелали бы везти с собой пассажиров. В январе французский аэроклуб выдал несколько таких свидетельств; он очень строго относился к испытаниям и требовал безупречных полетов. Всего выдано до 26 свидетельст, в том числе братьям Райт, братьям Фарман, Полану, Блерио, Сантос-Дюмону, Латаму и др.

Таким образом придется устраивать экзамены и устраивать подготовлявшие к ним школы. Такое учреждение существует в зародыше в Париже, в самом центре науки, в Сорбонне. Благодаря пожертвованиям Дейча и В. Захарова, парижский университет мог открыть кафедры и лаборатории по аэронавтике; там могут подготовиться пилоты высоких полетов и скромные воздушные шоферы. Нужно только пожелать, чтобы практическое преподавание шло так же хорошо, как и теоретическое, и чтобы были приняты все меры к охранению жизни воздухоплавателей, для предупреждения возможного повторения тяжелых жертв прошлого года.

Существует старинный принцип права, по которому собственнику участка земли принадлежит соответствующее пространство над ней и под ней, «от ада до неба». Как же примирить этот принцип с правом летать по воздуху? Здесь сразу выступают на сцену две противоположные теории.

 

Согласно первой, каждый является полным хозяином у себя, имеет право на свою долю солнца и должен быть защищен от всяких покушений на это право. Вторая система совершенно категорически утверждает противное: воздушное пространство не может представлять собой частной собственности, так как оно по своему существу является общественным достоянием. Владелец земли имеет по отношению к воздушному пространству только одно законное право: он осуществляет его при наличности насаждений и построек, и теряет его, если им не пользуется. Яснее говоря, это право распространяется только до известной высоты. Французский ученый Фошил устанавливает следующие тезисы:

1) выше 300 метров воздух не принадлежит и не может принадлежать частному лицу;

2) до 300 метров право владения распространяется только до действительно занимаемого пространства.

Воздух, не занятый ни постройками, ни деревьями, считается общим достоянием.

Между этими двумя крайностями вырисовывается третья теория, которой, по-видимому, принадлежит, будущее: право владения землей распространяется на воздушное пространство постольку, поскольку оно может быть действительно осуществлено. Когда, благодаря развитию строительной техники, дома будут строиться выше, то в соответствии с этим и граница собственности на воздушное пространство будет отодвигаться вверх. Но ведь всегда будет предел, за которым прекращаются интересы собственника; за этим пределом прекратится право владельца запрещать те полеты, которые не будут приносить ему никакого вреда. Ведь и на земле свободный проход по полям запрещен только тогда, если он приносит ущерб хозяину. В небесном пространстве воздухоплавание должно разрешаться в том случае, если оно совершается на достаточной высоте и настолько умело, что не проносит никакого вреда обитателям земли.

 

Из этих правил уже само собой вытекает правило для спуска: он может совершаться только там, где не принесет никому ущерба. Если же спуск является необходимым для избежания какого-нибудь несчастного случая, то он может быть совершен где угодно, но при условии, что пилот обязан вознаградить владельца за причиненные ему убытки.

В некоторых местностях крестьяне уже настолько хорошо усвоили себе это правило, что очень охотно прибегают помогать спуску шара, а затем представляются громадные счета: раздавленные при спуске морковь и свекла оказываются самыми лучшими во всей стране, совершенно так же, как всегда прекрасно неслись те куры, которых раздавил автомобиль. Но существует суд, который может сократить слишком неумеренные требования.

В Париже уже нашлись предприимчивые люди: они построили несколько домов, в которых «полнейший новый комфорт» доведен до устройства особых площадок, в виде плоских крыш, предназначенных для остановки аэропланов обитателей дома.

В скором времени можно ожидать появления особых обществ перевозки по воздуху. Они дадут возможность, сначала конечно за высокую, а затем и более низкую плату, совершать воздушные путешествия; благодаря развитию и успехам техники, такие путешествия постепенно будут делаться все более продолжительными и все менее опасными. В Германии уже создались общества, поставившие своей задачей практическое применение изобретений графа Цеппелина.

 

 

Юристы предвидят возможные затруднения в будущем. Они уже рассмотрели новый устав перевозки по воздуху, приноравливая его не без основания к мореплаванию. Они обсуждали вопрос об ответственности за несчастные случаи, и наиболее компетентные в этом отношении высказались в следующем смысле: «Каждый, кто принимает участие в полете, будь то на обыкновенном воздушном шаре или аэроплане, за плату или даром, действует за свой собственный риск; но дело обстоит иначе, если полет совершается на дирижабле типа Цеппелин, так как публика туда приглашается».

 

Как поездка в экипаже, или катание на лодке, так и полет по воздуху сопряжен с известным риском. Для избежания несчастных случаев необходимо заранее принять соответствующие меры, и здесь проявились находчивость и предприимчивость финансистов. Мы живем во времена всевозможных страхований; страхуют себя решительно от всего: домовладельцы и квартиронаниматели от огня, обитатели пригородов от нападения воров, автомобилисты от несчастных случаев, нотариусы и банкиры от побега кассира в Брюссель, и каждый из них—на случай смерти.

Также необходимо застраховать себя и на время полетов. Совершенно не желая их рекламировать, мы все-таки должны указать, что три страховых общества, французское, швейцарское и американское, принимают страхование и от несчастных случаев во время воздушных путешествий. Существует особый тариф для пассажиров и для самих аппаратов, причем различаются полеты на аэропланах, дирижаблях и обыкновенных воздушных шарах. Нельзя при этом не указать, что американское страховое общество считает самым безопасным путешествие на аэроплане.

За гражданским уложением следует уложение о наказаниях. Здесь возникает один вопрос: на аэропланах могут совершаться различные преступления; преступление может заключаться даже в самом факте полета. Допустим, что на дирижабле, везшем несколько пассажиров, совершено преступление, кража или просто драка. В это время он перелетел из одной страны в другую.

Кто же будет разбирать это дело? Вполне естественно, что возможность таких случаев вызвала массу различных и совершенно неразработанных положений. Германские юристы предлагают, чтобы «преступление, совершенное на аэроплане, над какой бы частью света он ни находился в момент преступления, судилось по законам той страны, которой принадлежит аэроплан, независимо от национальности жертв преступления или самих преступников».

Другие признавали более правильным судить виновных по закону той страны, куда спустится аэроплан. Наконец третьи предлагают созвать по этому вопросу новую международную конференцию, и можно надеяться, что это пожелание осуществится в ближайшем будущем.

Кроме этих общих положений существует еще целый ряд специальных: например, падение какой-нибудь тяжести. Нарушение закона будет заключаться здесь в самом факте падения, но оно усилится и даже может перейти в преступление в случае падения этой тяжести на дома, населённые места, дорогу или улицу. Несчастный случай! Вот в чем придётся серьезно разобраться в будущем. Гражданское и уголовное право на Западе (во Франции) предусматривает несчастные случаи в момент спуска. О них уже поднимались горячие и интересные споры среди юристов. Укажем на два случая.

В 1904 г. воздушный шар «Тоuristе» так неудачно спустился в маленькую улицу, недалеко от Бастилии, что произошел взрыв, причинивший окружающим тяжелые увечья; было даже несколько случаев смерти. Суд, состоявшийся 25 января 1905 г., признал виновным пилота:

«ни одно обстоятельство, на которые он указывал, не может быть признано неожиданным или непредотвратимым».

В 1909 г. в Бельгии один аэронавт заметил, что из его шара начал выходить газ. Он решил спуститься в небольшом лесу, замеченном им невдалеке; но он пролетал над городом. Жители города, думая подать ему помощь, несмотря на его протесты, схватили концы веревок, спускавшихся из корзины. Шар стал спускаться в узкую улицу. Воздухоплаватель был принужден открыть клапан, и вышедший газ проник в дома. У одного из окон соседних домов стоял какой-то господин и курил папироску.

Произошел взрыв, несколько человек было ранено, а некоторые даже убиты. Аэронавт был признан виновным, но так как он был принужден спуститься вследствие вмешательства посторонних, то бельгийский министр юстиции заявил в парламенте:   

 «Ясно, что в этом происшествии виновен не один аэронавт. Виновны в нем также и те, которые заставили его спуститься, и человек, куривший в этот момент папироску».

Но ведь нельзя же запретить курить желающим!

 

Таких примеров можно было бы привести ещё очень много, но довольно и этих чтобы стало очевидно, что с развитием воздухоплавания необходимо и издание новых законов. Группа французских юристов уже занялась выработкой этих новых законов. Они учредили особую организацию, обнимающую собой всю Францию, с отделами для каждого города, где есть судебная палата, и с центральным комитетом в Париже.

Они пошли еще дальше: признав в отношении воздушных путей солидарность всех цивилизованных стран, они распространили свою организацию и на них. С поразительной быстротой сумели они учредить или отыскать подобные организации в других государствах; они объединены учреждением одного общего международного комитета, в который каждая страна может посылать своего представителя. В январь этого года вышел первый нумер журнала, издаваемого этой организацией; в нем помещен ряд статей лучших юристов всех стран. Это прекрасный пример общей работы на благо человечеству.

 

Еще по теме:

Дирижабли на войне

Человек делается птицей. Виктор Гюго о воздухоплавании

Воздухоплавание и право каждого

Военное воздухоплавание. «Парсеваль»

Воздухоплавание. Ангары

 

 

Категория: Исторические заметки | Просмотров: 905 | Добавил: nik191 | Теги: Право, воздухоплавание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz